Философия Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Введение в философию. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.06.2018
ISBN: 9785392279418
Язык:
Объем текста: 413 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Тема 1. История философии: от античности до XX в.

Тема 2. Главные направления философии XX в.

Тема 3. Философия как теоретическая форма мировоззрения

Тема 4. Предмет, метод и структура философской теории

Тема 5. Проблема бытия в философии

Тема 6. Научная картина мира

Тема 7. Сознание и его природа

Тема 8. Научное познание и его особенности

Тема 9. Социальное: его структура и генезис

Тема 10. Социальная теория: гуманитарная парадигма

Тема 11. Человек: его природа и сущность

Тема 12. Духовность человека



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Тема 4.
Предмет, метод и структура философской теории


В огромном массиве философского знания, накопленного за многовековую историю его развития, необходимо четко различать два основных его уровня: теоретическую и прикладную философию. Это типологическое различие имеет своим основанием весьма разные виды философствования, которые отражаются и закрепляются в виде разных пониманий ее предмета. Теоретическая философия имеет своим предметом всеобщие характеристики рефлексирующего сознания, категориальный строй мышления. Прикладная же (наиболее объемная часть философского знания) понимает предмет философии как учение о предельных основаниях Бытия. При этом в содержание последнего включаются разные виды бытия: Мир в целом, Природа, Общество, Культура, Жизнь, Человек. В самом по себе выделении теоретической (фундаментальной, «чистой») и прикладной философии нет ничего необычного. Оно идет «в створе» аналогичных оппозиций в науке: «чистой» (теоретической) и прикладной математики, теоретической и прикладной физики и т. д., завершаясь общим различением фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований в любой области знания.


Глубинным основанием существования и постоянного воспроизводства таких различений является наличие в структуре сознания двух разнонаправленных векторов деятельности мышления: разума и рассудка. Деятельность разума направлена вовнутрь мышления, на имманентное развертывание его собственного содержания («мышление в себе и для себя»), тогда как деятельность рассудка — направлена вовне сознания, на взаимодействие сознания и бытия. Процессуальная сущность деятельности разума может быть определена как свободное когнитивное творчество, тогда как деятельность рассудка — как мысленное моделирование мира объектов. Было бы весьма большим заблуждением отказывать любому из этих инструментов мышления в выполнении адаптивных функций человеческого существования или сравнивать их в этом отношении по степени важности. Они одинаково важны и каждый из них выполняет свои необходимые познавательные функции. Но при этом достаточно очевидно, что слова Аристотеля о философии как самой свободной из всех наук относятся отнюдь не к прикладной (тоже «всеобщей»), а именно к теоретической («первой») философии. Именно в ней в концентрированном виде выражена суть подлинного философствования, его отличие от других типов мировоззренческого дискурса. Рассмотрим более подробно возможности (условия) и общую логику конструирования теоретической философией своего предмета.


Логика конструирования предмета философской теории


Одним из важнейших предварительных условий задания теоретической философией своего предмета является решение вопроса о том, в каком смысле философия может быть и является «теоретической» формой мировоззрения в отличие от других форм мировоззрения. Дело в том, что термин «теоретический» является весьма многозначным. Бинарными оппозициями категории «теоретического» выступают такие категории как «практический», «эмпирический», «чувственный», «нерефлексивный», «коммуникативный» и др., которые в свою очередь также отличаются значительным семантическим разнообразием. Очевидно, что философствование это прежде всего развертывание имманентного содержания разума, а отнюдь не констатация или обобщение чувственного, эмпирического или практического опыта. Не случайно философия с самого начала (особенно у греков) противопоставила себя обыденному и практическому сознанию, как имеющая в отличие от них своим источником мышление. Философия оперирует не чувственными образами, а общими понятиями, а ее главная цель — постижение универсальной, вневременной объективной истины о мире, принципиально выходящей за рамки конкретно — исторических социальных и практических потребностей и интересов людей. У греков сам термин «теория» понимался как «созерцание», как «незаинтересованное», как социально и практически «не ангажированное» видение разумом объективной истины. Теория это результат «умозрения», которое в отличие от чувственного познания и практической деятельности не сковано узами «здесь» и «теперь», единичного и особенного, способных быть источником лишь партикулярных, частных истин. Конечно, такая оценка возможностей мышления, легшая в основу оправдания философии как особого мировоззренческого проекта, не могла появиться раньше, чем само мышление в ходе антропосоциогенеза достигло достаточно высокой степени зрелости. Об уровне развития мышления к VII в. до н. э., времени формирования философии, свидетельствуют большие достижения древней пранауки (особенно, в лоне вавилоно-шумерской, египетской, индийской и китайской цивилизаций). Во-вторых, теоретизирование как имманентный способ философствования означает не просто мыслительную, а рефлексивную деятельность, т. е. способность мышления познавать и контролировать самого себя в качестве особого предмета, процесса и результата. И, наконец, в-третьих, «теоретизирование» с самого начала (пусть и не всегда в явной форме) означало такой тип мышления, который способен не только к понятийному абстрагированию, анализу и обобщению данных чувственного опыта, но и к конструктивному созиданию (творчеству) вводимых мышлением идеальных объектов, их свойств и отношений («чистых сущностей»). Последние, как хорошо сознавали уже древние философы (Парменид, Платон и др.) принципиально не могли быть даны в чувственном опыте самом по себе. О таком понимании «теоретизирования», его задач и возможностей убедительно свидетельствовала целенаправленная и успешно реализованная древнегреческими математиками и философами программа построения геометрии как теоретической науки. Геометрия греков радикально отличалась по способу своего построения от предшествовавшей ей (восточной) геометрии. Последняя была одной их разновидностей когнитивного «техно» («искусством измерения»), а отнюдь не доказательной системой знания о свойствах и отношениях идеальных геометрических форм, какой она предстала в «Началах» Евклида. Обнаруженные и продемонстрированные на примере геометрии Эвклида поразительные творческие возможности теоретического и доказательного мышления настолько укрепили веру античных философов в его познавательную мощь как средства достижения истины, что они окончательно сделали выбор в пользу теоретического мышления как средства построения и философского (научного) мировоззрения, как наилучшего способа достижения высшей мудрости о мире и о истинном (а значит и должном) отношении человека к миру. Не случайно девизом платоновской Академии стало изречение: «Не знающий геометрии, да не входит сюда!». Ставка на разум, как на имманентный для философии и единственно эффективный для нее способ решения мировоззренческих проблем, была сделана окончательно и бесповоротно.


Говоря о философии как рациональной форме мировоззрения, необходимо иметь в виду не просто то, что выбор метода, средств постановки и решения мировоззренческих проблем был сделан здесь в пользу мышления. Речь идет о большем — о рациональном знании. Очевидной бинарной оппозицией понятию «рациональное» является понятие «иррациональное». Под последним подразумевают такое содержание сознания, которое не выразимо в мышлении или выразимо лишь неполно, частично, иносказательно, «заместительно» (переживания, аффекты, эмоции, художественные образы, символы, фундаментальные экзистенциалы, глубинная интуиция, индивидуальное и коллективное бессознательное и т. д.).


Рациональным является такое мышление (и его продукт — знание), на котором реализованы следующие свойства: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их экстенсионалов и интенсионалов; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, описывающими конкретную область мышления); 4) обоснованность (логическая замкнутость используемого множества понятий и суждений относительно некоторого набора правил вывода и определений); 5) открытость для внутренней и внешней критики; 6) рефлексивность (самоуправляемость, контролируемость процесса мышления); 7) способность к изменению, усовершенствованию и развитию всех компонентов мышления, включая любой его продукт. Конечно, все эти свойства рационального мышления («разума») были выделены в философии не сразу. Равно как не было, и до сих пор нет единого и однозначного их истолкования. Однако, тенденция в этом направлении была задана и проявилась с самого начала самоопределения философии (особенно в ее западноевропейском варианте) как особого типа мировоззрения (Пифагор, милетская школа, элеаты, Сократ, Платон, Аристотель и т. д.).


Однако принятие всех вышеперечисленных особенностей философствования не привело к единому пониманию предмета философии. В истории философии было предложено более дюжины различных пониманий предмета философии: 1) бытие в его всеобщих характеристиках (свойствах, отношениях, закономерностях изменения и развития); 2) сознание (структура, функции, возможности); 3) познание (структуры, методы, законы развития); 4) самосознающая себя культура; 5) универсальные ценности; 6) бытие, понимаемое как жизнь; 7) человек в его всеобщих характеристиках; 8) человеческая деятельность; 9) практика в ее всеобщих характеристиках; 10) материя в ее всеобщих характеристиках и развитии; 11) всеобщие законы изменения и развития всего существующего; 12) человеческое бытие или экзистенция; 13) общая структура и развитие общества; 14) мудрость и способы ее достижения; 15) понимание как главный способ познания; 16) всеобщие принципы взаимоотношений Я и не-Я; 17) мировоззрение как особый вид знания, его структура, содержание и методы достижения истинного мировоззрения; 18) лингвистический (и шире — семиотический) анализ общих понятий (категорий) и суждений (принципов).


Очевидно, что сформулированные выше концепции различного понимания предмета философии в целом не исключают, а дополняют друг друга. Принятие и обоснование каждой из концепций предмета философии имеет конструктивно-консенсуальный характер; все они одинаково законны и имеют право на существование. В каждой из концепций делается акцент на особой стороне функционирования системы «человек — мир», которые, видимо, не сводимы друг к другу или такое сведение не имеет значимого практического и теоретического смысла. Имеющий место плюрализм в понимании предмета философии является, видимо, неизбежным и отражает, с одной стороны, качественное многообразие всеобщих свойств и отношений системы «человек — мышление — мир» и каждого из трех ее основных элементов, а с другой, очевидно конструктивный характер теоретического мышления.


Вместе с тем, это многообразие отнюдь не свидетельствует об отсутствии неких общих исходных моментов у всех указанных выше концепций предмета философии. Такими общими и необходимыми предпосылками являются: 1) «раскол» всего возможного (теоретического) Универсуума на Я и не-Я; 2) полагание Я и не-Я в качестве теоретических (трансцендентальных) предметов, а отнюдь не эмпирических реальностей («человек» и «мир»). Последние суть не более чем возможные материально-отчужденные коннотации Я и не-Я; 3) наполнение конкретным теоретическим содержанием Я и не-Я; 4) преодоление раскола исходной целостной системы, задание (конструирование) системы взаимосвязей между Я и не-Я.


Исходным пунктом выработки философского мировоззрения, философского отношения к миру, безусловно, является «Я». Во-первых, как наиболее очевидный предмет для рефлексирующего мышления. Во-вторых, как наиболее всеобщее (абсолютное) выражение сущности человека (Декарт, Фихте, Кант и др.), как его предельная и несомненная репрезентация. Утверждая, что «человек есть Я», философ полагает этим следующие моменты. Во-первых, что Я есть не общее имя для конкретных людей в их эмпирическом бытии, а трансцендентальный (идеальный теоретический) субъект. Во-вторых, что Я есть самосознающий (рефлексирующий) себя субъект («Я есть Я»). Наконец, в-третьих, что Я есть личность, которой противостоит сфера не-Я, как некая чуждая и вместе с тем интенциональная для Я реальность (не-Я это не Я). Всякая подлинная философия (в отличие от мифологии, религии и натурализма) рассматривает человека именно как личность, а не как элемент космической (природной), трансцендентной (религиозной) или социальной системы (носителя определенной совокупности общественных отношений). Личность по определению (в отличие от объекта) есть самостоятельная, рефлексивная, конструктивная, творящая и самодостаточная «сущность». Спор внутри философии сводится лишь к вопросу о степени самостоятельности, рефлексивности, конструктивности и самодостаточности Я по отношению к не-Я.


Я реализуется, прежде всего, в актах самосознания человека, порождая сферу сознания. Развертка ее всеобщего содержания и структуры может быть представлена в виде следующих уровней и блоков:


I



II



III



IV





Область 5, так же как и сфера 0, является пограничной между «чистым» сознанием и «чистым» объективным бытием. Сверх-Я — это сознание, которое полагает себя не просто в качестве высшего сознания, но и в качестве проявления высшего объективного бытия (растворение Я в космосе, объективном разуме или в Боге).


Из понимания сознания как дифференцированной внутри себя целостности закономерно возникают вопросы о «первичности» и «вторичности» отношений между различными его уровнями и подсистемами: познавательной и ценностной, чувственной и рациональной. Обсуждение этих вопросов составило, как известно, одну из главных линий исторического и логического развития философии, разделив философов на такие оппозиционные течения как рационализм — иррационализм, сенсуализм — рационализм, эмпиризм (рассудочность) — теоретизм (разумность), когнитивизм — аксиологизм и др. С нашей точки зрения эти оппозиции имеют скорее инструментальный и условный, нежели теоретически-субстанциональный характер, ибо все уровни и «отсеки» сознания тесно взаимосвязаны между собой в своем реальном функционировании.


«Я» как сознание структурировано и отнюдь не бессодержательно в абсолютном смысле.


На изначальную (априорную) структурированность сознания указывали многие философы (Платон, Декарт, Лейбниц, Гегель, Фрейд и др.), отвергавшие взгляд на сознание как tabula rasa (Аристотель, Локк, материалисты и др.). Но впервые с особой силой это сделал Кант, развив учение об априорных формах чувственности (пространство и время), рассудка (категории + законы логики) и разума (теоретического и практического). При всем несогласии с конкретной трактовкой Кантом содержания априорной части сознания (определения ее минимально необходимой и в то же время максимально инвариантной структуры по отношению к возможному внешнему опыту познания), после Канта уже стало не возможно утверждать о «чистом» объективном знании (в том числе и в науке), о бессубъектности (по крайней мере, трансцендентальной) любых способов и результатов сознания. Объективно существующую реальность («вещь в себе») невозможно в принципе «видеть» без соответствующих «очков сознания». Структура сознания при этом имеет собственную, независимую от объекта познания природу. Поэтому между сознанием и познаваемым объектом всегда существует определенное онтологическое напряжение, некоторый «зазор», «люфт», преодоление которого и составляет главную творческую задачу любого познавательного акта. Этот люфт преодолевается когнитивной волей (идентификационным мужеством «как бы»), основу которого составляет принятие всегда рискованного решения о тождестве конкретной идеи и конкретного объекта.




Введение в философию. Учебное пособие

В учебном пособии кратко изложено содержание всех основных разделов философии: историко-философское введение, предмет и метод философии, онтология, гносеология, философия науки, социальная философия, философская антропология.<br /> Для бакалавров, магистров, аспирантов и всех, кто интересуется основными проблемами философии.

229
 Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. Введение в философию. Учебное пособие

В учебном пособии кратко изложено содержание всех основных разделов философии: историко-философское введение, предмет и метод философии, онтология, гносеология, философия науки, социальная философия, философская антропология.<br /> Для бакалавров, магистров, аспирантов и всех, кто интересуется основными проблемами философии.

Внимание! Авторские права на книгу "Введение в философию. Учебное пособие" ( Ильин В.В., Лебедев С.А., Губман Б.Л.; под ред. Лебедева С.А. ) охраняются законодательством!