Юридическая Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 25.03.2016
ISBN: 9785392207046
Язык:
Объем текста: 503 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Теория государства и права как наука. Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 2. Методология теории государства и права

Глава 3. Ценностный подход к государству и праву

Раздел II. Происхождение государства и права. Глава 4. Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы

Глава 5. Происхождение государства и права

Раздел III. Теория государства. Глава 6. Понятие и сущность государства

Глава 7. Типы государства

Глава 8. Форма государства

Глава 9. Функции государства

Глава 10. Механизм государства

Глава 11. Государство в политической системе общества

Раздел IV. Теория права. Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

Глава 13. Понятие и функции права

Глава 14. Норма права

Глава 15. Источники (формы) права

Глава 16. Система права

Глава 17. Сравнительное правоведение. Основные правовые системы

Глава 18. Механизм правового регулирования

Глава 19. Правотворчество

Глава 20. Правовые отношения

Глава 21. Реализация права

Глава 22. Толкование права

Глава 23. Правомерное поведение и правонарушение

Глава 24. Юридическая ответственность

Глава 25. Законность и правопорядок

Глава 26. Правосознание и правовая культура

Глава 27. Юридическая техника

Раздел V. Личность, общество, государство и право. Глава 28. Государство и общество. Гражданское общество

Глава 29. Государство и личность. Права человека и гражданина

Глава 30. Политическая обязанность

Глава 31. Правовое и социальное государство



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел V.
ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО И ПРАВО


Глава 28.
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО


§ 1. Государство и общество в традиционную эпоху


§ 2. Государство и общество при вступлении в техногенную, или буржуазную, стадию


§ 3. Возникновение термина и эволюция концепции «гражданского общества»


§ 4. Современные представления о гражданском обществе


Под обществом понимаются исторические формы совместной жизни людей, продукт их взаимодействия на той или иной ступени развития.


Государство, возникнув как результат определенных общественных отношений, повседневно воздействует на общество через свои властные веления. Оно выступает субъектом власти, а общество — ее объектом. При этом государственная власть может осуществляться с позиций демократии и вопреки ее принципам, в интересах большинства народа или его меньшинства, в направлении прогресса общества и совсем наоборот и т. д.


Неодинаковы также степень, характер и формы обратного воздействия общества на государство. Оно во многом зависит от того, в какой мере общество, его члены защищены от произвола и беззакония со стороны государства, есть ли у общества реальные механизмы удержания государственной власти в рамках закона. В любом случае властная деятельность государства затрагивает интересы как общества в целом, так и отдельных его членов, классов, социальных групп. Поэтому вопрос о соотношении государства и общества, их взаимодействии есть вопрос не только науки (теории государства и права, социологии, политологии и т. д.), но и практической политики.


Поскольку государство и общество — явления постоянно эволюционирующие, рассматривать их следует прежде всего в историческом контексте.


При этом на разных стадиях истории государство и общество изменяются с точки зрения как социально-классовой природы, так и форм своей организации.


Воспользуемся упомянутым выше универсалистским вариантом цивилизационного подхода к типологии государства, в соответствии с которым в истории государственно организованного общества выделяют две стадии, эпохи или цивилизации: 1) стадия традиционного общества; 2) стадия техногенного (индустриального и постиндустриального, или буржуазного и постбуржуазного) общества. Кроме того, с известными оговорками можно рассматривать в этом качестве стадию глобализации — перехода к новой цивилизации универсалистского типа, находящуюся лишь в процессе становления.


Каждая из перечисленных стадий предполагает свою модель (модели) соотношения государства и общества, их взаимодействия. На «стыках» между указанными историческими стадиями можно выделить общества, находящиеся в состоянии перехода от одной такой стадии (или эпохи) к другой (например, от догосударственной к государственной, от традиционной к буржуазной и т. д.). Такие переходные общества отличает системная незавершенность, сочетание в их структуре элементов различных исторических эпох.


Следует подчеркнуть, что данная периодизация есть идеальная схема исторического процесса, который в действительности гораздо более сложен. Перечисленные стадии неодинаково проявляются в условиях культур Запада и Востока. Они присущи прежде всего наиболее развитым странам мира. Более того, в современном мире есть народы, проходящие лишь начальные стадии становления государственности. Смысл предлагаемой периодизации в том, чтобы выявить магистральное направление исторического процесса.


§ 1. Государство и общество в традиционную эпоху


Традиционными называют доклассовые, раннеклассовые, а также феодальные общества, иными словами, общества добуржуазные.


Определение «традиционное» происходит от слова «традиция». Из множества значений последнего для нас наиболее существенно понимание его как такого механизма регуляции общества, который обосновывает и оправдывает (легитимирует) содержание современных институтов и норм фактом их существования в прошлом. Образно говоря, традиционное общество в процессе развития обращено не вперед, а назад. Такое, как правило, случается там, где весьма неразвиты как общество, так и сознание. Неудивительно, что исторически первой формой традиционного общества является общество доклассовое, т. е. родовое.


Специфика традиционного общества состоит в том, что, возникнув еще в догосударственную эпоху, оно сохраняет ряд своих важных черт в эпоху раннего государства, а затем — фрагментарно — и при развитой государственности, вплоть до эпохи капитализма. Возникновение государства поначалу не устраняет такого явления родовой эпохи, как синкретизм, т. е. слитность индивида с традиционной общностью (родовой, племенной и т. д.), а также слитное восприятие окружающего мира, природного и социального, естественного и сверхъестественного. Он воспринимается как некое единство, как вечный и неизменный «мировой порядок». Поэтому религия является здесь универсальной формой общественного сознания, во многом определяющей характер соотношения и взаимодействия власти (с известной стадии-государства) и общества. «Мировой порядок» воспринимается в этих условиях как продукт божественной воли, а назначение всякой власти, в том числе государственной, сводится к его охране.


Становление государства отражает процесс социальной дифференциации. Однако в течение долгого времени в структуре традиционного общества сочетаются классовые и доклассовые институты. Поэтому государство поначалу использует традиционные институты власти — советы, собрания и т. д.


С течением времени родовые институты исчезают, однако элементы синкретизма сохраняются как в структуре власти, так и в общественном сознании. Так, длительное время сохраняется слитность государственной власти и собственности. В странах Востока, например, государство выступает верховным собственником земли. В европейских странах зависимость феодалов от королевской власти носит поначалу личный, а не публичный характер (отсюда — синьориальная монархия). Слитность в сфере общественного сознания проявляется прежде всего в распространенности религиозных представлений. В обществе господствует религиозный взгляд на природу государственной власти. В странах Востока этому способствует, помимо прочего, синкретный характер таких религиозно-философских систем, как иудаизм, индуизм и особенно ислам, в рамках которого порой отождествляются государство и религиозная община.


Иерархическая структура традиционного общества, разделявшегося по кастовому, сословному либо религиозному принципу, предполагала открытое закрепление юридического неравенства. Ее логическим завершением была верховная власть правителя (князя, короля, царя и т. д.), призванного охранять ниспосланный Богом порядок и уже в силу этого ни с кем не сравнимого по своему статусу и функциям. В этих условиях важнейшими во взаимоотношениях государства и общества были не права и свободы индивидов (это продукт более поздней истории), а их обязанности перед Богом и государственной властью.




Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

389
 Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. Теория государства и права. 3-е издание. Учебник

Учебник подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом коллективом кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) с привлечением известных специалистов из других вузов. При подготовке издания широко использованы отечественная и зарубежная литература, классическое наследие, нормативные материалы. Проблемность, анализ разных точек зрения сочетаются с простотой изложения.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2015 г.<br /> Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов.

Внимание! Авторские права на книгу "Теория государства и права. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!