|
Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
|
|
Возрастное ограничение: |
0+ |
Жанр: |
Юридическая |
Издательство: |
Проспект |
Дата размещения: |
13.04.2017 |
ISBN: |
9785392244560 |
Язык:
|
|
Объем текста: |
416 стр.
|
Формат: |
|
|
Оглавление
Глава 1. Понятие и принципы уголовного права
Глава 2. Уголовно-правовая политика
Глава 3. Источники уголовного права
Глава 4. Понятие преступления и категории преступлений
Глава 5. Уголовная ответственность и состав преступления
Глава 6. Объект преступления
Глава 7. Объективная сторона преступления
Глава 8. Субъект преступления
Глава 9. Субъективная сторона преступления
Глава 10. Множественность преступлений
Глава 11. Неоконченное преступление
Глава 12. Соучастие в преступлении
Глава 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
Глава 14. Понятие и цели наказания
Глава 15. Система и виды наказаний
Глава 16. Назначение наказания
Глава 17. Освобождение от уголовной ответственности
Глава 18. Освобождение от уголовного наказания
Глава 19. Амнистия. Помилование. Судимость
Глава 20. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
Глава 21. Иные меры уголовно-правового характера
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Глава 12. Соучастие в преступлении
§ 1. Понятие и признаки соучастия
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК РФ).
Соучастие в преступлении является одним из самых сложных институтов в уголовном праве. Этому институту посвящена отдельная глава 7 в УК РФ (ст. 32–36). Кроме того, в 10 главу УК РФ включена норма, определяющая правила назначения наказания за преступление, совершенное в соучастии (ст. 67).
Функциональное назначение института соучастия в преступлении состоит, во-первых, в том, чтобы из числа лиц, в той или иной степени имеющих связь с совершенным преступлением, выделить тех, кто должен нести за него уголовную ответственность, а во-вторых, институт соучастия предназначен для регламентации уголовной ответственности каждого, кто будет признан соучастником преступления.
В истории уголовного законодательства и судебной практики оценка общественной опасности действий лиц, причастных к преступлению, а, следовательно, и круг соучастников преступления, неоднократно изменялись. Иногда к уголовной ответственности привлекались даже лица, заведомо не причастные к совершенному преступлению, вся вина которых была лишь в том, что они являлись родственниками преступников. Например, в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 18 июня 1934 г. в Уголовные кодексы всех республик, входящих в СССР, была включена норма, согласно которой «в случае побега или перелета за границу военнослужащего» его совершеннолетние члены семьи, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, даже если они ничего не знали о готовящемся им или совершенном преступлении, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет, а если знали, но не довели до сведения властей данную информацию, наказывались лишением свободы до 10 лет с конфискацией всего имущества.
В последние годы кардинальным изменениям подверглась оценка укрывательства преступлений и недонесения о преступлениях. По законодательству советского периода российской истории, вплоть до 1958 года, укрывательство преступлений считалось соучастием в преступлении, даже если оно не было заранее обещано исполнителю преступления. Согласно принятым в 1958 году Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик заранее не обещанное укрывательство из соучастия в преступлении было переведено в разряд самостоятельного преступления против правосудия. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162 укрывательство преступлений, относящихся к категории небольшой, средней тяжести, а также тяжких преступлений было декриминализировано. Недонесение о преступлении было декриминализировано в УК РФ 1996 г. Но в связи с принятием Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в УК РФ была введена ст. 205.6 «Несообщение о преступлении».
Среди причастных к совершенному преступлению могут оказаться лица, которые хотя сами и не принимали в нем непосредственного участия, т. е. лично не убивали, не похищали и т. п., а их участие в преступлении выразилось, например, только в том, что они подстрекнули к преступлению, или организовали его совершение или содействовали в его совершении исполнителю. Общественная опасность их поведения вполне сопоставима с общественной опасностью деятельности исполнителей преступления и поэтому наряду с исполнителем (соисполнителями) все они по действующему УК РФ признаются соучастниками преступления. Однако без использования института соучастия эти лица не могут привлекаться к уголовной ответственности, так как в статьях Особенной части УК РФ, строго говоря, предусмотрены деяния, совершаемые исполнителем, преступником-одиночкой или группой лиц, признаваемых соисполнителями. Объективная сторона преступлений, совершаемых подстрекателем, организатором и пособником, а, следовательно, и состав совершаемых ими преступлений могут быть определены только с учетом института соучастия.
Когда все соучастники принимают непосредственное участие в выполнении объективной стороны преступления, общественная опасность их действий значительно возрастает. Объединенными усилиями они могут быстрее сломить сопротивление потерпевшего, причинить больший ущерб правоохранительным интересам, лучше законспирировать свою преступную деятельность. Еще большую общественную опасность представляют объединения преступников в так называемые организованные группы, преступные сообщества (организации). В соответствии с нормами о соучастии все члены таких объединений, независимо от того, принимали ли они непосредственное участие в выполнении объективной стороны конкретного преступления, признаются его исполнителями, а точнее, соисполнителями. Согласно п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) является обстоятельством, отягчающим наказание.
Во многих статьях Особенной части УК РФ предусмотрено в качестве квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При назначении наказания за такие преступления указанные признаки в качестве отягчающих обстоятельств повторно не учитываются.
В ряде статей Особенной части УК РФ объединения преступников предусмотрены в качестве основных конструктивных признаков самостоятельных составов преступлений (ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»; ст. 209 «Бандитизм»; ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»; ст. 239 «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»; ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества»; ст. 288.2 «Организация деятельности экстремистской организации»).
Разнообразие способов совместного совершения несколькими лицами единого для них преступления вызывает необходимость специальной уголовно-правовой регламентации, и она начинается с определения понятия соучастия в преступлении.
Впервые общее определение этого понятия было сформулировано в ст. 17 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г.: соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления. Это определение соучастия было воспринято и УК РСФСР 1960 г. Ранее в уголовном законодательстве понятие соучастия определялось путем перечисления видов соучастников (исполнителя, подстрекателя и пособника).
Законодательное определение понятия соучастия в преступлении вызвало некоторую дискуссию, в ходе которой было высказано мнение, что умышленное совместное участие двух или более лиц возможно и в неосторожном преступлении. С целью придания большей определенности признакам соучастия в его определении было добавлено указание, допускающее соучастие только в умышленных преступлениях. Сначала такое ограничение было включено в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г., в которых соучастие определялось уже как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». В связи с распадом Союза ССР указанные Основы в силу не вступили, однако положение, исключающее возможность соучастия в неосторожных преступлениях, российским законодателем было признано правильным и было включено в ст. 32 УК РФ 1996 г.: соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. В теории уголовного права принято выделять в соучастии объективные и субъективные признаки.
К объективным признакам соучастия относятся а) участие в преступлении двух или более лиц (количественный признак) и б) совместность их деятельности (качественный признак). Субъективные признаки соучастия — умышленный характер деятельности соучастников и участие в умышленном преступлении.
Количественный признак соучастия означает, что в преступлении участвуют два или более физических лица, достигших возраста, с которого за данное преступление наступает уголовная ответственность, и являющихся вменяемыми.
В связи с тем, что во многих статьях УК РФ содержатся квалифицирующие признаки повышенной ответственности двух или более исполнителей преступления (например, в п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ — убийство группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), возник вопрос: могут ли создавать групповой квалифицирующий признак действия двух или более участников преступления, один из которых в момент совершения деяния не обладал признаками субъекта преступления? В судебной практике длительное время групповыми признавались и такие преступления, в которых один из двух его участников не подлежал уголовной ответственности в силу невменяемости или недостижения возраста уголовной ответственности. Такая практика основывалась на рекомендациях Пленумов Верховных Судов РСФСР и РФ 1966 и 1992 гг. Однако в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указано, что в случае совершения преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности, лицо, вовлекшее его в совершение преступления, в силу ч. 2 ст. 33 УК РФ несет уголовную ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.
Еще большую четкость в определении своей позиции по рассматриваемому вопросу Пленум Верховного Суда РФ внес в постановлении от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое», рекомендовав квалифицировать преступления по групповому квалифицирующему признаку, если в совершении этого преступления совместно участвовало два или более исполнителя, которые в силу ст. 19 УК РФ подлежат уголовной ответственности за содеянное. В таких случаях для квалификации действий лица, наделенного всеми признаками субъекта преступления, не имеет значения, знало оно или нет, что действующее с ним лицо не подлежит уголовной ответственности.
Второй объективный признак соучастия — совместность преступной деятельности соучастников. Он означает, что каждый участник преступления действует сообща хотя бы еще с одним субъектом преступления, и каждый из них либо способствует другому субъекту в совершении преступления, либо используют его помощь для этой цели.
Совместность действий соучастников может состоять, например, в том, что лицо, знающее о готовящемся преступлении, дает его исполнителю советы о том, как более успешно это сделать, либо обещает исполнителю помочь ему после совершения им преступления, скрыть его орудие и средство преступления, следы преступления и т. п. Действия такого лица способствуют совершению преступления, так как укрепляют решимость исполнителя, придают ему уверенность в успехе.
В отличие от исполнителя преступления такое лицо непосредственно не выполняет объективную сторону преступлений, однако в его действиях есть состав совместно совершенного преступления, а объективная сторона его состава преступления дополнительно включает признаки, предусмотренные ч. 5 ст. 33 УК РФ, и это будет учтено судом как при квалификации преступления, так и при назначении наказания.
Общим итогом действий всех соучастников является единый преступный результат. Чаще всего действия всех соучастников квалифицируются по одной и той же статье Особенной части УК РФ, однако при едином преступном результате квалификация их действий может быть различной. Например, если убийство матерью новорожденного ребенка было совершено совместно с другим лицом, то преступление матери квалифицируется по ст. 106 УК РФ, а преступление соучастника — по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Действия всех участников совместных преступлений имеют причинно-следственную связь. В преступлениях с материальным составом это означает, что преступное последствие причинно обусловлено действиями каждого соучастника. В формальных составах преступлений причинная связь устанавливается между действиями исполнителя преступления и действиями других соучастников. Действия лица, в той или иной степени причастного к преступлению, но не находившиеся в причинной связи с действиями исполнителя, не создают соучастия в преступлении. Это может быть либо преступление, совершенное за рамками соучастия, либо деяние, не являющееся преступным. Так, если, узнав о совершенном убийстве, виновное лицо помогло преступнику скрыться, то оно не является соучастником убийства и отвечает за преступление против интересов правосудия, выразившееся в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления, по ст. 316 УК РФ. Если же лицо, узнав о готовящемся убийстве, обещало исполнителю преступления не сообщать об этом органам власти, то согласно действующему уголовному законодательству такое поведение лица, именуемое недонесением о преступлении, ненаказуемо.
При оценке поведения лица, в той или иной степени связанного с совершенным преступлением, вопрос о возможности признания его соучастником решается с учетом правила, предусмотренного ч. 2 ст. 14 УК РФ: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».
Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
В учебнике излагаются все основные вопросы курса «Уголовное право. Общая часть» с учетом теории уголовного права, действующего уголовного законодательства и практики его применения. Учебник соответствует программе курса «Уголовное право. Общая часть», изучаемого в вузах по направлению «Юриспруденция». При изложении материала принято во внимание развитие науки уголовного права на современном этапе, обобщена и проанализирована судебная практика.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 6 июля 2016 г.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов.
Юридическая Отв. ред. Гринберг М.С., Непомнящая Т.В. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
Юридическая Отв. ред. Гринберг М.С., Непомнящая Т.В. Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров
В учебнике излагаются все основные вопросы курса «Уголовное право. Общая часть» с учетом теории уголовного права, действующего уголовного законодательства и практики его применения. Учебник соответствует программе курса «Уголовное право. Общая часть», изучаемого в вузах по направлению «Юриспруденция». При изложении материала принято во внимание развитие науки уголовного права на современном этапе, обобщена и проанализирована судебная практика.<br />
Законодательство приводится по состоянию на 6 июля 2016 г.<br />
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов.
|