Юридическая Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.03.2016
ISBN: 9785392207046
Язык:
Объем текста: 503 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Теория государства и права как наука. Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Глава 3. Ценностный подход к государству и праву

Раздел II. Происхождение государства и права. Глава 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Глава 5. Происхождение государства и права

Раздел III. Теория государства. Глава 6. Понятие и сущность государства

Глава 7. Типы государства

Глава 8. Форма государства

Глава 9. Функции государства

Глава 10. Механизм государства

Глава 11. Государство в политической системе общества

Раздел IV. Теория права. Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

Глава 13. Понятие и функции права

Глава 14. Норма права

Глава 15. Источники (формы) права

Глава 16. Система права

Глава 17. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы

Глава 18. Механизм правового регулирования

Глава 19. Правотворчество

Глава 20. Правовые отношения

Глава 21. Реализация права

Глава 22. Толкование права

Глава 23. Правомерное поведение и правонарушение

Глава 24. Юридическая ответственность

Глава 25. Законность и правопорядок

Глава 26. Правосознание и правовая культура

Глава 27. Юридическая техника

Раздел V. Личность, общество, государство и право. Глава 28. Государство и общество. Гражданское общество

Глава 29. Государство и личность. Права человека и гражданина

Глава 30. Политическая обязанность

Глава 31. Правовое и социальное государство



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 2.
МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


§ 1. Научное познание и теоретико-правовая наука


§ 2. Философия как метод


§ 3. Общенаучные и частнонаучные методы


§ 1. Научное познание и теоретико-правовая наука


Познание и его виды


Одна из важнейших функций теоретико-правовой науки — познавательная. Теория государства и права ставит своей целью познание закономерностей происхождения, развития, функционирования государства, политики, права, законодательства. Познание политико-правовых явлений нужно людям для того, чтобы целенаправленно воздействовать на государство и право, по возможности изменять их, приспосабливать к своим потребностям, ставить на службу своим интересам.


Познание политико-правовых явлений бывает разных видов. Различают обыденное познание, религиозно-мифологическое, художественное (эстетическое), философское, научное. На уровне обыденного познания постигаются очевидные, элементарные истины (например: власть предполагает подчинение, право есть регламентация поведения человека и т. п. ). Не следует думать, что обыденное познание политико-правовых явлений было свойственно людям только на ранних этапах исторического развития, в донаучную эпоху. Для человека современной культуры обыденное познание — также неотъемлемый элемент процесса познания, создающий эмпирическую базу для более высоких форм познания.


Религиозно-мифологическое познание государства и права в основном было свойственно древним народам. Вместе с тем следует отметить, что и мифология, и религия, давая свое, зачастую мистифицированное объяснение политико-правовых явлений, стремились выявить в них рациональный компонент, найти в них логику и смысл. Построенная на основе религиозно-мифологического познания картина мира нередко давала людям довольно точные ориентиры политического поведения.


Искусство предоставляет человеку (и в древности и сейчас) дополнительную возможность с помощью конкретных образов литературных, музыкальных, архитектурных произведений лучше понять специфику мира политики и права. Например, сочинения О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Л. Н. Толстого, Ф. Кафки способны сказать о бездушии государственной машины больше, чем отдельные теоретические статьи.


Философское осмысление политико-правовых явлений предполагает поиск их предельных смысловых, ценностных и логических оснований.


Особую роль (в известном смысле ведущую) в познании государства, политики, права и законодательства играет наука, под которой понимается определенный вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.


Связь теории государства и права с ценностями и идеологией


Примерно со второй половины XIX в. оформилось большинство ныне существующих наук, которые традиционно делятся на естественные, технические и общественные.


У общественных наук есть существенные особенности по сравнению с науками естественными и техническими. Наиболее ярко специфику общественных наук показали выдающиеся немецкие философы В. Дильтей (1833–1911), В. Виндельбанд (1848–1915) и Г. Риккерт (1863–1936), проводившие резкую границу между науками о природе и науками об обществе («науки о культуре», «науки о духе»). С их точки зрения, в мире природы (мир сущего) господствует закон причинности, в мире социальных явлений (мир должного) — свобода человеческой воли, обусловленная этическими императивами. Если природным явлениям свойственна повторяемость, закономерность, то явления культуры — уникальны. В основе происхождения, развития, функционирования политико-правовых институтов лежат не объективные закономерности, а ценностные установки, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Поэтому задачей наук о природе является открытие закономерностей, целью общественных наук — выявление ценностных императивов.


Не вступая в спор с отдельными дискуссионными положениями немецких философов, можно, тем не менее, утверждать, что общественные науки не имеют (по сравнению с естествознанием) строгого инструментария, их критерии истины зачастую страдают приблизительностью и относительностью. Так, в теории права можно насчитать несколько сложившихся зрелых концепций (их представляют выдающиеся юристы и философы), трактующих право не просто по-разному, а диаметрально противоположно. В исторической науке трудно найти факты, по которым было бы полное согласие различных научных школ. Например, история Второй мировой войны, изложенная в учебной и научной литературе России, Украины, стран Балтии и Западной Европы, имеет существенные различия. Есть разные научные школы и подходы в этнографии, социологии, экономической теории, литературоведении, лингвистике и т. д.


Специфической чертой общественной науки (в частности, теории государства и права) является то обстоятельство, что она тесно связана с ценностями и идеологией.


Основная задача науки — установление истины; назначение ценностей (глубинных мировоззренческих установок, задающих критерии добра и зла) — задавать направления человеческой деятельности; дело идеологии — формулировать и отстаивать интересы социальных групп или общества в целом. Очевидно, что у науки, системы ценностей и идеологии — разные, зачастую взаимоисключающие задачи.


В основе любой общественной науки лежат аксиоматические (принятые без доказательств) ценностные установки. Более того, ценностные ориентиры ученого глубоко коренятся в сфере его подсознания, о чем он может даже не догадываться. Научные представления ученого есть во многом результат рационализации его эмоционального и ценностного восприятия действительности. Процесс установления, описания и классификации фактов еще может быть достаточно объективным, а вот их интерпретация уже целиком зависит от ценностных предпочтений исследователя.


Идеологические установки также способны вступать в конфликт с истиной. Еще К. Маркс совершенно правильно определил идеологию как «ложное сознание», всегда тесно связанное с социальными интересами, с политикой. Идеология, всегда имеющая целенаправленное воздействие на массы, в значительной мере иррациональна и иллюзорна. Общественные науки (часто даже независимо от воли ее представителей) всегда отражают какой-то спектр политических интересов. Наглядный пример — отечественная теория государства и права. В советский период у нас была «марксистско-ленинская общая теория государства и права», сейчас, в постсоветской России — по преимуществу либеральная теория государства и права. Здесь социальный заказ очевиден. Теоретико-правовая наука всегда была и навсегда останется идеологической системой, так или иначе встроенной в механизм идеологического воздействия на массы.




Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

389
 Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!