История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392219612
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие. Часть I. 1939–1940: Заговор против Европы

Часть II. Вторжение

Часть III. Взаимодействие

Часть IV. Тетива спущена, и стрела полетела в цель

Часть V. Фронт под северным сиянием

Часть VI. На изгибе Волги, на изгибе истории

Часть VII. «Сорок третий горечью полынной на меня пахнул издалека»

Часть VIII. И в каждом пропеллере дышит биение наших сердец

Часть IX. Седые дети войны

Часть X. На западном фронте перемены

Часть XI. Чудо-оружие и чудовищные планы терроризма

Часть ХII. Фронт без линии фронта

Часть ХIII. Атомные гонки

Часть ХIV. Усталые подлодки

Часть XV. Последние метры войны

Часть XVI. В логове волка

Часть XVII. Финал на Тихом океане



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Часть IX. Седые дети войны



Слышу плач детей в неволе,


Стоны дедов и отцов.


Опаленный колос в поле


На ветру шумит:


«Доколе?»


Глава 37.
Печальный сад Красного Берега


В двадцати километрах от небольшого города Жлобин, что в Гомельской области Беларуси, находится мемориальный комплекс, возведенный на месте бывшего детского концлагеря. «Детям, которые прошли фашистский ад». В этих словах отражена скорбная идея мемориала. Его создал скульптор Леонид Левин, который в 1960-х гг. участвовал в создании комплекса скорби во всемирно известной Хатыни — одной из 628 белорусских деревень, уничтоженных оккупантами вместе с жителями.


Основной фрагмент композиции — памятник … школьному классу. Памятник необычный, в виде школьных парт в окружении живых яблонь. Но из детей, которым этот памятник посвящён, за эти парты никто и никогда не сядет. Как и их не родившиеся дети и внуки. Белые, подобно белорусским яблоням в цвету, парты — дань памяти 1990 ученикам, встретившим свой последний час в немецком детском лагере. Он один из четырнадцати, созданных оккупантами на временно оккупированной белорусской территории.


Цель — выкачивать детскую кровь для раненых солдат и офицеров вермахта. Изуверы в белых халатах руководствовались указанием Гиммлера: «Где бы на Востоке вы ни нашли ценную кровь — либо изымите ее, либо уничтожьте». Выполняя это дьявольское указание рейхсфюрера СС, оккупанты свозили в Красный Берег детей из Гомельской, Могилёвской, Минской областей Белоруссии; из Смоленской, Брянской областей России. А ещё — из Украины, Прибалтики.


Кровь забирали главным образом у славянских детей в возрасте от 8 до 14 лет. Именно в этот период происходит самое активное гормональное развитие, а кровь — самая чистая. Больше брали у девочек — первая группа крови и положительный резус-фактор чаще всего встречались именно у них. Умерших от упадка сил ребятишек бросали в огромный костёр, разложенный в виде фашисткой свастики.


На обратной стороне классной доски, что перед рядами белых школьных парт, — карта Белоруссии, в которой были уничтожены 13 тысяч школ, замененных детскими лагерями, где маленьких узников обрекали на медленную смерть после насильственного забора крови для немецких военных госпиталей. А на школьной доске — прощальное письмо школьницы Кати Сусаниной, адресованное отцу, офицеру Красной Армии Петру Сусанину. Текст вмонтирован по предложению известнейшего писателя-фронтовика Василя Быкова. Вот фрагменты из письма девочки:


«Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийцев! Это завещание твоей умирающей дочери. О маме. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил…


Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Кашляю кровью.


А помнишь, папа, когда два года назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: «Расти, доченька, большой — нам на радость». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.


Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит — письмо дойдет. 12 марта 1943 года».


Рассказ экскурсовода Александра Манкевича, в прошлом офицера Советской Армии, мы слушали у скульптуры хрупкой девочки. Она встречает и провожает всех, кто приезжает сюда, в Красный Берег. Так называется посёлок, близ которого сооружен мемориал. Местные историки и краеведы считают, что своим необычным названием он обязан саду, когда-то выращенному здесь ботаником Незведским. Сад необычный: в нем прижились завезённые из дальних краёв китайские яблони, облитые по весне красными цветами.


А бронзовая девочка? Она стоит на маленьких красных камешках. Нет, это не символика яблоневого сада, пережившего войну. Красные камешки — это капли детской крови. Руки девочки устремлены к небу — будто туда, в небесную синь, стремится улететь ей израненная душа. «И кто-то пеплом долетел до рая…» — вспомнилась строка из стихотворения бывшей узницы.


Символ чистого, мирного, но потом уничтоженного детства — одна из скульптурных композиций в виде белого кораблика. Дети делали такие из тетрадного листка. А этот кораблик встал у Красного Берега на свою последнюю — вечную — стоянку. У Берега Памяти… На белых парусах– имена погибших в лагере детей. Арина, Вера, Зоя, Марина, Настя, Оля, Сима, Аркаша, Витя Петя, Олежка, Тёма… Они значились в найденных лагерных документах.


Сегодня этими именами нередко называют своих детей люди, приезжающие в Красный Берег из разных стран Европы. Потому что их потрясает то, что они узнали и увидели. Значит, память о детях-узниках, кто «пеплом долетел до рая», будет жить не только здесь.


11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, на Поклонную гору в Москве приходят и те, кто пережил трагедию за колючей проволокой, когда годков-то им было всего ничего. А ныне большинству — далеко за семьдесят. Многие — с палочками; других — поддерживают за руки. На глаза навертываются слезы. И не ветер тому причиной… Над седыми непокрытыми головами — лозунги: «Мы живы!» «Мы помним!» «Мы против неонацизма!».


А мы вспоминали красные камешки — капельки детской крови — у подножия бронзовой девочки, вознесшей руки к небу у Красного Берега. Это предупреждение и напоминание живущим сегодня.



Глава 38.
Признание генерала Рихерта


Маленькому Мише Синькевичу не было и четырех лет, когда в начале марта 1944 года случилась беда. Вместе с братом Гришей, сестрами Аней, Надей, Олей, отцом Ефимом Денисовичем и мамой Марией Лаврентьевной маленький Миша попал в немецкий концлагерь Озаричи — близ одноименного поселка в белорусском Полесье.


По бесчеловечным условиям содержания и методам уничтожения узников этот объект был вторым после концлагеря Тростенец. Настоящая фабрика смерти… Даже в Бухенвальде, Освенциме, Дахау люди, обреченные на смерть, имели крышу над головой и хоть какую-то похлебку. Здесь же мирное население под ледяным ветром и снегом содержалось в болоте, без пищи и воды. Многих женщин и детей оккупанты преднамеренно инфицировали сыпным тифом, чтобы болезнь затем перекинулась на солдат Красной Армии.


Никаких построек на территории концлагеря не было. А сам лагерь спешно создавали не эсэсовцы, не люди из организации Тодта, а солдаты боевых частей вермахта. Туда насильно согнали мирных жителей из 11 областей Белоруссии, России и Украины. Их узникам генералы вермахта уготовили участь живого щита в преддверии наступления Красной Армии. Сотни людей умирали ежедневно от холода и истощения. В лагере было свыше 55 тыс. мирных жителей, половина из них — дети до 13 лет. Из-за голода, холода и тифа в лагере погибло более 20 тыс. узников. Такое ни простить, ни забыть…


И я бы мог замерзнуть в том снегу,


И мог метаться там в бреду тифозном.


Озаричи! Вы на каком кругу


Мук адовых находитесь угрозно?!


Эти берущие за сердце строки принадлежат поэту Леониду Тризне. Он тоже в детстве испил горькую чашу гитлеровского рабства…


Тщательная разведка подступов к Озаричам и дислокации противника позволили подразделениям 65-й армии генерала П. И. Батова подойти к лагерю незамеченными. В ночь с 18 на 19 марта 1944 года оккупантам пришлось оставить свои позиции у Озаричей. Но те из узников, кто попытался уйти самостоятельно, погибли — территория оказалась заминированной.


В течение двух дней по разминированным проходам наши бойцы вывели из концлагеря 33 480 человек. Из них — 15 960 детей в возрасте до 13 лет, в том числе 517 сирот. Там были также 13 072 нетрудоспособные женщины и 4448 стариков, о которых немедленно позаботились военные медики.


Для оказания медицинской помощи и проведения противоэпидемических мероприятий среди населения командование выделило в распоряжение начальника санслужбы 65-й армии генерал- майора В. А. Колодкина более трёх тысяч солдат. Были созданы карантинные зоны, развернуто 25 полевых госпиталей, куда срочно направили медперсонал из трех армий. Армейским медикам удалось выполнить невероятно трудную в тех условиях задачу — остановить распространение сыпного тифа в войсках и на территории республики.


Военные чекисты и прокуратура 65-й армии установили, что среди непосредственных виновников создания лагерей смерти в Полесье — генералы вермахта: командующий 9-й армией Гарпе, командиры 35-го армейского корпуса Визе, 41-го танкового корпуса Вейдлинг, 46-го танкового корпуса Госсбах. Именно они подготовили, организовали и совершили чудовищные преступления против человечности, против основ человеческой морали и международного права. Выполнение бесчеловечных установок главарей «третьего рейха» только в Полесье унесло жизни 12 523 человек.



Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.

349
История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.