Философия Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Введение в философию. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.06.2018
ISBN: 9785392279418
Язык:
Объем текста: 413 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема 1. История философии: от античности до XX в.

Тема 2. Главные направления философии XX в.

Тема 3. Философия как теоретическая форма мировоззрения

Тема 4. Предмет, метод и структура философской теории

Тема 5. Проблема бытия в философии

Тема 6. Научная картина мира

Тема 7. Сознание и его природа

Тема 8. Научное познание и его особенности

Тема 9. Социальное: его структура и генезис

Тема 10. Социальная теория: гуманитарная парадигма

Тема 11. Человек: его природа и сущность

Тема 12. Духовность человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 6.
Научная картина мира


Реконструкция содержания научной картины мира, ее историческая динамика в направлении более точного и полного описания объективной реальности может быть представлена следующим образом.


Античная картина мира. Мир — это самодостаточная, закономерная, внутренне упорядоченная и целесообразно устроенная реальность (Космос); необходимыми формами существования бытия как объективной реальности и любой ее части являются пространство и время; закономерности мира носят необходимый и однозначный характер; случайность в мире является лишь особой формой проявления необходимости; реальное пространство имеет свойства, описываемые в эвклидовой геометрии; изменения в объективной реальности являются результатом действия одной из четырех причин: действующей, формальной, материальной, целевой, либо их различных комбинаций; реальность неба качественно отличается от реальности земли: первая является более совершенной по сравнению со второй, так как она ближе к Богу, только на небе возможны строго равномерное прямолинейное или криволинейное движение; биологическая реальность на земле более совершенна , чем физическая (неорганическая природа), а социальная реальность и человек более совершенны, чем биологическая, благодаря наличию у людей сознания и разума; полное (исчерпывающее) объяснение любого вида реальности, ее изменения и движения должно всегда заканчиваться ответами на вопросы: для чего, зачем, с какой целью; законы целого не сводимы к сумме законов поведения его частей, целое по статусу своего бытия выше и истиннее любой из своих частей, а также их различных совокупностей; природа и человек по своим основным свойствам (разумности) тождественны друг другу, а потому природа познаваема человеком как своей частью; в центре Космоса находится Земля с живущими на ней людьми (это их естественное место), а все остальные объекты Космоса, включая Солнце и планеты, вращаются вокруг Земли, которая является единственно правильной системой отсчета для человека в его стремлении постигнуть объективную истину о мире.


Картина мира Средних веков. Мир как объективная реальность есть творение Бога; мир как целое устроен в высшей степени разум­но и целесообразно, все его законы до конца ведомы только Богу; человек в познании природы может лишь приближаться к ее истинному образу; Бог может вмешиваться в естественный ход событий и подправлять его; человек является высшим видом бытия, он создан по образу и подобию Бога; человек способен познавать реальность и приближаться в ходе ее познания к расшифровке Божьего замысла законов ее функционирования; человек как микрокосм тождественен в своем основном содержании и структуре макрокосму как Вселенной в целом; оба являются продуктами творения Бога, а потому познание человеком истины о мире возможно путем уподобления Вселенной человеку и человека Вселенной, равно как и всякому другому объекту; в центре мира находится Земля с человеком на ней, так повелел Бог и это не может быть предметом сомнений или схоластических дискуссий; целое выше по статусу бытия любой своей части, а Бог выше всей объективной реальности, ибо воплощает в себе абсолютную полноту всей возможной положительной реальности; человек и бытие как объективная реальность, хотя и внеположены друг другу, однако их взаимосвязь и возможность познания человеком любых объектов гарантируется и обеспечивается единством субъекта и объекта в Боге.


Картина мира Нового времени. Объективная реальность, являющаяся предметом исследования науки, является абсолютно самодостаточной в своем существовании, хотя возможно она и была когда-то создана Богом; после ее создания с помощью своего совершенного Разума, Бог больше не вмешивается в дальнейший ход ее бытия и происходящих в ней изменений; объективная реальность может быть познана человеком только в ходе взаимодействия с ней, в процессе экспериментального воздействия на познаваемый объект; наука хотя и изучает объективную реальность в искусственно созданных, экспериментальных условиях ее существования, однако имеет право считать полученные таким способом результаты естественными свойствами и законами самой Природы, так как располагает надежными средствами экстраполяции найденных связей и отношений; объективная реальность не имеет ограничений в пространстве и времени, как целое она бесконечна и неисчерпаема в своих свойствах и отношениях; «Книга природы написана на языке математики» (Г. Галилей) и только тот сможет прочитать ее, кто в совершенстве владеет языком функций и других способов количественного описания объективной действительности («Бог — математик»); свой же Завет людям Бог послал на доступном для каждого человека обыденном языке его повседневной жизни; объективная реальность состоит из трех внешне взаимосвязанных, но самостоятельных субстанций: материи (вещества), пространства и времени; пространство существует объективно, но независимо от материи, представляя собой необходимое условие ее существования и движения(пространство суть некая бесконечная и нематериальная протяженность — «пустота»); по своим внутренним свойствам реальное пространство трехмерно, изотропно и однородно, структура и свойства пространства абсолютно адекватно описаны в геометрии Эвклида, которая является единственно верной теорией реального пространства; время также представляет собой самостоятельный вид объективной реальности, оно одномерно, однородно и анизотропно (у него есть выделенное направление: оно всегда течет от прошлого к будущему); любой материальный объект обладает определенным весом (гравитационной массой), а также мерой сопротивления изменению своего положения (инертной массой); материя и все материальные объекты состоят из мельчайших частиц — атомов, которые неделимы далее ни в пространственном , ни в структурном отношении; количество материи в мире — бесконечно; пространственные и временные характеристики объектов, такие как их протяженность и длительность, не изменяются при изменении скорости их движения и являются инвариантными по отношению к любым системам отсчета (то есть их значение не зависит от выбора системы отсчета и ее скорости); передача материального (физического) воздействия от одного тела к другому происходит мгновенно, то есть с бесконечной скоростью; это позволяет синхронизировать часы во всех точках Вселенной и во всех системах отсчета и говорить о существовании единого времени для всей Вселенной и ее различных процессов; законы природы являются абсолютно или строго однозначными; любое вероятностное описание объективной реальности является лишь приблизительным и неполным, оно возникает в двух случаях: 1) либо в результате сознательного отвлечения от ряда свойств изучаемого объекта; 2) либо в случае принципиальной невозможности получения о нем интересующей исследователя информации; в любом случае вероятность есть мера неполноты нашего знания об объекте; это, однако, ничуть не умаляет огромной практической важности вероятностного знания как эффективного средства познания и управления действительностью; необходимость в мире первична, а случайность вторична; объективная случайность имеет место, но только в двух случаях: 1) как форма проявления необходимости в конкретных условиях ее реализации (то есть в зависимости от разных условий ее осуществления) и 2) как точка пересечения независимых друг от друга причинных рядов последовательностей событий; основным видом законов в объективной действительности являются причинные законы; существуют три вида объективной реальности: неорганическая природа (предмет физики и неорганической химии), органическая природа (предмет органической химии и биологии), общество и человек (предмет социальных и гуманитарных наук); в неорганической природе нет места целям; целое есть сумма составляющих его частей и их взаимодействий, все свойства целого полностью детерминированы и выводимы из свойств его частей; в отличие от неорганической природы в органической природе и обществе имеет место развитие от простого к сложному и от менее сложного ко все более сложному; применительно к Космосу или объективной реальности в целом не применимы характеристики эволюции или развития, можно говорить только об их изменении; Небо и Земля как элементы физической реальности ничем в принципе не отличаются друг от друга, и там и там действуют одни и те же физические законы; в силу чисто физических свойств Солнца, наличия у него гораздо большей массы по сравнению с массой Земли и любой другой планеты, гелиоцентрическая система Коперника является более предпочтительной по сравнению с геоцентрическими системами Птолемея и Тихо Браге; эволюция органического мира в целом также не направляется никакими общими целями, в ней также главными факторами ее изменений являются действующие причины, такие как размножение и последующий отбор наиболее приспособленных особей к конкретному ареалу (условиям, среде) их существования; таким образом, наличные материальные условия, среда являются главным, решающим фактором всей биологической эволюции, определяя ее содержание, результаты и итоговую направленность; энергия, вещество, пространство и время — непрерывны; наука своими методами в принципе способна получить о познаваемых ею объектах абсолютную объективную истину; общество также может и должно быть объектом научного познания и применением в ходе получения объективно-истинного знания о нем всего арсенала универсальных методов науки.




Введение в философию. Учебное пособие

В учебном пособии кратко изложено содержание всех основных разделов философии: историко-философское введение, предмет и метод философии, онтология, гносеология, философия науки, социальная философия, философская антропология.<br /> Для бакалавров, магистров, аспирантов и всех, кто интересуется основными проблемами философии.

229
 Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

В учебном пособии кратко изложено содержание всех основных разделов философии: историко-философское введение, предмет и метод философии, онтология, гносеология, философия науки, социальная философия, философская антропология.<br /> Для бакалавров, магистров, аспирантов и всех, кто интересуется основными проблемами философии.

Внимание! Авторские права на книгу "Введение в философию. Учебное пособие" ( Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. ) охраняются законодательством!