Психология Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Юридическая психология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392166725
Язык:
Объем текста: 326 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Предмет, задачи и структура юридической психологии

Глава 2. Методологические основы юридической психологии

Глава 3. Правовая психология

Глава 4. Психология юридического труда

Глава 5. Криминальная психология

Глава 6. Психология предварительного расследования

Глава 7. Психология уголовного и гражданского судопроизводства

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

Глава 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Глава 10. Привлечение психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 10.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГА В КАЧЕСТВЕ КОНСУЛЬТАНТА, СПЕЦИАЛИСТА И ЭКСПЕРТА


План главы


1. Формы, направления и методы использования специальных познаний психолога


2. Аудиовизуальная экспресс-оценка ложности и истинности показаний


3. Применение метода психолингвистического анализа утверждений


4. Почерк как регистратор психологического стресса


5. Разработка разыскного психологического портрета предполагаемого преступника (профилирование)


6. Активизация памяти свидетелей и потерпевших на основе гипнорепродукции


7. Проведение специальных психофизиологических исследований (СПФИ)


8. Использование специальных знаний экстрасенса


§ 1. Формы, направления и методы использования специальных познаний психолога


Совершенствование практики расследования преступлений и судопроизводства требует более активного использования накопленных психологией знаний, которые могут с успехом применяться как юристом-практиком, так и привлеченным профессиональным психологом. В последнем случае речь идет о специальных психологических познаниях, предполагающих не просто информированность, т. е. обладание знаниями-сведениями, а владение знаниями-навыками при осуществлении деятельности в качестве консультанта, специалиста, эксперта. Развитие этих навыков, их совершенствование позволяет приобрести умение, высшей ступенью которого является психологическое мастерство.


Несмотря на то, что закон (ст. 57, 58 УПК РФ) не раскрывает содержания термина «специальные знания», в научной литературе их критериями выступают профессиональная специфика и непринадлежность к числу общедоступных и общеизвестных сведений. При этом лица, обладающие специальными знаниями, применяющие их для содействия в решении задач правосудия, выполняют в уголовном процессе не основную, а вспомогательную функцию.


Возрастание роли специальных знаний в расследовании преступлений обусловлено стремительным развитием науки и техники, расширением возможности установления с их помощью обстоятельств дела. Однако их применение может создавать определенные трудности, связанные с некорректным использованием в процессе доказывания. Кроме того, стремление к более широкому внедрению психологических знаний в практику при неотрегулированности процессуальных требований может привести к попыткам использовать под видом специальных псевдонаучные, лженаучные знания, или к созданию искусственных неоправданных преград, сдерживающих внедрение полезных для практики сведений.


Говоря о предназначении специальных знаний, отметим, что деятельность эксперта служит целям получения новых фактов и их оценки с позиции используемых специальных познаний. Осуществляемая без участия правоприменителя, экспертная деятельность является самостоятельным видом доказательств по делу. Деятельность специалиста также направлена на обнаружение, закрепление, изъятие тех или иных доказательств. Однако в отличие от эксперта, который имеет полную процессуальную самостоятельность, специалист работает совместно с юристом-практиком. Результаты этой совместной деятельности закрепляются протоколом следственного (судебного) действия. Доказательственная сила этим документам придается следователем или судом. При этом несогласие со специалистом юрист-практик не должен мотивировать, но мнение эксперта в обязательном порядке обязан занести в протокол.


Несмотря на то, что уголовно-процессуальный кодекс закрепляет только две формы применения специальных знаний: участие специалиста в производстве конкретных следственных действий (ст. 58, 71, 168 УПК РФ) и проведение судебной экспертизы (ст. 57, 195, 283 УПК РФ), нередко возникает необходимость обращения к помощи консультанта, работающего под руководством следователя вне рамок производства следственных действий.


Традиционно психолог в качестве консультанта привлекается юристами для предоставления информации справочного характера по типичным особенностям восприятия, памяти, мышления детей, лиц преклонного возраста; о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний – алкогольного или наркотического опьянения (голодания), стресса, сильного страха, дефицита времени и других обстоятельств. В качестве специалиста психолог принимает участие в обыске и осмотре места происшествия, в допросе несовершеннолетних, малолетних, умственно отсталых. Оказание психологической помощи специалиста возможно, а в некоторых случаях необходимо, и по отношению ко взрослым участникам уголовного процесса, находящимся в статусе потерпевшего, свидетеля, законного представителя или близкого родственника. В качестве эксперта психолог участвует в судебно-психологических и комплексных экспертизах, к предмету которых относятся вопросы, связанные с особенностями психической деятельности психически здоровых людей (см. главу 8).


Содействие психолога в решении задач органов правосудия может быть представлено сочетанием разных видов психологической помощи: психодиагностики, психопрогностики, а в случае необходимости – психокоррекции и психотерапии.


Институт участия консультанта, специалиста и эксперта с каждым годом открывает все новые возможности в использовании психологических познаний в уголовном процессе. При этом круг вопросов, по которым следователю может понадобиться помощь психолога, не может быть заранее определен или ограничен законом (А. И. Винберг, 2003). Это означает расширение функций специалиста при оказании помощи правоприменителю за рамками следственных и судебных действий.


Обзор реально сложившейся современной практики также подтверждает актуальность внедрения внеэкспертных и экспертных форм специальных психологических познаний. Он позволяет очертить наиболее перспективные научно-практические направления по оказанию помощи специалистами, консультантами и экспертами, владеющими, наряду с традиционными (психологическое наблюдение, тестирование, эксперимент), также нетрадиционными психологическими и психофизиологическими методами, к которым относятся:


1) использование регистраторов психологического стресса (образцов почерка, полиграфов или «детекторов лжи» и др.) для оценки выраженности психофизиологических реакций в процессе допроса с целью выявления скрываемой информации;


2) анализ преступного поведения и построение информационной модели преступника при раскрытии серийных особо тяжких преступлений против личности;


3) привлечение гипнологов для активизации памяти свидетелей и потерпевших;


4) применение экстраординарных (экстрасенсорных) способностей человека в раскрытии преступлений;


5) аудиовизуальное экспресс-оценивание психологических особенностей личности в коммуникативном процессе.


Каждое из этих направлений имеет под собой достаточно прочную теоретическую базу, разработанную и нашедшую свое подтверждение в трудах таких крупнейших специалистов, как академики А. К. Анохин, Л. П. Гримак, А. Р. Лурия (психофизиология), Б. Ф. Ломов, Ю. Б. Гиппенрейтер (психология), В. А. Образцов, Н. В. Кручинина, Я. В. Комиссарова (криминалистическая психология) и др.


Нетрадиционные методы при оказании психологической помощи не противопоставляются традиционным, а служат дополнением к ним. Полученная с их помощью информация может иметь как доказательственный, так и ориентирующий характер и быть успешно использована в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, следственных и судебных действий.


§ 2. Аудиовизуальная экспресс-оценка ложности и истинности показаний


Ложность показаний допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, недобросовестного свидетеля) может диагностироваться по ряду вербальных (словесных) проявлений:


– проговоркам в высказываниях, указывающим на осведомленность лица относительно скрываемых им обстоятельств;


– лексическим особенностям показаний, не соответствующим личностным характеристикам допрашиваемого;


– бедности эмоционального фона показаний, схематичности, заученности их вербальной структуры;


– навязчивой самореабилитации;


– неспособности детализировать при описании события;


– противоречивости сообщений из различных источников информации;


– уклончивости ответов на прямые вопросы;


– медленности и скупости речи, увеличению речевых ошибок;


– незнанию обстоятельств, которые должны были войти в поле непроизвольного восприятия и запоминания.


Эксперименты, проведенные психологом А. Меграбяном и другими учеными более 30 лет назад в отношении несловесных признаков, показали, что, обманывая, коммуникаторы:


– меньше кивают и жестикулируют, меньше двигают ногами и ступнями;


– занимают менее открытые позиции относительно своих адресатов;


– чаще улыбаются или моргают;


– касаются различных частей лица – рта, глаз, ушей, носа и др.


Выявление упомянутых признаков поведения подозреваемого дает возможность следователю не только развить наблюдательность, но и отработать разумный стиль собственного поведения. При этом одна из важнейших практических рекомендаций заключается в том, чтобы в случае разногласия между словами и жестами допрашиваемого больше доверять своему зрению, а не слуху. Истине будут соответствовать больше все-таки невольные жесты, движения человека, его мимика, а не произносимые фразы. Необходимо учитывать, что надежность признаков, передающих подлинное отношение собеседника, убывает в следующем порядке: пространственное расположение, поза, голосовые сигналы, мимика, непосредственно высказывания. Иначе говоря, скрыть правду или истинное отношение легче всего посредством слов, мимики, голоса и труднее всего при помощи других средств общения (жестов, движений, позы).


Другим важнейшим источником истинности-ложности сообщаемой информации является динамика глаз собеседника. Подсознательно движения глаз, как считают создатели технологии нейролингвистического программирования Д. Гриндер и Р. Бендлер, в ту или иную сторону (вверх или вниз, влево или вправо) у большинства людей одни и те же. Разница бывает только у левшей и правшей. В зависимости от того, в какой сенсорной системе идет переработка информации у человека, его глаза в момент работы над информацией перемещаются в определенную зону. При этом каждая зона имеет свое значение и зависит не только от вида сенсорной системы, но и от того, происходит ли в данный момент работа с информацией, извлекаемой из памяти (т. е. вспоминаемой) или сконструированной. Глазодвигательные реакции правши со стороны наблюдателя выглядят следующим образом.


Зв (направо вверх) – зрительные воспоминания. Это зона визуальных образов тех объектов, которые человек когда-то видел. Вызвать их могут вопросы типа: «Какого цвета стены вашего кабинета?», «Как выглядел дом, в котором прошло ваше детство?».


Зк (налево вверх) – зрительные конструкции. Визуальные образы тех вещей или явлений, которые человек никогда не видел раньше или видел не такими, как должен представить в данный момент. Типовые вопросы: «Какое у вас самое светлое детское воспоминание?», «Вообразите, как вы будете смотреться в костюме гусара».


Св (направо в сторону) – слуховые воспоминания. Аудиальные образы тех звуков, которые человек уже слышал в прошлом. Типовые вопросы: «Вспомните звуки флейты», «Что я сказал в начале нашей беседы?».




Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

315
 Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

Внимание! Авторские права на книгу "Юридическая психология. Учебник" (Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И.) охраняются законодательством!