Психология Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Юридическая психология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392166725
Язык:
Объем текста: 326 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Предмет, задачи и структура юридической психологии

Глава 2. Методологические основы юридической психологии

Глава 3. Правовая психология

Глава 4. Психология юридического труда

Глава 5. Криминальная психология

Глава 6. Психология предварительного расследования

Глава 7. Психология уголовного и гражданского судопроизводства

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

Глава 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Глава 10. Привлечение психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


План главы


1. Общая характеристика психологии преступника и преступности


2. Психологическая характеристика основных категорий преступников


3. Психология преступных групп


4. Психологическая характеристика потерпевшего


§ 1. Общая характеристика психологии преступника и преступности


Понятие криминальной психологии


Профилактика преступности и борьба с ней невозможны без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний. Идея комплексности высказывалась в криминологических исследованиях еще прошлого, XX столетия, и, по выражению академика В. Н. Кудрявцева, стала одним из основных принципов криминологии, которую в настоящее время во многом обогащают психологические исследования.


Если криминологией мы называем науку о природе, причинах преступности и мерах ее предупреждения, то криминальная психология – раздел юридической психологии, изучающий закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии. Ею разрабатываются психологически обоснованные теории и типологии личности преступников, а также рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.


Таким образом, предметом изучения со стороны криминальных психологов выступают, с одной стороны, истоки асоциальности преступников, степень их антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой – роль криминогенной ситуации, самого асоциального субъекта и потерпевшего в развитии преступного деяния.


Понятие «преступник»


Определение «преступник» как юридический термин следует использовать только как формальное, т. е. отражающее не наличие у человека каких-либо особых криминальных характеристик, а тот факт, что человек совершил преступление. Это понятие необходимо отличать от другого – «преступный человек», которое используется сторонниками идеи о прирожденном преступнике.


В понятии «человек» выражено неразрывное единство разных сторон его существа: социальной и биологической. В понятии «личность» отражаются только специфические социальные признаки. Личность – «социальное лицо человека», то, кем он стал, живя и развиваясь в обществе. При оперировании понятием «личность преступника» необходимо иметь в виду именно «социальное лицо» человека, совершившего преступление, и ничего более. При этом заметим, что уголовный и уголовно-процессуальный законы не применяют термин «человек», используя термин «личность», признавая его более приемлемым.


Согласно исследованиям криминологов и психологов, биологические и социальные составляющие являются факторами, детерминирующими криминальное поведение, интегрируясь в психологических качествах преступника. А непременным условием правильного решения вопроса о соотношении социального и биологического в преступном поведении является уровневый подход к исследуемым явлениям.


В судебной речи по делу Ольги Палем А. Ф. Кони говорил об этом:


«В каждом человеке, несмотря на духовное развитие его, сидит зверь, стремящийся при раздражении или возбуждении растерзать, истребить, удовлетворить свою похоть и т. д. Когда человек владеет этим, сидящим в нем, зверем, он нормален в своих отношениях к людям и обществу; когда он сознательно дает зверю возобладать в себе и не хочет с ним бороться – он впадает в грех, совершает преступление; но когда он бессилен бороться сознательно – тогда это больной. Призовите первого в судьи, покарайте второго, но не наказывайте, а лечите третьего, и если есть повод к сомнению, кто стоит перед вами – второй или третий, призовите на помощь науку и не стесняйтесь потерей времени и труда. Исследование истины стоит этой потери!»


Итак, человек и его психика являются своеобразной ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов, причем вне психики их соотношение понять невозможно. Выраженность проявления социальных и биологических факторов зависит от того, какова сама личность, т. е. субъект и объект общественных отношений, социальное качество человека. Даже присутствие психической аномалии у конкретного лица, например психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы, не всегда свидетельствует, что именно она сыграла криминогенную роль в его противоправном поведении. Не сама психическая аномалия предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые сформировали его криминогенные черты. Психические аномалии могут способствовать как их возникновению и развитию, так и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом. Наличие психической аномалии само по себе не объясняет, почему этот человек совершил преступление, так же как и внутренние причины (мотивация) преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь констатирует то или иное расстройство, его степень и тяжесть. В силу чего выявить субъективные причины преступления, представленные в мотиве, возможно лишь путем психологического исследования личности. Дефекты же психики, если они есть, не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них. Так, например, установлено, что психопатии могут являться одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. С другой стороны практика показывает, что психопаты успешно работают и выполняют иные обязанности. Поэтому основную роль играет не аномалия как таковая, а социальный облик лица, сформированный семьей, школой и обществом.


Типология личности преступника


Как явление типологическое, преступник – носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Особенность личности как типа в том, что она содержит специфические черты, которые являются внутренними психологическими причинами преступного поведения. В какой бы форме не совершалось преступление, оно не случайное по отношению к личности. В основе своей оно обусловлено развитием его социальных, нравственных, а также социально-психологических свойств. К таким свойствам относят жизненный опыт человека, наполненный антиобщественным смыслом, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.


Личность преступника – закономерная социальная фигура для конкретного общества настолько, насколько закономерно существование преступности на данном этапе развития этого общества. В этой связи о личности преступника как временном социальном типе можно говорить только в связи с преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление.


Итак, личность преступника – это временный тип, как и преступность в целом, но обладает, тем не менее, устойчивыми чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.


Существуют следующие типологические схемы личности преступника.


Так, по характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций в юридической психологии выделяют типы, которым свойственны:


1) негативно-пренебрежительное отношение к личности и самым важнейшим ее благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и др. Такое отношение лежит в основе убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений, а также большинства случаев хулиганства, то есть умышленных агрессивно-насильственных преступлений;


2) корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с пренебрежением права людей на все виды собственности. Такие тенденции характерны для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;


3) индивидуалистическое отношение к социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Данные антисоциальные черты предопределяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, совершение воинских преступлений и пр.;


4) легкомысленно-безответственное отношение к принятым социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.


По степени общественной опасности, криминогенной зараженности, выраженности и активности личности выделяют типы преступников:


1) особо опасные (активные антисоциальные). К такому типу относятся рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу, ее ценностям и нормам. Это преступники, которые постоянно совершают кражи, грабежи, разбои, хулиганские действия и тяжкие преступления против личности. К этой же группе относятся крупные расхитители имущества, крупные взяточники, совершающие такие преступления длительное время;


2) опасные (пассивные асоциальные). К этому типу относятся лица, которые «выпали» из системы нормальных связей и общения, длительное время ведут паразитическое, часто бездомное, существование, – бродяги, попрошайки, тунеядцы. Многие из них несколько раз судимы, являются алкоголиками или наркоманами и совершают корыстные преступления (как правило, мелкие), чтобы обеспечить свое существование. Как и «особо опасные» преступники, представители этого типа устойчивы в своем противоправном поведении;


3) неустойчивые. К данному типа относятся лица, совершающие преступления (порой неоднократно) не в силу стойких антиобщественных установок и представлений, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности, ведущих образ жизни на грани социально приемлемого и антиобщественного. К представителям такого типа относятся правонарушители, совершающие в нетрезвом состоянии мелкие хищения и кражи, хулиганство, реже – грабежи, разбои, некоторые преступления насильственного характера;


4) ситуативные. К этому типу относят лиц, общественная опасность которых выражена в поведении незначительно, но, тем не менее, она имеется и проявляется в соответствующих ситуациях. Преступления часто совершаются ими не потому, что ситуации имеют решающее значение, а в связи с тем, что из-за своих психологических особенностей они попадают в жесткую зависимость от ситуации, не находя социально приемлемого способа ее разрешения. К числу «ситуативных» относится большая часть насильников, а также лиц, совершивших корыстные преступления в субъективно сложных для них жизненных обстоятельствах, например при материальных затруднениях.


По мотивационным критериям принято выделять следующие типы преступников: 1) корыстный; 2) престижный; 3) насильственный; 4) сексуальный.


Выделение корыстного типа преступника возможно лишь с оговоркой. Этот тип условно объединяет всех лиц, совершивших любые преступления по мотивам личного обогащения. Чаще всего к таким преступлениям относятся кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.


Среди лиц, виновных в корыстных (прежде всего в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях, выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т. е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь, должностное положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т. д. Часто это сопровождается искаженным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия или учреждения. Корысть, которая понимается здесь в смысле личного обогащения, выступает в качестве дополнительного мотива. Поэтому данных преступников условно можно объединить в престижный тип.


Но по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Так, хорошо известно, что кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления иногда совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в такой группе представляется ценным. Такие мотивы характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда бывают ведущими. Этих преступников также целесообразно относить к престижному типу.


Гораздо сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои, грабежи. Для решения этого вопроса необходимо выяснить, какие мотивы преступления были главными. Например, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика свидетельствует, что часть разбойных нападений организуется преступными лидерами не для обогащения, а для того, чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Поэтому такие преступления могут совершаться не ради корысти.


Мотивы таких насильственных преступлений, как убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства, достаточно разнообразны. Собственно говоря, называть насилие мотивом не следует, поскольку совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически нездоровые, невменяемые люди. Само понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться и по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу.


Часть убийств и телесных повреждений совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются такими стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений – к сексуальному.


Конечно, по мотивационному критерию могут быть выделены и другие типы. Вместе с тем в приведенной типологии легко заметить, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, например, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу.


В зависимости от соотношения самосознания и нравственности принято различать два типа личности преступника:


1) антисоциальный. К нему относятся лица, которые совершали преступления неоднократно и имеют отрицательную жизненную позицию: лица, совершающие тайное хищение имущества (воры), злоупотребляющие доверием потерпевшего (мошенники); совершающие преступления против личности (убийцы и т. п.);


2) асоциальный. К этому типу относятся лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств: в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности; в состоянии аффекта и т. п.


Конечно, любая типология носит условный характер, т. е. не каждый преступник может без колебаний быть отнесен к какому-нибудь определенному типу. На практике можно встретить и смешанные, и промежуточные типы.


§ 2. Психологическая характеристика основных категорий преступников


Корыстная преступность


Под руководством Ю. М. Антоняна в конце XX столетия было проведено исследование психологических особенностей различных категорий преступников. Основываясь на результатах психодиагностического обследования и сравнительного анализа преступников и правопослушных граждан были выявлены личностные детерминанты конкретных видов преступлений.




Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

315
 Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

Внимание! Авторские права на книгу "Юридическая психология. Учебник" (Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И.) охраняются законодательством!