Философия Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Философия. Учебник. 6-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.09.2011
ISBN: 9785392012916
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии

Глава 2 Сознание

Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия

Глава 2 Средневековая философия

Глава 3 Возраждение и реформация

Глава 4 Философия нового времени

Глава 5 Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм

Глава 2 Неопозитивизм

Глава 3 Феноменология

Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие

Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии

Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия

Глава 4 Познавательное отношение человека к миру

Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия

Глава 2 Этика

Глава 3 Эстетика

Глава 4 Философская антропология

Глава 5 Философия науки

Глава 6 Философия техники. Ссылки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2 Средневековая философия


1. Философия Средник веков


Средневековая философия охватывает значительный период времени: по меньшей мере от IX до XV вв. Главной ее характеристикой является, безусловно, тесная связь с христианской теологией и господствовавшим христианским мировоззрением. И хотя, с одной стороны, философия только в силу данного обстоятельства не перестает быть философией, т. е. рациональным поиском истины, она, с другой стороны, ограничивается в этом поиске требованиями христианской догматики, по причине чего средневековую философию часто называют христианской философией, и по причине чего на протяжении указанного периода нелегко обнаружить философскую систему, вступающую, по крайней мере, явно, в противоречие с данной догматикой. Кроме того, важным фактором, повлиявшим на становление и развитие средневековой философии, является то обстоятельство, что подавляющеебольшинство средневековых мыслителей были по преимуществу теологами, а не философами, и использовали философию как вспомогательный инструмент при решении теологических проблем. Отсюда и особый статус философии в Средние века: для средневекового мыслителя она естьапсШа Ихео1од1ае, служанка теологии.


В истории собственно средневековой философии, или схоластики, обычно выделяют четыре основных периода: предсхоластический (ок. 800— 1050), ранняя схоластика (1050—1200), высокая схоластика (1200 — 1350), поздняя схоластика (1350— 1500).


2. Предсхоластический период


Предсхоластический период является переходным этапом между патристикой и собственно средневековой философией. Нельзя сказать, что философия этого периода совершенно лишена всякой оригинальности, или, тем более, что ее вовсе не существовало, но невозможно, однако, не отметить, что за редчайшим исключением главной тенденцией творчества мыслителей данного периода становится не столько самостоятельное философствование, сколько сохранение и адаптация к новым культурно-историческим условиям античного философского наследия (отсюда активная комментаторская деятельность (глоссы) и составление разного рода энциклопедических сочинений). Впрочем, знакомство мыслителей этого периода с античной философией (как классического, так и постклассического периодов) было более чем несовершенным и отрывочным, а сама она рассматривалась и воспринималась преимущественно через призму творчестваАврелия Августина, Северина Боэцияи некоторых других раннехристианских авторов.


Именно Августин и Боэций предоставляют мыслителям IX— начала XI вв. материал для философских спекуляций; оригинальный Аристотель известен мало (в пределах отдельных сочинений по логике), а другие античные авторы неизвестны практически вовсе (исключение составляют отдельные трактаты Порфирия, Мар-циана Капеллы, Апулея, Цицерона). Еще одной характерной чертой философии данного периода (опять-таки за редчайшим исключением) является сужение ее горизонтов до логики, или, как ее тогда называли, диалектики, а также прочная инкорпорированность в общую теологическую картину мира: философия служила преимущественно как вспомогательный инструмент при толковании того или иного текста святого Писания.


Возникновение средневековой учености, как правило, связывается с деятельностью императора Карла Великого (768 — 814), который, покровительствуя наукам и искусствам и стремясь возродить почти утраченную после нескольких «темных столетий» Раннего средневековья античную образованность, основал в столице своего государства Аахене Палатинскую школу, ставшую важнейшим культурным центром тогдашней Европы. Главой школы и советником Карла в делах культуры, школы и церкви долгое время являлся Алкуин, или Альбин (ок. 730 — 804), известный также как основатель монастырской школы св. Мартина в Туре. Алкуин в немалой степени способствовал возрождению и широкому распространению науктривия (риторика, грамматика, диалектика, или логика) и квадривия (арифметика, геометрия, астрономия, музыка), бывших в поздней Античности основой образования. В числе главных сочинений Алкуина можно назвать трактаты«Ие Ше ТппИаШ»(«О вере в Троицу») и«Ое гаИопе атшае»(«О понятии души»). Первый, посвященный преимущественно специфически христианской трини-тарной проблематике, содержит, тем не менее, наброски естественной теологии2(так, Альбин, опираясь не на авторитет Писания, но на разум, показывает, что Бог абсолютно прост, неизменен, вечен, используя при этом категориальный аппарат Аристотеля, понятия о субстанциальной и акцидентальной предикации и т. д.), второй посвящен отдельным проблемам психологии, решаемых преимущественно в августинианском ключе (вслед за Августином Алкуин определяет душу как бессмертную простую разумную духовную субстанцию, наделенную свободой воли, а среди основных способностей души называет разум, волю и память).


В германских землях программу Алкуина по восстановлению науктривия и квадривия реализовывал его ученик Рабан Мавр (776 — 856), архиепископ Майнцский, прославившийся своим всеобъемлющим сочинением«Ве итуегзо»(«О вселенной»). Кроме него, среди учеников Алкуина можно назвать Фредегизия Турского (ум. 834), автора «Письма о ничто и тьме», в котором он пытался осмыслить христианский догмат о творении из ничто. При этом Фредегизий, используя инструментарий грамматики и формальной логики, утверждал, в частности, что термину «ничто» должен соответствовать некий реальный объект, поскольку всякое имя, обладающее определенным значением, должно обозначать нечто реально существующее.


Среди других заметных мыслителей этого периода можно выделить Пасхазия Радберта (ум. 851), автора«Бе Ше, зре е1 сапШе»(«О вере, надежде и любви»), Гейрика (834 — 881) и Ремигия (ум. 904) из Осера, авторов глосс к«Десяти категориямГерберта из Орильяка (ок. 938—1003) (с 999г.— римский папа Сильвестр II), прославившего своей ученостью кафедральную школу в Реймсе, его ученика Фульбера (ум. 1028), основателя школы в Шартре.


Следует отметить также, что именно в этот период в оборот входит термин «схоластик» (зсЬо^зИсиз — от зсЬо1а, школа). Изначально этим именем в школах каролингской эпохи называли учителей тривия и квад-ривия, а впоследствие оно стало употребляться более широко — как синоним образованного и ученого человека, занимающегося преподавательской деятельностью. Поэтому философия и теология, преподававшиеся в средневековых школах и университетах, получили название « схоластических».


Наиболее ярким явлением в философии данного периода является, безусловно, творчество ирландцаИоанна Скота Эригены (ок. 810— ок. 877).Эригена был, по сути дела, первым мыслителем Средневековья, создавшим оригинальную и всеобъемлющуюфилософскуюсистему, представленную в его главном сочинении«Ве йтзюпе па1игае»(«О делении природы»), которая могла конкурировать сфилософско-теологичес-кимсинтезом таких авторов, как Алкуин, Рабан Мавр и др. Для своего времени Эригена обладал чрезвычайно широким кругозором. Великолепно зная греческий язык (что было крайне редким явлением для Западной Европы той эпохи), он первым осуществил качественный перевод на латынь сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита, переводил трактаты Максима Исповедника, Григория Нисского и др. Эригена, таким образом, испытал значительное влияние греческой патристики (прежде всего, Псевдо-Дионисия), и, соответственно, неоплатонической традиции.


Касаясь взаимоотношения веры и разума, Иоанн Скот Эригена утверждает следующее. Человечество прошло две последовательные стадии по отношению к познанию истины. Первая стадия — до воплощения Христа. На этом этапе разум человека настолько искажен и замутнен первородным грехом, что единственным источником познания для него является естественная философия, или физика. Но после воплощения Христа, Искупления и распространения Откровения человек может черпать истину из непогрешимого источника — св. Писания. На этой стадии как философы, так и теологи научаемы Откровением, а потому философия есть ничто иное как религия. Отсюда знаменитая фраза Эригены:уега рЬИозорЫа уега геНдю ез((истинная философия есть истинная религия).


Однако в вопросе о том, как именно следует извлекать истину, заключенную в Писании, Эригена занимает позицию, отличную от точки зрения большинства современных ему теологов. Эригена считает, что главным авторитетом при толковании Писания является разум, поэтому, хотя к авторитету Отцов Церкви следует прислушиваться, нельзя возводить их в абсолют. Разум в постижении Писания может идти столь же далеко, сколь вера, все церковные догматы могут иметь рациональное объяснение, что впрочем, понятно, ибо Эригена не делает различия между философией и теологией.


В центре философской системе Эригены находится учение о природе и ее четверном делении. Природа — полнота реальности, включающая как Бога, так и Его творение. Природа «есть общее имя для всего, что существует и не существует» (сущим при этом Эригена называет то, что доступно человеческому познанию, а не-сущим — то, что превышает познание человека).


Как таковая природа подразделяется на: 1) творящую и несотворенную (Бог как творец); 2) творящую и сотворенную (Божественные идеи, сообразно которым Бог творит мир); 3) сотворенную и нетворящую (Твар-ные вещи тварного мира); 4) несотворенную и нетворящую (Бог как цель, к которой возвращаются все вещи этого мира). Важно отметить, что данное деление природы представляет из себя не деление рода на виды, но скорее, вполне в русле неоплатонической традиции, логико-онтологический порядок исхождения всех вещей от Бога.


Первая природа,т. е. Бог-творец, трактуется Эри-геной как не-сущее: в том смысле, что мы не можем иметь о Нем никакого положительного знания. Поэтому нельзя говорить, что Бог существует, является мудрым, справедливым и т. д.; можно только сказать, что Бог сверх-сущий, сверх-мудр, сверх-справедлив и т. д. Несмотря на то, что как таковой Бог непознаваем, Он отчасти открывается нашему познанию в теофаниях (богоявлениях), которые и служат средством познания Бога. Такие теофании суть вещи и явления сотворенного мира и озарения божественной благодати.


Вторая природа,или Божественные идеи, созданы и сформированы в Божественном Слове (Разуме Бога): они тварны и не суть Бог. Идеи вечны, однако не в том смысле, в каком вечен Бог: Бог не имеет никакого начала, а идеи, будучи тварными и вторичными по природе, имеют начало в самом Боге. Творение идей — первый этап теофании. Поскольку Бог за пределами сущего, то он непознаваем не только для нас, но и для самого себя, поэтому первое богоявление — это творение идей, благодаря которым Он познает сам себя.




Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

349
 Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством!