История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392219612
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие. Часть I. 1939–1940: Заговор против Европы

Часть II. Вторжение

Часть III. Взаимодействие

Часть IV. Тетива спущена, и стрела полетела в цель

Часть V. Фронт под северным сиянием

Часть VI. На изгибе Волги, на изгибе истории

Часть VII. «Сорок третий горечью полынной на меня пахнул издалека»

Часть VIII. И в каждом пропеллере дышит биение наших сердец

Часть IX. Седые дети войны

Часть X. На западном фронте перемены

Часть XI. Чудо-оружие и чудовищные планы терроризма

Часть ХII. Фронт без линии фронта

Часть ХIII. Атомные гонки

Часть ХIV. Усталые подлодки

Часть XV. Последние метры войны

Часть XVI. В логове волка

Часть XVII. Финал на Тихом океане



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Часть VII. «Сорок третий горечью полынной на меня пахнул издалека»



Глава 31.
Цитадель, которая не устояла


Курск… Этот древний русский город и его воины были воспеты еще в легендарном «Слове о полку Игореве». Летом 1943 года здесь, в районе Курска, германское командование намеревалось взять реванш за разгром группировки Паулюса под Сталинградом. Ставка делалась на превосходство немецкой бронетанковой техники, на её применение во внезапном стремительном прорыве. Цель операции «Цитадель» — такое название она получила в генштабе сухопутных войск вермахта — ликвидировать так называемый русский выступ на рубеже севернее Харькова — Курск.


Этот выступ образовался после зимней кампании 1942–1943 гг. в результате наступления Красной Армии в районе Курска. Предусматривалось уничтожить выступ двумя одновременными ударами с севера и юга в общем направлении на Курск, окружить и уничтожить находившиеся там советские войска. А в конечном итоге перехватить стратегическую инициативу у русских и добиться перелома в войне в свою пользу. Но в советском Генштабе разгадали намерения противника и начали готовиться к отражению удара. А реально — к упреждению противника.


Курская битва, длившаяся относительно недолго — 50 дней и ночей, шла на фронте шириной 550 километров и до 200 километров в глубину. В сражении с обеих сторон участвовали более 4 миллионов человек. В район будущей операции «Цитадель» немцы перебросили с запада пять пехотных дивизий и пять авиационных групп. Противник смог это сделать, так как открытие второго фронта в Западной Европе затягивалось. Всего в районе будущей битвы было сосредоточено более 900 тыс. немецких солдат и офицеров, до 10 тыс. орудий и минометов, почти 2700 танков и свыше 2 тыс. самолётов.


1. К. К. Рокоссовский: «Наши расчёты полностью подтвердились»


Большие надежды Гитлер возлагал на новейшую боевую технику — тяжёлые танки «Тигр» и «Пантера» с мощной броней, самоходные орудия «Фердинанд». С такой техникой, полагали в Берлине, Курское сражение войдет в историю войн как беспримерная битва огня, моторов и брони. Для воздушной огневой поддержки пехоты были подготовлены истребители «Фокке- Вульф»-190 А и штурмовики «Хеншель»-129.


Воспользовавшись затишьем перед фронтовой грозой, бойцы Красной Армии и местное население возвели на Курском выступе восемь оборонительных рубежей на глубину 250–300 километров. По склонам естественных препятствий — рек и оврагов — были оборудованы противотанковые препятствия — эскарпы, а на ровной местности закладывались радиоуправляемые минные поля.


Накануне битвы был достигнут численный перевес наших войск. Разве что в авиации силы были примерно равными. Тем не менее, несмотря на общее превосходство сил Красной Армии, Ставка Верховного Главнокомандования Г. К. Жукова и А. М. Василевского сделали выбор в пользу оборонительного варианта действий. Но это не был вариант пассивной обороны. Предусматривалось после начала немецкого наступления в упорных оборонительных боях обескровить противника, смяв его наступательный порыв. После чего, введя свежие силы из резерва, развернуть массированное наступление силами Центрального, Брянского, Воронежского, Степного и Юго- Западного фронтов.


Советской разведке удалось вскрыть исходные рубежи, силы противника и примерную дату начала операции «Цитадель». Одновременно были проведены мероприятия по введению немцев в заблуждение о противостоявших им советских войсках, по скрытному управлению войсками и соблюдению режима радиомолчания. Так что появление такого массового скопления сил, как войска резервного Степного фронта, для германского командования стали полной неожиданностью. «У нас оказалось больше силы воли, характера, чистой выдержки и нервов, чтобы избежать ошибок, преждевременно не ввязаться в бой и не дать противнику шанса обернуть ситуацию в свою пользу», — напишет впоследствии начальник Генштаба Маршал Советского Союза А. М. Василевский.


От захваченных ночью 5 июля 1943 года пленных стало известно, что операция «Цитадель» начнется в 3 часа утра. Но немцев опередил огонь двух с половиной тысяч орудий, минометов и реактивных установок. А советская авиация нанесла внезапный удар по изготовившимся на исходных позициях немецким войскам. Всё это застало их врасплох, и германское командование вынуждено было отложить наступление до 5.30 утра. «Наши расчёты полностью подтвердились, а значит, исход сражения предрешен», — доложил Сталину командующий Центральным фронтом генерал Константин Рокоссовский.


Но победу еще надо было добыть. То есть нанести противнику поражение. А силы у него были немалые. Против войск Центрального фронта на направлении главного удара немцы ввели в первый день до 500 танков, против Воронежского фронта — до 700. Первыми, группами в 15–20 машин, шли тяжёлые танки «Тигр». Они использовались на направлениях главного удара. За «Тиграми» шли 50–100 средних танков и бронетранспортеры с пехотой. Немецкие соединения поддерживала авиация. В группах шло по 150 бомбардировщиков, охраняемых сотнями истребителей.


Однако вся германская танковая рать, встретив героическое сопротивление русских, застряла в глубокоэшелонированной обороне. И уже к 12 июля стало ясно: наступление не удалось. Неся огромные потери, немцы едва смогли продвинуться на десяток километров в глубину обороны Центрального фронта и максимум на 35 километров — на Воронежском. А затем в результате мощного контрудара Воронежского фронта, усиленного стратегическим резервом — армиями Степного фронта (командующий генерал Иван Степанович Конев), немцы к 23 июля были отброшены на исходные рубежи. Вернуть утраченную стратегическую инициативу в районе Курского выступа они так и не смогли. В этих боях массовый героизм проявили бойцы Красной Армии, сотни из них стали Героями Советского Союза, многие посмертно.


2. Под напором стали и огня


На исходе Курской битвы у небольшой станции Прохоровка в 30 километрах от Белгорода развернулось беспрецедентное по масштабам и ожесточенности танковое сражение, которого мир еще не знал. В большинстве источников указывается, что оно началось 12 июля 1943 года. Однако более правильным следует считать началом сражения 10 июля. Обратимся к немецкому архивному документу. Именно в тот день командующий 4-й немецкой танковой армией генерал-полковник Г. Гот (Hoth, 1880–1971) подписал приказ № 5, где ставилась задача на 10 июля. В частности, для 2-го танкового корпуса СС она заключалась в следующем: «2-й танковый корпус уничтожает противника юго-западнее Прохоровки и оттесняет его на восток, отвоевывая высоты по обеим сторонам реки Псел».


Но еще в ночь с 9 на 10 июля разведка доложила о сосредоточении бронированной техники противника в районе балки Моложавой, а захваченный пленный из 3-го мотополка дивизии «Мёртвая голова» сообщил о полученном приказе начать наступление утром. Так что немцы приступили к выполнению задачи по прорыву тыловой армейской полосы обороны и овладению Прохоровкой 10 июля. Тогда же наши войска отражали попытки противника прорваться к поселку.


На относительно небольшой территории разыгралась битва бронированных армад — 700 советских и 500 немецких танков и самоходных орудий. Поле у Прохоровки горело и содрогалось под напором стали и огня. Во встречном танковом сражении здесь сошлись 2-й корпус «Панцерваффен» в составе дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Дас Райх», «Мёртвая голова» и 5-я гвардейская танковая армия генерала П. А. Ротмистрова. Ее поддерживали части генерала А. С. Жадова.


Гвардейцам Ротмистрова противостояли новые немецкие тяжёлые танки «Пантера» и «Тигр». «Тигр» с его и 88-миллиметровой пушкой мог поражать советские танки на расстоянии более 1000 метров. А 100-миллиметровая фронтальная броня гарантировала немецким экипажам неуязвимость от большинства противотанковых средств русских. Образно говоря, под Курском заводы Круппа противопоставили русским снарядам немецкую броню.


Получилось так, что в СССР ставка была сделана на массовое производство танков Т-34. Машина эта во всех отношениях достойная, но новые немецкие танки уже были классом выше, соответственно и боевые возможности их были уже другими. Урок пошёл впрок: отечественные бронированные машины, которые на равных могли противостоять «Тиграм», — КВ-85, ИС-2 — после Курской битвы пришли в войска. А у пушек Т-34 калибр был увеличен до 85 миллимет­ров. Но это было уже позже…


Во время подготовки контрудара под Прохоровкой между командующим фронтом генералом армии Н. Ф. Ватутиным, представителем Ставки Маршалом Советского Союза А. М. Василевским и командующим 5-й гвардейской танковой армией генералом П. А. Ротмистровым, впоследствии Главным маршалом бронетанковых войск, произошёл такой разговор.


Н. Ф. Ватутин: Мы решили… нанести контрудар противнику 5-й гвардейской танковой армией, усиленной двумя танковыми корпусами (2-м гвардейским Тацинском и 2-м танковым корпусами командовали полковник А. С. Бурдейный и генерал А. Ф. Попов. — Авт.).



Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.

349
История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.