|
ОглавлениеМодуль 1. Техника речи. Блок 1. Дыхание и речь Блок 6. Слова и звуки-паразиты Блок 7. Тембр, диапазон голоса Блок 3. Слова, которые мы выбираем Блок 4. Привлечение внимания слушателей Блок 8. Отпор словесной агрессии Блок 1. Пластика, позы, жесты, мимика, походка, рукопожатие Блок 2. Внешний вид, одежда, макияж, парфюмерия Блок 4. Навыки телефонного разговора Блок 2. Парадоксальное мышление Блок 3. Работа с зарубежными партнерами Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуБлок 2. АртикуляцияЛюбая устная речь прежде всего зависит от артикуляции, то есть от работы губ и всего речевого аппарата. Конечно, губы человеку даны от природы — их форма и активность являются врожденными, наследственными, однако активность губ вполне может корректироваться: ведь губы, как известно, состоят из большого количества маленьких мышц, а они, как и все другие мышцы, тоже поддаются тренировке. Губы — самая подвижная часть лица, и их форма, движения во время разговора непременно производят на собеседника впечатление, хотя нередко — только на уровне подсознания. Ведь недаром же у нас почему-то считается, что тонкие губы — у злых людей, а толстые — у добрых. Мы обращаем внимание не только на содержание слов, но и отмечаем про себя, что такой-то человек, хоть и говорит красно, да вот все-таки производит неприятное впечатление, не вызывает доверия только потому, что рот у него — как узкая, неподвижная щель и он говорит, почти не разжимая губ. Очень неприятно выглядят также и капризничающий ребенок, а особенно — барышня-кривляка с их ужимками, перекошенными губами и утрированной мимикой лица. Как правило, у нетренированных людей губы и весь речевой аппарат имеют недостаточную активность и подвижность. Для устранения этого недостатка рекомендуются нижеследующие упражнения. Упражнение 1. Тренировка наблюдательности. В течение недели понаблюдайте за вашими собеседниками, случайными попутчиками на транспорте, на улице, в магазине. Насколько активны их губы? При этом проанализируйте отдельно работу верхней и нижней губы. Какие недостатки артикуляции вы заметили? При просмотре телепрограмм и художественных фильмов обратите внимание на работу губ профессиональных телеведущих и киноартистов. Научитесь видеть разницу в работе губ профессионалов и обычных людей. Выключив звук и переключая с программы на программу, глядя только на губы говорящих на экране, скажите, кто перед вами — тренированный профессионал или «человек с улицы»? Упражнение 2. Активизация работы губ и всего речевого аппарата. Для этой цели очень хорошо подходят скороговорки, которые широко используются в программах обучения актеров и лиц других речевых профессий. Например, такие: Сшит колпак, да не по-колпаковски — надо его переколпаковать, перевыколпаковать. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. На дворе трава, на траве дрова. И так далее. Дополните список скороговорок еще и другими — теми, которые вы сами вспомните. Впишите их в вашу тетрадь и тоже используйте для тренировок. Как надо работать над скороговорками? Сначала читайте первую скороговорку медленно, с главной целью — прочесть (проговорить) правильно, не сделав ни одной ошибки. Засеките время произнесения. Читайте снова и снова, постепенно (но не слишком быстро и не насильственно) ускоряя чтение. Главное — не скорость, а правильное, безошибочное произнесение. Наращивайте скорость очень медленно. Окончательный результат будет достигнут отнюдь не в первый же день, а после нескольких дней тренировок. И только тогда, когда вы начнете блестяще проговаривать первую скороговорку, переходите к следующей. Не сравнивайте себя с другими, ведь у каждого своя, индивидуальная скорость говорения, свои, индивидуальные губы, темперамент и весь речевой аппарат! Внимание! Авторские права на книгу "Деловое общение. Уроки речевика-имиджмейкера. Учебное пособие" (Мальханова И.А.) охраняются законодательством! |