Юридическая Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.03.2016
ISBN: 9785392207046
Язык:
Объем текста: 503 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Теория государства и права как наука. Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Глава 3. Ценностный подход к государству и праву

Раздел II. Происхождение государства и права. Глава 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Глава 5. Происхождение государства и права

Раздел III. Теория государства. Глава 6. Понятие и сущность государства

Глава 7. Типы государства

Глава 8. Форма государства

Глава 9. Функции государства

Глава 10. Механизм государства

Глава 11. Государство в политической системе общества

Раздел IV. Теория права. Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

Глава 13. Понятие и функции права

Глава 14. Норма права

Глава 15. Источники (формы) права

Глава 16. Система права

Глава 17. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы

Глава 18. Механизм правового регулирования

Глава 19. Правотворчество

Глава 20. Правовые отношения

Глава 21. Реализация права

Глава 22. Толкование права

Глава 23. Правомерное поведение и правонарушение

Глава 24. Юридическая ответственность

Глава 25. Законность и правопорядок

Глава 26. Правосознание и правовая культура

Глава 27. Юридическая техника

Раздел V. Личность, общество, государство и право. Глава 28. Государство и общество. Гражданское общество

Глава 29. Государство и личность. Права человека и гражданина

Глава 30. Политическая обязанность

Глава 31. Правовое и социальное государство



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 7.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВА


§ 1. Понятие и значение типологии государства


§ 2. Формационная типология государства


§ 3. Цивилизационный подход к типологии государства


§ 1. Понятие и значение типологии государства


Типология — высший и наиболее сложный вид классификации, являющейся, как известно, необходимым шагом на пути познания явлений.


Принципиальная специфика типологии состоит в том, что она представляет собой классификацию государств, взятых как целое, т. е. по их сущности. Классификации же государств на основе их отдельных признаков — обычная частная классификация, например, по формам правления, национальному составу, величине территории и т. п. Усилия, направленные на разработку типов (того или иного явления), порождены стремлением к познанию самых глубоких оснований вещей и потребностью лаконичного изложения мыслей о них.


Типология дает позитивные результаты, когда в науке уже сложилась достаточно развитая система абстракций, вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения, то есть более или менее полно завершен начальный этап научного анализа.


Главная задача типологии — выявление основных исторических типов государства. Без этого теория государства и права не могла бы претендовать на роль науки, ибо оказалась бы не в состоянии уяснить основные закономерности развития, сущность, роль и функции исследуемого явления.


Тип государства — это система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих определенному этапу его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.


Типология государств — учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критериев деления на типы государства, так и характеристику самих этих типов.


В типологии государства воплощается принцип историзма. Типология дает необходимый угол зрения на естественно-историческую эволюцию государственных форм на протяжении тысячелетий, проливает свет на процесс их последовательной трансформации из одного качественного состояния в другое, от одного исторического типа к другому. Без изучения того, как, в каких условиях рассматриваемое явление возникло, какие основные стадии в своем развитии проходило и чем стало сегодня, немыслимо проникновение в сущность государства, осознание законов его развития. Без этого нельзя установить причины, вызвавшие к жизни современную государственность, более или менее точно установить факторы, породившие ее, определить, продолжают ли они действовать или нет. Типология позволяет провести научно обоснованное деление истории государства на качественно различные стадии, этапы, которые оно прошло в своей эволюции, и тем самым раскрыть ее логику и движущие силы. Постижение научной типологии государств вооружает изучающего государство знанием его внутренней логики, основных тенденций исторической эволюции, служит надежной основой научного предвидения перспектив развития.


В современной науке преобладают два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.


§ 2. Формационная типология государства


Формационная типология, или формационный подход к типологии государства, опирается на марксистское учение об общественных формациях. Теория общественных формаций была положена К. Марксом и Ф. Энгельсом в основу периодизации истории. В соответствии с этой теорией всю историю человечества можно разделить на три самых больших периода — три общественные формации. Они квалифицируются как первичная, или архаическая, вторичная, или экономическая, и третичная, или коммунистическая. Эти три формации суть в марксовой схеме три состояния, через которые в ходе своей истории должно пройти человечество. В марксовом членении истории вторичная или экономическая общественная формация является центральным элементом. Экономическая общественная формация — это такая форма организации человеческого общества, которая основана на труде как сознательной, но порожденной внешней материальной необходимостью деятельности человека и характеризуется частной собственностью, расколом общества на классы, государством, эксплуатацией и обменом продуктами труда между членами общества.


Деление на три общественные формации идентично делению на доклассовое, классовое и бесклассовое и соответственно на догосударственное, государственное и безгосударственное общества. Из такого деления следует: первичная, или архаическая, формация — это безгосударственный и бесклассовый первобытнообщинный строй; вторичная формация — это государственно-организованные классовые общества, основанные на эксплуатации; коммунизм выступает как третичная формация, в которой нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.


При этом если вторая, экономическая формация характеризуется как предыстория человечества, царство необходимости и тотального отчуждения, то третья, коммунистическая — как подлинная история человечества, как царство свободы, как общество, в котором достигается преодоление всех форм отчуждения и всестороннее развитие личности. Таков самый крупный масштаб членения истории человечества — макроформации, или большие формации.


Вторую из макроформаций К. Маркс, в свою очередь, делит на меньшие периоды — малые общественные формации, или общественно-экономические формации. Другими словами, наряду с выделением трех больших общественных формаций он признает возможность применения термина «общественно-экономические формации» (ОЭФ) для обозначения различных исторических периодов внутри второй экономической формации.


Каждая из этих малых формаций (ОЭФ) представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической общественной формации таких ОЭФ обычно выделяют три — рабовладельческая, феодальная, буржуазная. Каждой из них соответствует свой способ производства: рабовладельческий (основоположники марксизма называли его также античным), феодальный, буржуазный.


Согласно формационной типологии, исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и, соответственно, тем, какому классу, господствующему в обществе, он служит. Поскольку истории известны три эксплуататорских класса — рабовладельцы, феодалы и буржуазия, то, соответственно, и исторических типов эксплуататорских государств будет столько же — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Ф. Энгельс в 3-м отделе «Анти-Дюринга» эту мысль поясняет следующим образом. «Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовых противоположностях, было необходимо государство, т. е. организация эксплуататорского класса в определяемых данным способом производства условиях подавления: рабство, крепостничество или феодальная зависимость, наемный труд». Поэтому государство «в древности… было государством рабовладельцев — граждан государства, в средние века — феодального дворянства, в наше время — буржуазии».


По Марксу и Энгельсу, государственность не прекращается немедленно после свержения буржуазного государства в ходе социалистической революции. На первой фазе коммунизма сохраняются классы, а значит, и потребность в государстве. Возникает четвертый исторический тип — социалистическое государство. Его суть также определяется классом, которому оно служит. Это рабочий класс (пролетариат) с возможными союзниками в лице других трудовых классов. Государство первой фазы коммунизма получило в марксизме название «диктатуры пролетариата».


При жизни Маркса и Энгельса таких государств не было. После Октябрьской революции возникли государства, взявшие на вооружение марксистскую теорию. Их стали называть социалистическими государствами («социализм» примерно соответствует «первой фазе коммунизма» у Маркса и Энгельса).


Итак, истории известны четыре исторических типа государства — рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, и все они определяются в первую очередь своей классовой принадлежностью. Какой из названных классов подчиняет своим интересам государство в конкретных условиях, зависит от многих факторов.


Первым среди них, безусловно, выступает господствующая в обществе форма собственности. Таких форм, по Марксу, тоже четыре: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.


Каждая из этих форм собственности является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Следовательно, тип государства опосредованно (через классы и господствующую форму собственности) определяется производственными отношениями. Они получили название базиса общества в отличие от его политической, правовой, идеологической и т. д. надстройки.




Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

389
 Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!