Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
13.04.2017 |
ISBN: |
9785392244560 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
416 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Глава 1. Понятие и принципы уголовного права
Глава 2. Уголовно-правовая политика
Глава 3. Источники уголовного права
Глава 4. Понятие преступления и категории преступлений
Глава 5. Уголовная ответственность и состав преступления
Глава 6. Объект преступления
Глава 7. Объективная сторона преступления
Глава 8. Субъект преступления
Глава 9. Субъективная сторона преступления
Глава 10. Множественность преступлений
Глава 11. Неоконченное преступление
Глава 12. Соучастие в преступлении
Глава 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Глава 14. Понятие и цели наказания
Глава 15. Система и виды наказаний
Глава 16. Назначение наказания
Глава 17. Освобождение от уголовной ответственности
Глава 18. Освобождение от уголовного наказания
Глава 19. Амнистия. Помилование. Судимость
Глава 20. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Глава 21. Иные меры уголовно-правового характера
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 21. Иные меры уголовно-правового характера
§ 1. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма“ и Федерального закона „О противодействии терроризму“» раздел VI УК РФ получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества». В результате законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института — иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера. Многие ученые категорично возражают против появления нового уголовно-правового института, считая его надуманным, искусственным, неоправданным (А. П. Козлов, В. Б. Малинин). Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера. В настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права, при этом (вполне ожидаемо) отсутствует единое понимание иных мер уголовно-правового характера.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» перечень иных мер уголовно-правового характера дополнен судебным штрафом (глава 15.2 УК РФ).
Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественно опасного деяния или преступления как в отношении лиц, их совершивших, так и в предусмотренных законом случаях — в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.
Объединяет указанные меры формальный признак — их предусмотренность уголовным законом (Общей частью УК РФ). Это государственные, принудительные меры. Применение любой меры уголовно-правового характера находится в исключительной компетенции суда.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ в УК РФ были включены принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам, страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Указанный вид медицинских мер применяется по просьбе или с согласия осужденного, однако осужденные, выражая согласие на применение таких мер, находятся в условиях ограниченной свободы воли; фактически они понуждаются к согласию. В этой связи применение (тем более исполнение) медицинской меры не утрачивает принудительного характера, как и само наименование лечения — «принудительное».
Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей). Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.
Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, в возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т. д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе — охрана интересов общества и его членов) и частная превенция. Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.
В отличие от наказания и типовых мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.
Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т. е. не в сочетании с наказанием.
Следовательно, можно выделить такие признаки иных мер уголовно-правового характера:
– они могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;
– назначаются в связи с совершением общественно опасного деяния или преступления как лицам, их совершившим, так в предусмотренных законом случаях — в отношении третьих лиц;
– не содержат порицания, не являются формой реализации уголовной ответственности, могут реализовываться вне рамок уголовной ответственности и назначаться самостоятельно, т. е. не в сочетании с наказанием, не являются альтернативой наказанию;
– не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;
– не влекут судимости и других юридических последствий;
– целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;
– закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.
§ 2. Принудительные меры медицинского характера
Принудительные меры медицинского характера представляют собой предусмотренное уголовным законом и осуществляемое на основании судебного решения принудительное лечение лица, совершившего общественно опасное деяние, от психического расстройства до полного излечения таких лиц или надлежащего улучшения их психического состояния.
Лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершая запрещенное конкретной нормой уголовного закона деяние, неизбежно вступает в особые отношения с государством, носящие именно уголовно-правовой характер. Принудительные меры медицинского характера (далее — ПММХ), не будучи наказанием, не преследуют цели исправления лица, совершившего общественно опасное деяние. Их сущность заключается в оказании такому лицу необходимой медицинской помощи, а потому такие меры не являются формой реализации уголовной ответственности и могут применяться как вне ее, так и наряду с нею. Более того, названные меры в большинстве случаев применяются именно к лицам, не подлежащим уголовной ответственности в силу их невменяемости на момент совершения преступления.
ПММХ не являются формой реализации уголовной ответственности. Пленум Верховного Суда РФ в п. 1 постановления № 6 от 7 апреля 2011 г. «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера» обратил внимание судов на то, что применение таких мер осуществляется с учетом положений законодательства РФ об охране здоровья граждан, Федеральных законов от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и от 7 мая 2009 г. № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением», а также иных нормативных правовых актов, в том числе постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Минюста России от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу». Порядок исполнения ПММХ определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами и изданными в соответствии с ними подзаконными нормативными актами.
Основания для применения ПММХ исчерпывающе названы в ст. 97 УК РФ:
– юридическое основание — совершение лицом общественно опасного деяния, предусмотренного статьями Особенной части УК РФ;
– медико-социальное основание — наличие у этого лица психического расстройства, связанного а) с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо б) с опасностью для себя или других лиц.
В отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние (преступление) и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья (ч. 4 ст. 97 УК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК РФ в ранее действовавшей редакции, если лицо не представляло опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, суд должен был вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 мая 2013 г. № 10-П положения ч. 2 и 4 ст. 443 УПК РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих. Конституционный Суд РФ указал, что отказ в применении принудительных мер медицинского характера допускается только в том случае, если лицо вследствие улучшения психического состояния утратило опасность для себя и окружающих; во всех иных случаях принудительные меры медицинского характера подлежат применению к лицам, совершившим запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, в соответствии с рекомендациями судебных психиатров (ст. 99–102 УК РФ).
Таким образом, названные в уголовном законе (ст. 97 УК) юридическое и медико-социальные основания применения принудительных мер медицинского характера можно отнести к числу формальных. Материальным основанием применения исследуемых мер является общественная (социальная) опасность психически больного лица, совершившего уголовно-противоправное деяние.
В законодательстве не названы критерии общественной опасности больного лица. В этой связи Конституционный Суд РФ обратил внимание на позицию Европейского суда по правам человека по данном вопросу: законодатель не обязан исчерпывающим образом разъяснять понятие «опасность для себя или окружающих», поскольку вряд ли возможно охватить в законе все разнообразие состояний, которые включают в себя психиатрические риски, тем более если закон требует, чтобы суды проводили проверку всех дел о недобровольном помещении в психиатрический стационар на основании медицинских данных, что является важной гарантией от произвола».
Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
В учебнике излагаются все основные вопросы курса «Уголовное право. Общая часть» с учетом теории уголовного права, действующего уголовного законодательства и практики его применения. Учебник соответствует программе курса «Уголовное право. Общая часть», изучаемого в вузах по направлению «Юриспруденция». При изложении материала принято во внимание развитие науки уголовного права на современном этапе, обобщена и проанализирована судебная практика.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 6 июля 2016 г.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов.
Юридическая Отв. ред. Гринберг М.С., Непомнящая Т.В. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
Юридическая Отв. ред. Гринберг М.С., Непомнящая Т.В. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
В учебнике излагаются все основные вопросы курса «Уголовное право. Общая часть» с учетом теории уголовного права, действующего уголовного законодательства и практики его применения. Учебник соответствует программе курса «Уголовное право. Общая часть», изучаемого в вузах по направлению «Юриспруденция». При изложении материала принято во внимание развитие науки уголовного права на современном этапе, обобщена и проанализирована судебная практика.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 6 июля 2016 г.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов.
|