Философия Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Философия. Учебник. 6-е издание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 07.09.2011
ISBN: 9785392012916
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I Введение в философию. Глава 1 Предмет философии

Глава 2 Сознание

Раздел II История философии. Глава 1 Античная философия

Глава 2 Средневековая философия

Глава 3 Возраждение и реформация

Глава 4 Философия нового времени

Глава 5 Немецкая классическая философия

Глава 6. Русская философия

Раздел III Философия XX века. Глава 1 Прагматизм

Глава 2 Неопозитивизм

Глава 3 Феноменология

Раздел IV Философия как система идей. Глава 1 Становление онтологии как учение о бытие

Глава 2 Понятие бытия и варианты онтологии

Глава 3 Фундаментальные свойства и диалектика бытия

Глава 4 Познавательное отношение человека к миру

Раздел V Сферы философского знания. Глава 1 Социальная философия

Глава 2 Этика

Глава 3 Эстетика

Глава 4 Философская антропология

Глава 5 Философия науки

Глава 6 Философия техники. Ссылки



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5 Немецкая классическая философия


1. Истоки и предпосылки


Немецкой классической философией в отечественной литературе принято называть совокупность философских учений И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Д. Фейербаха. Их объединяет пристальное внимание к природе духа, трактующегося через понятия деятельности и свободы, которые рассматриваются в том числе и в историческом плане. Немецкую классическую философию иногда пытаются истолковать в качестве интеллектуального эквивалента Великой Французской революции 1789 года. Однако ничуть не в меньшей степени ее можно рассматривать как завершение или развитие философии немецкого Просвещения XVIII столетия. Восемнадцатый век в философском отношении оказался очень благоприятным для Германии, хотя еще в начале этого столетия она заметно отставала от Англии и Франции. Философской литературы на немецком языке практически не издавалось, не было и устоявшейся терминологии. Кардинальное изменение ситуации было связано с именемХристиана Вольфа (1679-1754).Вольф почувствовал большие спекулятивные возможности немецкого языка и провел глобальную терминологическую реформу. Обладая к тому же незаурядным систематическим даром, он адаптировал идеи великих мыслителей XVII века, Декарта и Лейбница, для нужд 1 /5


университетского образования. Ученики Вольфа — А.Г. Баумгартен, Ф.Хр. Баумейстер и др. создали ряд классических учебников, по которым многие поколения студентов усваивали азы новоевропейской метафизики. В 20-е — 40-е годы XVIII века вольфианство стало самым влиятельным философским движением в Германии. Однако у Вольфа было и немало противников, среди которых выделялись так называемые «эклектики». В столкновении вольфианцев и эклектиков и развивалась немецкая философия эпохи Просвещения. Эклектики — И.Ф. Будде, И.Г. Вальх, Хр.А. Крузий, И.Г.Г. Федер, К. Мейнерс и др. сочетали теологическую ангажированность с приверженностью «здравому смыслу», с позиций которого они атаковали экстравагантную вольфовскую теорию «предустановленной гармонии» между душой и телом, унаследованную им от Лейбница. Поначалу вольфианцы отбивали эти нападки, но со временем более «здравые» теории эклектиков стали брать верх. С 50-х гг. влияние Вольфа резко сокращается. Наступает период неопределенности и относительного равновесия различных школ. В это же время в Германии начинается бум переводческой деятельности. С подачи прусского короля Фридриха И, увлеченного идеями парижских просветителей — Вольтера, Руссо, Ламетри и др., возникает мода на материализм и свободомыслие. Французские же мыслители, многие из которых переехали в Берлин и получили посты в Королевской академии наук, пропагандировали в Германии теории британских философов — Локка, Хатчесона, Юма и др. В результате в 50-е — 60-е годы в Германии сформировалась исключительно насыщенная философскими идеями среда, которая не могла не стать основой для масштабных системных построений самого разного толка. В сфере методологических изысканий особых успехов достиг И.Г. Ламберт, автор «Нового органона» (1764), аИоганн Николас Тетенс(1738-1807) создал один из самых утонченных в истории новоевропейской метафизики трактат по философии сознания и антропологии — «Философские опыты о человеческой природе и ее развитии» (1777). В аналитическом ключе, пытаясь решить загадку сознания, Тетенс пришел к выводу, что сознание возникает из ]/0 самопроизвольной активности души при смене психических состояний. Эта творческая активность является исключительной особенностью человека. Она проявляется не только в сознании, но в постоянном стремлении к развитию. Поэтому человека, по Тетен-су, можно определить как существо, которое способно модифицироваться и совершенствоваться. Воздействие идей Тетенса на последующую мысль было, однако, не очень большим. Иначе обстояло дело с Иммануилом Кантом, испытавшим влияние Баумгартена, Крузия, Юма, Руссо и других авторов, но создавшим оригинальную систему, которая оказала революционное воздействие на всю европейскую философию, не ослабевающее и по сей день.


2. Философия Канта


Кант родился в 1724 году в Кенигсберге, где и прожил всю жизнь. После учебы в университете «Аль-бертина» и нескольких лет учительства он стал университетским преподавателем, сначала приват-доцентом, а с 1770 года — профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти в 1804 году. В творчестве Канта выделяют два периода: «до-критический» (примерно до 1770 г.) и «критический».


Для докритического периода характерен интерес Канта к естественно-научным и натурфилософским темам. Кант писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т. п. Важнейшим трактатом этого цикла стала «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Здесь Кант рисует картину развивающейся вселенной, естественным путем формирующейся из хаоса материи под воздействием сил притяжения и отталкивания.


Другим важнейшим направлением теоретических изысканий Канта в докритический период была философская методология. Кант хотел отыскать способ превращения метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться математике. Кант доказывал, что методы этих наук разнятся. Математика конструктивна, метафизика — аналитична.Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить элементарные понятия человеческого мышления.И уже в докритический период Кант не раз высказывал мысль, что философ должен всячески сторониться произвольных измышлений. Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого познания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ док-ритического периода «Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики» (1766). И именно эта тема выходит на первый план в сочинениях критического периода, прежде всего в знаменитой «Критике чистого разума» (1781).


Главной темой «Критики»Кант объявляет поиск ответа на вопрос «как возможны априорные синтетические суждения?»1. За этой «школьной» формулировкой (синтетическими суждениями Кант называет такие, в которых предикат извне присоединяется к субъекту; им противоположны аналитические, эксплицирующие содержание субъекта) скрывается следующая проблема: каким образом можно достоверно (с надлежащей всеобщностью и необходимостью — критериях априорного) узнать что-то о вещах, которые не даны или пока еще не даны нам в чувственном опыте? Кант был уверен, что подобные знания существуют. В качестве примера он приводил математические теоремы, выводам которых заведомо соответствуют все предметы, которые можно встретить в чувствах, а также принципы «чистого естествознания», вроде тезиса «все изменения имеют причину». Но как же человек может предвосхищать то, что еще не дано или вообще не существует? Кант доказывал, что подобная ситуация возможна лишь в том случае, если познавательные способности человека каким-то образом определяют вещи. Такой взгляд на проблему, противоречащий «видимости», состоящей в том, что наши понятия о мире, наоборот, формируются вещами, сам Кант называл «коперниканским переворотом» в философии. Понятно, однако, что человек не является творцом вещей. Поэтому если он и может определять их, то только с формальной стороны. И он может определять лишь те вещи, которые могут быть даны ему в опыте, имеют к нему отношение.


Вещи, поскольку они имеют отношение к нам, Кант называет «явлениями», или «феноменами». Им противостоят «вещи сами по себе». Поскольку человек, по определению, не может формировать вещи сами по себе, их априорное познание невозможно. Не даны они и в опыте. Поэтому Кант заключает, что такие вещи непознаваемы. Тем не менее он допускает их существование, т. к. в явлениях должно что-то являться. Вещи сами по себе «аффицируют» нашу чувственность. Они являются источником «материальной» стороны явлений. Формы же явлений привносятся нами самими. Они априорны. Кант выделяет две таких формы— пространство и время.Пространство составляет форму «внешнего чувства», время — «внутреннего», раскрывающего мир наших эмоций и переживаний.


Мысль о том, что пространство не существует независимо от человеческого восприятия, может показаться странной. Кант, однако, настаивает, что если бы пространство не было априорной формой чувственности, то аподиктическая экспликация2его соотношений в геометрии была бы невозможна. Последняя должна была бы оказаться эмпирической наукой, но дисциплины такого рода никогда не могут быть полностью достоверными. В любом случае, однако, чувственность не исчерпывает всего объема человеческого познания. Уже всякое реальное восприятие предполагает: 1) данность предмета в чувственном опыте, 2) осознание этого предмета. Сознание не имеет отношения к чувственности. Чувства пассивны, а сознание — спонтанное действие. Кант показывал, что всякий акт сознания, который может быть выражен формулой «Я мыслю нечто», предполагает рефлексию, самосознание, открывающее нам единое и тождественное Я, единственное неизменное в потоке представлений.




Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

349
 Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия. Учебник. 6-е издание

Данная книга представляет собой последнее, шестое издание классического учебника философии авторского коллектива МГУ им. М. В. Ломоносова.Здесь нашли отражение все основные компоненты вузовского курса философии. Учебник знакомит с историей развития философской мысли, основными проблемами современной философии. Значительное внимание уделено философским теориям ХХ века, освещены основные разделы современного философского знания -онтология, теория познания,социальная философия, этика, эстетика и др. Отличительная черта учебника — наличие лав по философии науки и техники, изучение которых необходимо в аспирантуре. Глубина и точность изложения материала обеспечиваются тем, что каждая глава написана и отредактирована специалистами в соответствующей области. Рекомендуется студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Внимание! Авторские права на книгу "Философия. Учебник. 6-е издание" (Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В.) охраняются законодательством!