История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

Зарубежное Россиеведение

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.06.2013
ISBN: 9785392114030
Язык:
Объем текста: 756 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел І. Методологические основания и источниковая база зарубежного россиеведения. Глава 1. Историко-документальное наследие россиеведения за рубежом

Глава 2. Зарубежное россиеведение и российское отечествоведение: пути взаимодействия

Глава 3. Источниковедение российской эмиграции

Глава 4. Документы из архивов отечественных органов государственной безопасности как источник по зарубежному россиеведению

Раздел II. Феномен западной советологии. Глава 1. Советология в контексте советской и постсоветской историографии

Глава 2. Революция в России и СССР, 1917-1991 гг.: ключевая проблема в западной советологии

Глава 3. Россиеведение русской эмиграции

Глава 4. Западное экспертное сообщество: проблемы институализации

Раздел III. Россиеведение в Соединенных Штатах Америки и Великобритании. Глава 1. Концептуализация политики США в отношении России в 2000-е гг.

Глава 2. История России ХХ в. в США: темы и парадигмы

Глава 3. Современная Россия и национальная безопасность Соединенных Штатов Америки

Глава 4. От россики к советологии: формирование образа России в британском научном россиеведении в XX в.

Раздел IV. Россиеведческие исследования в Германии и Франции. Глава 1. Германские исследования России

Глава 2. Французкая историческая мысль о развитии России ХХ — начала XXI в.

Раздел V. Польский опыт россиеведения. Особенности развития россиеведения в Польше

Раздел VI. Россиеведение в Китае и Турции. Глава 1. Россиеведение в Китае

Глава 2. Пролегомены к истории россиеведения в Турции

Раздел VII. Проблемы россиеведения на страницах зарубежных учебников истории СССР\России XX в. в школьных учебниках ФРГ и Австрии

Австрийские учебники

Политические партии против царизма

Новая революционная партия Ленина

Февральская революция

Революции свергают царя

Октябрьская революция: захват власти большевиками

Путь к единоличному господству большевиков

Гражданская война и военный коммунизм

Ленинская новая экономическая политика

Партия — единый монолит

Глава 2. Западное университетское россиеведение на рубеже столетий

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



В. Д. Зимина, д-р ист. наук, проф.


Глава 2. Революция в России и СССР, 1917-1991 гг.: ключевая проблема в западной советологии


Современное исследовательское историческое пространство переживает очередной период «ренессанса», который связан с попытками вновь реализовать идею о возможности создать общую теорию революции, впервые высказанную французским роялистом графом Антуаном-Франсуа-Клодом Ферраном на рубеже XVIII-XIX вв. «Основные события революций могут быть сведены к общим максимам... — писал автор книги “Теория революций, сравнение главных событий, их источника и последовательности, с общей аналитической таблицей” — можно создать теории революции, подобно тому как создана теория законов, потому что революции имеют свои законы».


Под влиянием происходящих демократических преобразований в России на рубеже XX-XXI вв. происходит кардинальная переоценка роли и места Русской революции 1917 г. в трансформации политической системы. Если еще в конце 1990-х гг. некоторые исследователи заявляли об отсутствии «прямой автоматической связи между революциями и общественным прогрессом» и невозможности говорить о революциях однозначно: «зло» или «благо», «нужна» или «не нужна», — то сейчас можно услышать иные оценки. Например, по мнению В. Л. Шейниса, взамен героико-пафосной легенды об Октябре 1917 г. в сознание общества внедряется новый миф — о капитуляции самодержавия перед мощным либерально-радикальным движением, одержавшим победу в ходе Февральской революции, с тем чтобы через несколько месяцев передать власть в руки большевиков-узурпаторов.


Присущая современным оценочным характеристикам Русской революции 1917 г. излишняя эмоциональность восприятия, очевидно, объясняется тем, что «итоги революционного века для России до сих пор не подведены».


В сложившейся ситуации Е. И. Пивовар предлагает, опираясь на опыт российских революций, стремиться к преодолению «в массовом сознании революционаризма и радикализма». Задача профессионального исторического образования, по его мнению, состоит в том, чтобы мифотворчество из разных политических интересов элиты не строилось на недостатках исторического знания и образования.


Данная позиция продиктована дискуссионной атмосферой исследования теоретических аспектов истории Русской революции 1917 г., связанных как с поисками методологических концептов, так и с дискурсивной составляющей современного исторического знания как части гуманитарного знания в целом.


Это особенно актуально для изучения Русской революции 1917 г., представлявшей собой не просто большевистский государственный переворот в октябре 1917 года, а крайне сложный и противоречивый процесс трансформации российской государственности.


Именно поэтому Русская революция 1917 г. занимает ключевое место в современных исследовательских проектах, связанных с определением механизма функционирования политической системы в СССР. Исследовательский процесс характеризуется одновременно как поисками новых проблемно-тематических сюжетов, так и переосмыслением того колоссального историографического материала, который был сформирован в XX в. Идеологическое ранжирование точек зрения на «марксистско-ленинские» и «буржуазно-фальсификаторские», однако, не исключало поступательного развития исторического знания о российском революционном процессе, которое структурировалось в метафорах сначала советологического, а теперь россиеведческого характера.


Напротив, исследовательская динамика XX в. отражала не только возрастание количества научных работ, но и движение проблемного спектра в сторону выяснения социальных компонентов Русской революции 1917 г. Не случайно в 1980-1990-х гг. особенно актуализировались исследовательские проблемы, связанные с изучением истории Гражданской войны как проявления социокультурного кризиса российской государственности.


Проблемы революции всегда актуализировались в кульминационные моменты политического развития, которыми был насыщен весь XX век. В начале 1920 х гг. сформировалась советологическая теоретическая школа, представители которой специализировались на междисциплинарном осмыслении революционного процесса.


В 1950-1960-е гг. появились два основных теоретических направления: системный, или ценностно-согласованный (systems / value-consensus), и агрегативно-психологический (aggregate-psycho-logical).


В рамках первого направления революция рассматривалась в контексте общей теории поведения, возникновения и последующей мобилизации ценностно ориентированных движений (Н. Смелзер). Опираясь на структурный функционализм Т. Парсонса, акцентировалось внимание на причинах возникновения революционной ситуации, которая свидетельствовала о нарушении равновесия социальной системы (Ч. Джонсон).


Представители другого направления рассуждали о влиянии неудовлетворенности населения условиями своего существования на вероятность возникновения восстаний и революций. Потеря легитимности правительством считалась важным моментом в объяснении фактов гражданских волнений (Т. Гарр).


Вторая половина 1960-х гг. и последующие десятилетия были ознаменованы интересом к сравнительному анализу социально-политических процессов в их исторической ретроспективе.


Россиеведческие исследования XX в. несли на себе отпечаток двух «образов революции», сформировавшихся еще на рубеже XIX-XX вв. В рамках первой традиции революция (научно-техническая, информационная и т. д.) свершается без крови, открывая широкие перспективы для развития социальной революции. В рамках второй традиции с революцией связывалось любое социальное движение, направленное на насильственное свержение существующего политического режима.


Русская революция 1917 г. изменила содержательное оформление термина «революция». В 1920-е гг. он использовался для легитимизации любых политических действий, направленных на укрепление политической власти большевиков. В 1930-е гг. ключевое понятие 1920-х гг. «победившая революция» трансформировалось в понятие «страна победившей революции». Тем самым метафорическое наполнение термина «революция» сменилось сакральным. СССР всегда позиционировал себя как самое прогрессивное государство, как авангард мирового революционного процесса, тем самым предопределяя неизбежность десакрализации и возможность революции.


Политическая трансформация мирового политического пространства в 1970-е гг. вновь вернула метафорическое оформление термину «революция». Он стал использоваться для характеристики политических процессов перехода от авторитаризма к демократии. Появившиеся другие термины — «третья волна демократии», «демократический транзит» — придавали новый смысл революционной метафоре. Революционный способ преобразования политических систем, связанный с вооруженным насилием, начал обозначаться государственным терроризмом.




Зарубежное Россиеведение

Данное учебное пособие хронологически охватывает в основном XX—XXI вв. и является результатом активного участия РГГУ, его Историко-архивного института в Болонском процессе, в первую очередь определенным итогом деятельности университетских и институтских международных магистратур по истории, политологии, международным отношениям. Его авторы — читающие магистерские курсы ученые, поэтому не в последнюю очередь книга адресована слушателям международных вузовских магистратур. В учебном пособии рассматриваются вопросы, касающиеся системы россиеведческих научных центров за рубежом, круга решаемых ими проблем; истории и организации архивной россики; современных анализов советологических концепций; возможностей отечественных органов госбезопасности в вопросах научного раскрытия зарубежных аспектов россиеведения; роли РФ в системе международной безопасности и др. Предназначено для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами россиеведения. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zarubezhnoe_rossievedenie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

249
История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

История Безбородов А.Б. Зарубежное Россиеведение

Данное учебное пособие хронологически охватывает в основном XX—XXI вв. и является результатом активного участия РГГУ, его Историко-архивного института в Болонском процессе, в первую очередь определенным итогом деятельности университетских и институтских международных магистратур по истории, политологии, международным отношениям. Его авторы — читающие магистерские курсы ученые, поэтому не в последнюю очередь книга адресована слушателям международных вузовских магистратур. В учебном пособии рассматриваются вопросы, касающиеся системы россиеведческих научных центров за рубежом, круга решаемых ими проблем; истории и организации архивной россики; современных анализов советологических концепций; возможностей отечественных органов госбезопасности в вопросах научного раскрытия зарубежных аспектов россиеведения; роли РФ в системе международной безопасности и др. Предназначено для студентов, аспирантов, научных работников, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами россиеведения. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/zarubezhnoe_rossievedenie/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "Зарубежное Россиеведение" (Безбородов А.Б.) охраняются законодательством!