Психология Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Юридическая психология. Учебник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Психология
Издательство: Проспект
Дата размещения: 11.08.2014
ISBN: 9785392166725
Язык:
Объем текста: 326 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Предмет, задачи и структура юридической психологии

Глава 2. Методологические основы юридической психологии

Глава 3. Правовая психология

Глава 4. Психология юридического труда

Глава 5. Криминальная психология

Глава 6. Психология предварительного расследования

Глава 7. Психология уголовного и гражданского судопроизводства

Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве

Глава 9. Пенитенциарная (исправительная) психология

Глава 10. Привлечение психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта

Заключение



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 9.
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ (ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ


План главы


1. Понятие личности и деятельности сотрудника исправительного учреждения


2. Психологические проблемы наказания и исправления осужденных


3. Психологические аспекты изучения и ресоциализации личности осужденного


§ 1. Понятие личности и деятельности сотрудника исправительного учреждения


Понятие пенитенциарной психологии


Область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания осужденных в учреждениях, исполняющих уголовное наказание, личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к пребыванию в данных учреждениях, психические состояния, вызываемые лишением свободы; разрабатывающая методы воспитания положительного отношения к труду, формирования установки на исправление получила название пенитенциарная психология (от лат. poenitentiarius – покаяние, раскаяние, исправление).


Данный раздел юридической психологии изучает как психологию отдельных осужденных, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их возникновения и функционирования. Данные проведенных исследований в области по пенитенциарной психологии используются при создании практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности.


В качестве синонима термина «пенитенциарная психология» часто используют термин «исправительная психология».


Психологические требования к личности персонала исправительных учреждений


Исправительные учреждения (ИУ) обладают специфическими чертами (постоянное проживание в них осужденных преступников;


преимущественное использование внешних и высокоструктурированных средств контроля поведения, которые зачастую носят аверсивный (лат. aversio – отвращение) характер, например одиночное заключение, лишение привилегий; четкое разграничение ролей персонала и заключенных; как правило, стремление классифицировать преступника в соответствии с личностными характеристиками, досье судимостей или реабилитационным потенциалом; попытки изменить течение криминальной карьеры заключенного). В связи с этим эффективность деятельности этих учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. В пенитенциарной психологии традиционно уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам этой системы. Отечественные психологи (М. Г. Дебольский, А. Д. Глоточкин, В. Ф. Пирожков, В. М. Поздняков, Е. А. Пономарева и др.) в числе профессионально значимых качеств сотрудника исправительных учреждений выделяют: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных и др.


Профессиональная деформация личности сотрудников исправительных учреждений


Говоря о профессиональной деформации, мы будем иметь в виду изменения и нарушения в личности сотрудников, которые вызваны специфическими факторами деятельности и отрицательно влияют на ее осуществление, результат взаимовлияния специфики служебной деятельности и личностных характеристик.


Деформирующее влияние на личность сотрудников ИУ оказывают, прежде всего, следующие факторы:


– закрытость исправительных учреждений;


– идентификация сотрудниками себя с властью, а осужденных – с «невольниками»;


– тесный контакт с криминогенной средой, особенно в отдаленных и лесных исправительных учреждениях;


– высокая хроническая стрессогенность профессиональной деятельности, связанной с постоянной угрозой эмоциональной или физической агрессии со стороны осужденных и высоким уровнем эмоциональности в общении.


Под влиянием данных факторов у сотрудников исправительных учреждений постепенно снижается критичное отношение к себе, своим поступкам, действиям, решениям. На первоначальных этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, уголовной жестикуляции, подражании некоторым поведенческим манерам осужденных, а в последующем – в потере способности к сопереживанию чужому горю и формировании установки на ужесточение наказания.


Грубость, рукоприкладство, применение спецсредств без необходимости – крайние формы проявления профессиональной деформации. Исследования ученых, упомянутых выше, подтверждают, что среди сотрудников пенитенциарных учреждений, имеющих стаж службы более 10 лет, гораздо больше акцентуантов, которым свойственны агрессивность, понижение доброжелательности, снижение позитивного эмоционального отношения к людям и службе, снижение коммуникативности, чем среди молодых сотрудников. В качестве примера описания механизма формирования профессиональной деформации можно привести работу «Эксперимент с моделированной тюрьмой», где авторами сделан вывод, что именно социальная роль (например, «надзиратель») меняет психологию и поведение человека, побуждая действовать на основе сложившихся социальных стереотипов. Итак, профессиональная деформация – это не просто «пережиток тоталитарной системы» или проявление российского менталитета, а общечеловеческий социально-психологический феномен.


В подтверждение вышесказанного рассмотрим известный эксперимент американского психолога С. Милграма (1965).


Ученый у испытуемого формировал установку, что он – учитель и должен наказать своих учеников за допущенные ошибки. В качестве наказания использовался удар током, напряжение которого постоянно увеличивалось от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. На пульте было указано напряжение с пометкой: «слабый удар» (15–60 В), «чувствительный удар» (75–150 В), «очень чувствительный удар» (165–250 В), «опасно-мощнейший удар» (265–450 В). Как только «ученик» допускал ошибку, экспериментатор требовал от учителя переключить тумблер на одну ступень выше, невзирая на мольбы и крики испытуемых.


Оценивая итоги эксперимента, С. Милграм сделал вывод о том, что если бы в США была создана система лагерей смерти, как в фашистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе.


Эксперимент наглядно продемонстрировал то, что даже вполне благовоспитанные люди в ситуации, когда им доверяют общественно значимую деятельность и наделяют властными полномочиями, одновременно снимая персональную ответственность за последствия своих действий, склонны к проявлению неоправданной жестокости ради выполнения поставленной перед ними социальной задачи. Закономерно, что и в условиях пенитенциарного учреждения, где объектом карательного воздействия является преступник, механизм проявления по отношению к нему жестокости со стороны сотрудников может становиться еще более личностно равнодушным, чем в упомянутом эксперименте. Здесь актуализируется психологический механизм дегуманизации противника – раз он, по мнению общества, плохой, то по отношению к нему следует применять самые жестокие меры.


Отмечая закономерность проявления в персонале исправительных учреждений данного механизма личностной деформации, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что


«надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».


И все же, какими бы сложными ни были ситуации, как бы ни влияли на человека внешние условия, он всегда должен сам принимать решения и нести за них ответственность.


В числе профилактических мер профессиональной деформации личности традиционно выделяют:


1) профессиональный отбор и профессиональную ориентацию сотрудников исправительных учреждений;


2) создание компенсирующих условий для расширения социальных связей;


3) формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе;


4) обеспечение надлежащей системы контроля за деятельностью сотрудников;


5) создание кабинетов психологической подготовки и разгрузки;


6) формирование профессионального иммунитета на основе социально-психологического тренинга и пр.


§ 2. Психологические проблемы наказания и исправления осужденных. Отношение осужденных к наказанию


С позиций пенитенциарной психологии рассмотрение феномена наказания через покарание и исправление, профилактика совершения новых преступлений обосновывается спецификой психологических закономерностей и механизмов необходимых при этом мер воспитательного воздействия.


М. Н. Гернет, автор «Истории царской тюрьмы» (1951–1956) говорил:


«Наказание как кара только тогда будет действенным, если суд с учетом субъективной стороны преступления и перспектив изменения личности осужденного изберет такую меру причинения физических и моральных страданий, которые бы не ожесточали его, а заставляли испытывать угрызения совести и стремиться к позитивным самоизменениям, а главное – адекватно воспринимать назначенную меру наказания».


Адекватное восприятие справедливого наказания осужденным возможно только при возникновении «установки на раскаяние», которая играет роль фильтра в процессе усвоения всех воспитательных мер воздействия. В этой связи для эффективной психокоррекции чрезвычайно важно перестроить установки осужденных по отношению к наказанию и преступлению.


Отношение к наказанию – главное личностное переживание осужденного. Данный критерий характеризует уровень правового и нравственного сознания осужденного и определяет его отношение к целям и средствам исправления, ресоциализации, общественно-полезному труду, воспитательной работе, образовательному обучению и профессиональной подготовке. Этот феномен отличается подвижностью и динамичностью, что позволяет сотрудникам исправительного учреждения заниматься его формированием. Исследование, проведенное в 2008 г., свидетельствует, что около 25% лиц, отбывающих наказание, считают осуждение и наказание справедливыми, около 45% – осуждение справедливым, но меру наказания слишком суровой, около 30% – и то и другое несправедливыми (В. М. Поздняков). Наиболее распространенной формой психологической защиты осужденных является самооправдание, приводящее к развитию представления о своей невиновности и несправедливости отбываемого наказания. Однако к концу срока отбытия наказания число лишенных свободы лиц, полностью отрицающих справедливость осуждения и наказания, значительно сокращается.


Отечественный и зарубежный опыт применения уголовного наказания свидетельствует о его глубоком, разностороннем и зачастую нежелательном влиянии на личность осужденного. Психологи-пенитенциаристы (М. Н. Гернет, В. Ф. Пирожков, Г. Ф. Хохряков и др.) отмечают следующее:


1. В связи с исполнением уголовного наказания личность осужденного приобретает особое правовое положение, которое связано, в том числе, с существенным ограничением ее прав. Но, как известно, любые ограничения и запреты порождают у осужденных стремление к их нарушению, активизируют в этом отношении их изобретательность и изощренность.


2. В условиях изоляции человек приобретает и специфические обязанности, в рамках которых обычные для любого гражданина нравственные нормы приобретают правовой характер, а их нарушение влечет правовые последствия.


3. Сам факт социальной изоляции имеет для личности стигматизирующий характер: приобретается социальный статус преступника или правонарушителя, который воспринимается как акт клеймения, вызывая чувство неполноценности и активизируя механизмы его компенсации и психологической защиты.


4. Изоляция от общества связана с принудительным изменением образа жизни и включением осужденного в новые для него социально-психологические процессы, а также в организованную особым образом жизнь и деятельность.


5. В условиях исправительного учреждения осужденный включается в специфическую среду, где собраны лица с различной степенью криминализации, в которой могут доминировать аморальные нормы, ценности, традиции. Их усвоение ведет к дальнейшей нравственной деградации человека, противодействиям исправительным усилиям персонала ИУ.


Составными частями наказания, сильнее всего влияющими на личность осужденных, выступают: его срок, перспектива условно-досрочного освобождения, жизнь под постоянной охраной и надзором, строгая регламентация, ограничение свободного передвижения, принудительный характер труда, моральные переживания, невозможность иметь нормальные половые отношения (последние приводят к гомосексуальным связям). Наиболее типичными ситуациями в таких условиях могут быть:


1) фрустрация – ломка или полное крушение жизненных планов и перспектив;


2) прессинг – сверхсильное давление криминальной среды на личность, способное значительно исказить мотивы и поведение осужденного;


3) кризис – состояние психической травмы, связанное с разрушением прежних привычных связей и образа жизни.


Каждая из приведенных выше ситуаций обладает как позитивными, так и негативными последствиями для личности, отбывающей наказание.


При однообразном и длительном образе жизни в местах лишения свободы происходят стирание граней между различными типами личности и формирование нового типа – личности осужденного. Как правило, такой личности присущи:


1) быстрое формирование и закрепление социально-групповых свойств, характерных для человека, изолированного от общества;


2) акцентуация черт характера, которые в условиях жизни на свободе у этой личности бы не проявлялись.


Психологические влияния на личность осужденного зависят от его возрастных и половых особенностей, вида режима, наличия опыта отбывания наказания, степени подверженности асоциальной (тюремной) субкультуре.


Относительно последнего фактора необходимо учитывать то, что в нормативной системе сообщества осужденных, регулирующей поведение его членов, выделяются три основные группы субкультурных норм (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, 2007):




Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

315
 Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И. Юридическая психология. Учебник

В предлагаемом учебнике излагаются основы юридической психологии с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности. Он основан на обобщении обширного фактологического материала и дает многочисленные рекомендации психологического характера по улучшению юридико-психологической работы.<br /> Содержание учебника разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) и программами изучения юридической психологии и психологии профессиональной деятельности в Московском государственном юридическом университете им. О. Е. Кутафина.<br /> Для студентов, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность.

Внимание! Авторские права на книгу "Юридическая психология. Учебник" (Отв. ред. Давыдов Н.А., Аминов И.И.) охраняются законодательством!