История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

Зарубежное Россиеведение

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.06.2013
ISBN: 9785392114030
Язык:
Объем текста: 756 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел І. Методологические основания и источниковая база зарубежного россиеведения. Глава 1. Историко-документальное наследие россиеведения за рубежом

Глава 2. Зарубежное россиеведение и российское отечествоведение: пути взаимодействия

Глава 3. Источниковедение российской эмиграции

Глава 4. Документы из архивов отечественных органов государственной безопасности как источник по зарубежному россиеведению

Раздел II. Феномен западной советологии. Глава 1. Советология в контексте советской и постсоветской историографии

Глава 2. Революция в России и СССР, 1917-1991 гг.: ключевая проблема в западной советологии

Глава 3. Россиеведение русской эмиграции

Глава 4. Западное экспертное сообщество: проблемы институализации

Раздел III. Россиеведение в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Глава 1. Концептуализация политики США в отношении России в 2000-е гг.

Глава 2. История России ХХ в. в США: темы и парадигмы

Глава 3. Современная Россия и национальная безопасность Соединенных Штатов Америки

Глава 4. От россики к советологии: формирование образа России в британском научном россиеведении в XX в.

Раздел IV. Россиеведческие исследования в Германии и Франции. Глава 1. Германские исследования России

Глава 2. Французкая историческая мысль о развитии России ХХ — начала XXI в.

Раздел V. Польский опыт россиеведения. Особенности развития россиеведения в Польше

Раздел VI. Россиеведение в Китае и Турции. Глава 1. Россиеведение в Китае

Глава 2. Пролегомены к истории россиеведения в Турции

Раздел VII. Проблемы россиеведения на страницах зарубежных учебников истории СССР\России XX в. в школьных учебниках ФРГ и Австрии

Австрийские учебники

Политические партии против царизма

Новая революционная партия Ленина

Февральская революция

Революции свергают царя

Октябрьская революция: захват власти большевиками

Путь к единоличному господству большевиков

Гражданская война и военный коммунизм

Ленинская новая экономическая политика

Партия — единый монолит

Глава 2. Западное университетское россиеведение на рубеже столетий

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Н. Давлетшина


Глава 4. Западное экспертное сообщество: проблемы институализации


По различным оценкам, в мире насчитывается от 3500 (согласно данным национального Института научных исследований в Токио) до 4500 (данные Научно-исследовательского Института внешней политики Соединенных Штатов Америки) и даже 5465 (исследование, проведенное в 2008-2009 гг. в Университете Пенсильвании (University of Pennsylvania)) экспертно-аналитических центров (см.: The Think Tanks and Civil Societies Program 2008 // http://gtmar-ket.ru/files/research/Think-Tank-Index-2008.pdf).


Эти экспертно-аналитические центры принято называть фабриками мысли, или Think Tanks. В литературе нет единого мнения по поводу того, что следует понимать под Think Tanks, а многие определения и обоснования фабрик мысли представляют собой не попытку определить по существу цели и формат этих структур, а скорее являются оценочными характеристиками. Например, по мнению Н. А. Нарочницкой, эти мощные генераторы идеологии создают тонким и опосредованным образом мировоззренческие аксиомы сознания для посвященных и стереотипы для профанов, их широкая международная активность подменяет и дополняет работу американской дипломатии и идеологической разведки. Наконец, именно они и составляют кровеносную систему связи между элитами, по которой циркулирует «истинное знание», в то время как СМИ виртуозно отождествляют интересы США с морально-этическими канонами универсума и обрабатывают многомиллионный «демос», наивно уверенный в своей мнимой «кратии».


С другой стороны, фабрики мысли, или мозговые центры, считают независимыми, не ориентированными на прибыль исследовательскими организациями, созданными в целях обсуждения и по возможности проталкивания важных для общественной (публичной) жизни решений, а также продвижения той или иной практической политики в той или иной сфере, отрасли общественной жизни (см.: Barry Wood. «Голос Америки», передача из Праги от 16 мая 1995 г. //http://www.b-info.com/places/Bulgaria/news/95-05/maylô.voa). Есть мнение, что фабрики мысли призваны продвигать рациональное политическое действие в демократическом обществе (см.: Raising the Bar: Redefining Relations Between the Individual and the State in by Takahiro Suzuki //http://www.nira.go.jp/publ/review/97winter/suzuki.html).


Одна из влиятельных Think Tanks - Брукингский институт (Brookings Institution) — в качестве своей миссии видит предоставление авторитетной информации, высказывание критических оценок и осуществление обстоятельного объективного анализа мировых событий, а также предварение (опережение) развития событий, которые, вероятнее всего, будут влиять на американскую внешнюю политику в будущем (см.: http://www.brook.edu/fp/fphp.htm — Foreign Policy Studies Richard N. Haass, Director).


Аналитические центры относятся к институтам интеллектуального обеспечения политики и являются особой формой организации экспертного сообщества интеллектуалов для участия в современном демократическом политическом процессе. Мы исходим из того, что фабрики мысли являются связующим звеном «корпорации интеллекта» и государственной политики, инструментом социальной инженерии по реформированию общества и созданию публичной политики.


Большинство центров базируется в Соединенных Штатах Америки. По мнению экспертов — исследователей рейтинга Think Tanks в мире (исследование было проведено в Университете Пенсильвании), в США насчитывается 1777 центров. Всего в Северной Америке базируется 1872 исследовательских центра, в Западной Европе — 1208, в Азии (сюда авторы исследования включили пять среднеазиатских республик бывшего СССР) — 653, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна — 538, в Восточной Европе (в том числе в России) — 514, в Африке южнее Сахары — 424, на Ближнем Востоке и в Северной Африке — 218, в Океании — 38 (см.:http://gtmarket.ru/files/research/Think-Tank-Index-2008.pdf).


Таким образом, география исследовательских центров достаточно широка — 170 стран мира. В первую десятку входят:


США — 1777;


Великобритания — 283;


Германия — 186;


Франция — 165;


Аргентина — 122;


Индия — 121;


Россия -107;


Япония — 105;


Канада — 94;


Италия — 87.


На постсоветском пространстве рейтинг выглядит следующим образом: на Украине — 45 исследовательских центров, в Эстонии — 15, в Грузии — 14, в Литве, Армении и Азербайджане — по 13, в Беларуси — 12, в Кыргызстане и Латвии — по 9, в Казахстане и Узбекистане — по 8, в Таджикистане — 6, в Молдове — 5 (см.:http://gtmarket.ru/files/research/Think-Tank-Index-2008.pdf).


Изучение деятельности экспертных центров обычно базируется на справочной литературе и информации, которую они предоставляют сами о себе на своих официальных ресурсах. Какие-то выводы о деятельности тех или иных экспертных и (или) аналитических структур невозможно сделать без изучения выпускаемых ими продуктов — аналитических записок, докладов, статей, монографий, материалов конференций и «круглых столов». Интересны в качестве источников исследования мемуары и интервью экспертов этих центров. В качестве источников можно рассматривать функции по поддержанию социальной системы, которые выполняют интеллектуалы. Нельзя не брать в расчет роль и влияние интеллектуалов на современные социально-политические процессы, в том числе зафиксированные в исследованиях, где интеллектуалы и эксперты выступают как субъект политики и власти. Это можно проследить по работам Т. Уайта, Ч. П. Сноу, П. Дж. Бьюкенена и др.


Общие представления об аналитических центрах как субъектах политики, их функции, типологические черты, формы участия в политическом процессе можно проследить по работам П. Диксона, Дж. Смита, Т. Корнелла, Э. Джонсона, У. Данна, К. Уивера, Э. Рича, а среди российских авторов — например, в работах А. Ю. Сунгурова, В. JI. Римского, В. А. Филиппова, В. Е. Улаховича и др. По работам К. Уивера, X. Уоллэка, М. Долни, Д. Эбельсона можно проследить качественное и количественное влияние аналитических центров на политический процесс. Среди отечественных исследователей эти вопросы поднимали О. Антоненко, С. П. Перегудов.


В литературе рассматриваются вопросы истории возникновения и развития аналитических центров в различных странах мира: история мозговых центров США раскрывается в работах П. Диксона, Дж. Смита, Дж. Макгэна, Д. Стоуна, Т. И. Виноградова, И. Я. Кобринской, Н. А. Нарочницкой; становление российских центров можно проследить по работам В. В. Игрунова, А. С. Макарычева, Д. Г. Зайцева, В. Б. Якубовского; история европейских экспертных центров прослеживается по работам К. Квигли, Э. Джонсона, М. Гарнета, М. Тунерта; история экспертных центров Латинской Америки показана в трудах Р. Гуадарама, О. Лемме; об истории экспертных центров Азии можно прочитать в работах К. Зхао, Т. Шимиза, М. Таннера.


Интерес могут представлять сравнительные исследования, например работы Р. Страйка или Дж. Макгэна.


Таким образом, недостатка в литературе по данной проблематике нет, разве что недостаточно исследован вопрос роли и места аналитических структур в политическом процессе в отечественной политологической литературе.


Многие центры имеют широкую разветвленную структуру по всему миру или филиалы в тех регионах, которыми они занимаются. Think Tanks, или в более широком смысле — исследовательские центры, существуют в разных условиях и решают различные задачи — от глобальных тем, например в сфере безопасности, до совсем узких проблем. Центры различаются по целям и задачам, которые они призваны решать, по источникам и объемам финансирования, подотчетности и т. д. Они могут обслуживать отдельные государственные структуры — чаще всего это внешнеполитические ведомства государств. Также они могут быть составной частью структур партийных или аналитическими центрами корпораций. Понятно, что в рамках одной главы трудно выделить все типические черты, поэтому мы ограничимся выявлением наиболее важных трендов.


Но сначала остановимся на основных причинах появления фабрик мысли. Традиционно государственные структуры, занимаясь проблемами, требующими нетрадиционных решений, использовали опыт, накопленный академическими структурами. Они обращались за помощью к академическому сообществу — в аналитические исследовательские центры университетов, поскольку, как правило, хорошо известно, в каком из университетов базируется та или иная научная школа или где работают профессора, разработки которых можно было бы использовать. Параллельно с этим в научном сообществе шел процесс накопления критической массы интеллектуального капитала, общественно-экономические и социально-политические науки стремительно развивались, и постепенно стали создаваться академические и университетские лаборатории, работающие над решением наиболее востребованных проблем. Формат работ и отчетность по ним все чаще соответствовали требованиям правительственных структур — политические рекомендации, программы и т. п. В качестве примера уместно привести Брукингский институт (Brookings Institution), созданный в 1916 г., или образованный тремя годами позже Институт Гувера (Hoover Institution) при Стэнфордском университете (Stanford University). Но вскоре по понятным причинам произошло смещение приоритетов политики в военно-стратегическую плоскость. Публичная политика вплоть до 60-х гг. не существовала независимо от военно-промышленного комплекса. Исследования научных центров в основном концентрировались вокруг проблем войны и мира, борьбы между различными социальными системами, и, соответственно, научные и экспертные центры в этот период, прежде всего в США, функционировали под патронажем военно-промышленного комплекса.




Зарубежное Россиеведение

Данное учебное пособие хронологически охватывает в основном XX—XXI вв. и является результатом активного участия РГГУ, его Историко-архивного института в Болонском процессе, в первую очередь определенным итогом деятельности университетских и институтских международных магистратур по истории, политологии, международным отношениям. Его авторы — читающие магистерские курсы ученые, поэтому не в последнюю очередь книга адресована слушателям международных вузовских магистратур. В учебном пособии рассматриваются вопросы, касающиеся системы россиеведческих научных центров за рубежом, круга решаемых ими проблем; истории и организации архивной россики; современных анализов советологических концепций; возможностей отечественных органов госбезопасности в вопросах научного раскрытия зарубежных аспектов россиеведения; роли РФ в системе международной безопасности и др. Предназначено для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами россиеведения. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zarubezhnoe_rossievedenie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

Данное учебное пособие хронологически охватывает в основном XX—XXI вв. и является результатом активного участия РГГУ, его Историко-архивного института в Болонском процессе, в первую очередь определенным итогом деятельности университетских и институтских международных магистратур по истории, политологии, международным отношениям. Его авторы — читающие магистерские курсы ученые, поэтому не в последнюю очередь книга адресована слушателям международных вузовских магистратур. В учебном пособии рассматриваются вопросы, касающиеся системы россиеведческих научных центров за рубежом, круга решаемых ими проблем; истории и организации архивной россики; современных анализов советологических концепций; возможностей отечественных органов госбезопасности в вопросах научного раскрытия зарубежных аспектов россиеведения; роли РФ в системе международной безопасности и др. Предназначено для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами россиеведения. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zarubezhnoe_rossievedenie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Зарубежное Россиеведение" (Безбородов А.Б.) охраняются законодательством!