Юридическая Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.03.2016
ISBN: 9785392207046
Язык:
Объем текста: 503 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Теория государства и права как наука. Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Глава 3. Ценностный подход к государству и праву

Раздел II. Происхождение государства и права. Глава 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Глава 5. Происхождение государства и права

Раздел III. Теория государства. Глава 6. Понятие и сущность государства

Глава 7. Типы государства

Глава 8. Форма государства

Глава 9. Функции государства

Глава 10. Механизм государства

Глава 11. Государство в политической системе общества

Раздел IV. Теория права. Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

Глава 13. Понятие и функции права

Глава 14. Норма права

Глава 15. Источники (формы) права

Глава 16. Система права

Глава 17. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы

Глава 18. Механизм правового регулирования

Глава 19. Правотворчество

Глава 20. Правовые отношения

Глава 21. Реализация права

Глава 22. Толкование права

Глава 23. Правомерное поведение и правонарушение

Глава 24. Юридическая ответственность

Глава 25. Законность и правопорядок

Глава 26. Правосознание и правовая культура

Глава 27. Юридическая техника

Раздел V. Личность, общество, государство и право. Глава 28. Государство и общество. Гражданское общество

Глава 29. Государство и личность. Права человека и гражданина

Глава 30. Политическая обязанность

Глава 31. Правовое и социальное государство



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел III.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА


Глава 6.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


§ 1. Определение государства


§ 2. Термины, употреблявшиеся для обозначения государств


§ 3. Элементы определения государства


§ 4. Население


§ 5. Территория


§ 6. Государственная власть. Суверенитет


§ 7. Социальная природа государства


§ 1. Определение государства


Под государством понимается форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества, всеми признанной или утвердившейся верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории.


Иногда государство называют политически организованным обществом. При этом имеется в виду, что единство, целостность и политический характер этому обществу придает именно верховная власть, распространяющаяся на определенную (государственную) территорию. Такую власть и называют политической или государственной.


Общество едва ли мыслимо без власти. Однако не всякая публичная власть является государственной. Государственную власть следует отличать от самоуправления. При самоуправлении вопросы, представляющие общий интерес, решаются всеми членами общества в народном собрании или органами (лицами), пользующимися его полным доверием и подотчетными ему, как это было в первобытном обществе. Для примитивных, первобытных обществ характерна четкая структура, включающая органы, наделенные властными полномочиями (народное собрание, совет старейшин, вождь). Здесь власть представляет собой органическую часть, или функцию, общества. В государстве власть выделяется из общества, стоит над ним, приобретает по отношению к обществу известную самостоятельность. Воплощением и символом известного обособления государства от общества становится государственный аппарат, особым образом организованный контингент лиц, занимающихся исключительно управлением и требующий немалых средств на свое содержание, которые взыскиваются с населения в форме налогов.


Встречаются и промежуточные формы, которые сложно отнести к государственности или самоуправлению. Они получают особое распространение в эпоху перехода от первобытно-общинного строя к государству.


Выделение органов власти из общества служит основанием для иного, более узкого понимания государства, сводящего это явление к государственной власти, или к механизму государственной власти.


«Под государством на деле понимают правительственную машину или государство, поскольку оно в силу разделения труда образует свой собственный, обособленный от общества организм…», — писал К. Маркс.


По мнению проф. О. Э. Лейста, «государство — не организация общества, а организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать».


Нетрудно заметить, что в приведенных определениях речь идет о «государственной машине», или об аппарате государства, механизме осуществления государственной власти. Его обособленность от общества, при таком понимании государства, выявляется очень рельефно, а вот его органическая связь с обществом остается в тени или даже отрицается. Между тем пульт управления, мотор в любом сложном агрегате, в любой машине являются не только ее особым и чрезвычайно важным элементом, но и неотъемлемой частью целого. Аппарат управления при всей своей автономности не может существовать сам по себе, без объекта управления. Подданные или граждане также являются необходимым элементом государства.


Аристотель рассматривал полис (город-государство в Древней Греции) как объединение, общение свободных (имеется в виду противоположность рабству) и в известном смысле равных людей. Такое понимание прошло через тысячелетия. «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», — писал Гуго Гроций (1583–1645) в знаменитой книге «О праве войны и мира». Не случайно столь широкое распространение, особенно в XVII–XVIII вв., так называемой договорной теории происхождения государства. Государство называли «гражданским обществом», т. е. обществом, состоящим из граждан (Гоббс, Локк, Руссо и др.). Локк пользовался также термином «политическое общество».


Такой взгляд на государство характерен для разных народов и в разные эпохи. Древнеиндийские источники (артхашастры и «Законы Ману») говорят о семи элементах «царства» — правителе, министрах, сельской местности, городе, казне, армии и союзнике (в «Артхашастре» Каутильи к этому перечню добавлен еще и враг).


С включением в представления о государстве, наряду с органами власти, территории и населения мы встречаемся и в документах русской истории. Решения новгородского веча принимались не только от имени высших должностных лиц, но и от всего городского населения и от городских административно-территориальных единиц. Государство («господин государь Великий Новгород») явно понималось здесь как единство власти (перечень всех высших должностных лиц), территории (все пять концов) и населения (бояре, житьи люди, купцы, черные люди).


Высказанные соображения побуждают рассматривать государство именно как особую форму организации жизни общества. Такое понимание охватывает все стороны сложного явления, тогда как узкое определение сводит его исключительно к механизму власти.


В юридической литературе не раз высказывалась мысль, что не следует искать единое определение государства. Выдающийся немецкий юрист Георг Еллинек (1851–1911) отмечал, что нельзя образовать какое-либо одно понятие государства, которое выражало бы сущность исследуемого предмета. По его мнению, возможны социальное, юридическое и т. д. понятия о государстве. Одна из работ создателя «чистой теории права» Ганса Кельзена (1881–1973) называется «Социологическое и юридическое понятие государства».


Разные подходы к государству и возможны, и полезны. Они позволяют всесторонне исследовать это явление с социологической, политической, философской, исторической, юридической и т. п. точек зрения. Но это вовсе не предопределяет неизбежность противоречий между ними. Социологическое и юридическое понимание государства фокусируются на различных аспектах одного явления. Если они несовместимы друг с другом, это свидетельствует только об отсутствии четких представлений о рассматриваемом предмете.


Приведенное выше общее определение государства, предварительное и нуждающееся в детализации и разъяснениях, может служить основой как для юридического, так и для социологического анализа.


§ 2. Термины, употреблявшиеся для обозначения государств


Общепринятый термин для обозначения государства — сравнительно недавнее явление. В прошлом это (или близкое к нему) понятие выражалось по-разному. Государство отождествлялось с властью, с ее носителями и формой.


Выражение идеи государства через форму правления (царство, княжество, принципат и т. д.) сохранялось на протяжении тысячелетий. Оно употребимо и в наши дни. Когда пользуются официальным наименованием «Соединенное королевство Великобритания и Северная Ирландия», имеют в виду соответствующее государство, а не только существующую в нем форму правления. Тем не менее, потребность в родовом понятии, которое объединяло бы разные формы правления и представляло бы своего рода научную абстракцию, ощущалось. Первыми, кто предложил такого рода абстракцию, или общее понятие, были древние греки. Они ввели в обиход слово «полис», переводимое на русский язык как «город-государство». От этого слова произошли такие понятия, как «политика», «политическая власть», теснейшим образом связанные с государством.


Понятия «полис» и «государство» нетождественны. Во-первых, древние греки никогда не пользовались словом «полис» применительно к государственным образованиям варваров, считая, что они не доросли до политической формы организации общественной жизни. В этом смысле «полис» уже «государство». Во-вторых, под «полисом» имелось в виду не только государство, но и вся общественная жизнь. Одно ни в какой мере не противопоставлялось другому. Греки не знали границ между общественным и государственным. Все, что представляло общественный интерес, относилось к полису. В этом смысле «полис» шире «государства».


Но несмотря на отмеченные различия, понятие «полис» отражало важнейшие свойства государства. Полис, безусловно, предполагал объединение населения, проживающего на определенной территории, под одной (политической, т. е. имеющей отношение ко всему полису) властью. Имелось в виду и наличие у всех жителей полиса общих дел, общих интересов.


Синонимом «полиса» в Древнем Риме стало слово сivitas, производное от сivis — гражданин. «Цивитас», как и «полис», представляет собой комплексный термин, объединяющий то, что ныне понимается под «государством» и «обществом». Это совокупность, союз граждан.


Наряду с «цивитас» римляне пользовались и другим словом для обозначения того же явления — «республика». Его не следует путать с современным значением этого слова. Сейчас «республика» понимается как форма государства. Римляне исходили из буквального смысла слова. Латинское res publica означает общее благо, общее дело, то, что представляет всеобщий (публичный) интерес. А это именно то, что греки передавали словом «полис». В этом, ставшем ныне архаичным, смысле слово «республика» применимо и к Римской империи.


Понятие «республика» в отмеченном смысле оказалось более долговечным, чем «полис». Оно переводилось на другие языки, и в некоторых из них употребляется до сегодняшнего дня. Термин commonwealth представляет собой буквальный перевод на английский латинского «республика». Он и поныне используется для обозначения не только Британского содружества наций, но и государства.


Другой пример — «Речь Посполитая», историческое наименование польского государства, уживавшееся с монархической формой правления. «Речь Посполитая» буквально обозначает то же, что и латинское res publica. Однако в Польше, в отличие от Англии, этот термин не был чужд и определенного республиканского в современном понимании подтекста. Дело в том, что Речью Посполитой называлось объединение Польши и Литвы, сохранявших самостоятельность («общее дело двух стран и народов»), а короли в этом государстве избирались дворянством, что позволяет говорить о дворянской республике.


В XVI в. знаменитый итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469–1527) ввел в обиход новый термин stato. Он происходит от латинского слова status, представляющего собой причастную форму глагола stare (стоять), и означает состояние, установление, положение. То, что производные от итальянского stato вошли во многие европейские языки (английское state, французское etat, немецкое staat, испанское estado и др.) свидетельствует о полезности и широком признании нововведения Н. Макиавелли. Слово stato, так же, как «полис» и «республика», позволяет отличать политическое состояние или установление от страны как географического понятия, общества, народа, от лица или органа, обладающего верховной властью.


Русский язык не знает подобного термина. Мы пользуемся старым словом «государство», производным от «государя» и, следовательно, обозначающим буквально «царство», «княжество», «королевство». То же значение имеет и термин «держава», происходящий от глагола «держать», т. е. владеть, править. Правителя называли «державцем». Так, знаменитый русский историк С. М. Соловьев (1820–1879) писал, что еще при Мономахе новгородцы «брали князей от руки державца Киевского». До сих пор сохранилось другое производное от того же глагола — «самодержец». В современном русском языке «государство» и «держава» употребляются как синонимы, но слово «держава» приобрело оттенок торжественности, даже напыщенности и некоторой архаичности. В научном, официальном и бытовом языке употребляется, как правило, «государство». В украинском языке, наоборот, «держава» — и научный, и официальный термин, обозначающий государство. Но оба слова — и «держава», и «государство» — давно абстрагировались от монархической формы правления и приобрели новое содержание, вполне соответствующее макиавеллевскому stato. Так, Новгородская Вечевая Республика именовалась в официальных документах «господином государем Великим Новгородом». Следовательно, «государство» означало уже не только монархию, но и определенное политическое единство независимо от характера верховной власти.


§ 3. Элементы определения государства


Напомним приведенное выше определение. Государство — это форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества и признаваемой им верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории.


В этом определении три составные части: население, территория и верховная власть. Упоминается также общество. Но в контексте данного определения общество поглощается населением. Ясно, что общество — это соответствующим образом структурированное население.


Нередко в качестве элемента понятия государства называют законы, организованный порядок. Этот признак очень важен для юриста. Против него ничего нельзя возразить. Однако полезно иметь в виду два обстоятельства.


Во-первых, организованный порядок в какой-то степени подразумевается наличием признанной верховной власти и, в этом смысле, вторичен.


Во-вторых, возведение законов в ранг одного из основных признаков государства способно при известных обстоятельствах привести к своеобразным эксцессам, к сужению понятия государства, а значит, и к искажению его сути. Такие случаи известны.


Иногда за существенный признак государства выдается не наличие законов, а их соблюдение властью, связанность власти законами, или правом. «Сущность государства, — пишет В. А. Четвернин, — это власть, подчиненная праву. С этой точки зрения различается государство (власть, подчиненная праву) и деспотия (власть, ничем не ограниченная)».


Такая позиция не нова. Ее придерживался Г. Еллинек, у которого государство ассоциировалось с наличием свободных и полноправных граждан, а не с управлением людьми, лишенными всяких прав. В подтверждение этой мысли Г. Еллинек ссылался на Аристотеля, называвшего государство общением свободных людей.


По существу, во всех этих случаях речь идет о том, каким государство должно быть, об идеале правового государства. Но идеальные мерки не подходят к реальным явлениям. История не знала совершенных государств, но зато изобиловала государствами, нарушавшими законы и права человека. Объявить их деспотиями, а не государствами — простое решение, но тогда, оставаясь реалистом, следовало бы изучать природу и историю деспотий, а не государств. У классиков политической мысли в самом деле иногда встречается противопоставление государства и деспотии. Так, древние греки считали, что политическая организация характерна только для них, а остальные народы живут в условиях деспотии. Но они же делили формы государства на правильные и неправильные. И худшей из неправильных форм объявляли тиранию, которую трудно отличить от деспотии. И. Кант прямо называл деспотическими все государства, где не соблюдается принцип разделения властей. Таким образом, правовой характер, уважение к правам человека характерны вовсе не для всякого государства. Речь может идти лишь о минимуме организованного порядка, вытекающего из традиций и законов, или распоряжений власти.


§ 4. Население


Государство иногда характеризуют как сообщество лиц, проживающих на определенной территории, с едиными управлением и системой права. Это сообщество лиц составляет население государства. Оно неоднородно.


В древности и в Средневековье население, как правило, делилось на сословия, обладавшие разными правами и обязанностями. Особое значение имело деление на свободных и рабов, или крепостных. Буржуазные революции покончили с сословными привилегиями, провозгласили гражданское равенство. Однако и поныне, даже в наиболее демократичных государствах, население остается неоднородным, причем ряд различий имеет правовые последствия.


Основную массу населения государства составляют граждане, т. е. лица, обладающие полным набором не только личных, но и политических или гражданских прав, а также несущие перед государством все обязанности, связанные с их активным участием в политической жизни. Но наряду с гражданами есть и неграждане двух родов. С одной стороны, лица, не достигшие совершеннолетия и потому не наделенные политическими правами и ограниченные в пользовании рядом личных и имущественных прав. С другой стороны, иностранцы, находящиеся на территории государства. Им гарантируется свободное пользование личными и имущественными правами, но они лишены основных политических прав — избирать и быть избранными в органы власти, участвовать в управлении страной. Тем не менее, обе названные категории являются частью населения, они обязаны подчиняться действующим в государстве законам и власти.




Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

389
 Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!