История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392219612
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие. Часть I. 1939–1940: Заговор против Европы

Часть II. Вторжение

Часть III. Взаимодействие

Часть IV. Тетива спущена, и стрела полетела в цель

Часть V. Фронт под северным сиянием

Часть VI. На изгибе Волги, на изгибе истории

Часть VII. «Сорок третий горечью полынной на меня пахнул издалека»

Часть VIII. И в каждом пропеллере дышит биение наших сердец

Часть IX. Седые дети войны

Часть X. На западном фронте перемены

Часть XI. Чудо-оружие и чудовищные планы терроризма

Часть ХII. Фронт без линии фронта

Часть ХIII. Атомные гонки

Часть ХIV. Усталые подлодки

Часть XV. Последние метры войны

Часть XVI. В логове волка

Часть XVII. Финал на Тихом океане



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Часть III. Взаимодействие



Глава 17.
Америка России подарила пароход


Посланник Рузвельта летел в Москву в кресле пулемётчика


Идеи классиков вечны, потому что они верны. В отношении кино они вечны вдвойне. Российскому кинематографу уже второй век — вопреки всевозможным кризисам и потрясениям постсоветского времени. Известны слова В. И. Ленина, определившего кино как важнейшее из искусств. Но вряд ли он мог представить, что в годы Второй мировой войны кино станет уникальным средством дипломатии. Именно оно будет способствовать становлению антигитлеровской коалиции, которая начала формироваться в тяжелейшем для нашей страны 1941 году.


1. В подземном командном пункте


Ученик и последователь основателя Советского государства И. В. Сталин считал, что кино (как и вино) на радость нам дано. Для Иосифа Виссарионовича и то, и другое было, как говорят, хобби. Он не пропускал ни одной отечественной киноновинки, следил за достижениями кинотехники. Не зря же советский изобретатель профессор Александр Шорин в свое время получил Сталинскую премию за изобретение оригинального метода записи звука на киноленту. Примечательно, что самой высокой в то время премией (не без ведома и соизволения Иосифа Виссарионовича) Александра Федоровича наградили в непростом для страны 1941 году. Уж тогда- то, казалось бы, было не до кино, и все же…


Свое хобби было и у президента США Франклина Рузвельта. Он коллекционировал почтовые марки. На чём и сыграл советский дипломат Максим Литвинов, который в 1933 году вёл переговоры с президентом о дипломатических отношениях между СССР и США. Они были установлены 16 ноября 1933 года. Рузвельт был в восторге от подарка Литвинова — коллекции советских почтовых марок. Как и Сталин, Рузвельт тоже любил кино, чем и воспользовался Иосиф Виссарионович в самый тяжёлый для страны и её столицы час.


Было это в октябре 1941 года. Германские войска, не считаясь с огромными потерями, рвутся к Москве, до которой оставалось всего несколько десятков километров. Лучшие лётные экипажи бомбардировщиков Ju-88 и He-111 рейхсминистра авиации Германа Геринга совершают массированные налеты на Москву не только ночью, но и днем. В столице — разрушения и пожары, есть жертвы. Правительственные учреждения, дипломатические представительства и другие организации спешно эвакуировались в Куйбышев, ныне Самара.


Но Верховное Главнокомандование во главе с И. В. Сталиным остается в Москве. Поскольку строительство бомбоубежища в Кремле еще не закончилось, то Сталин и его сподвижники укрывались в подземном командном пункте Московской зоны ПВО. Он находился глубоко под землей на улице Кирова, ныне Мясницкой, с выходом на платформу станции «Кировская», ныне «Чистые пруды».


Нередко налеты германской авиации длились по несколько часов. Тогда, оторвавшись на короткое время от оперативной работы, вождь и другие руководители просматривали любимые кинофильмы. Это были редкие минуты, когда люди, взявшие на себя огромную ответственность за оборону страны, могли хоть немного отвлечься и даже улыбнуться. Чаще всего смотрели кинокомедии Григория Васильевича Александрова с участием Любови Петровны Орловой — «Веселые ребята» и «Волга- Волга». Последняя особенно нравилась Сталину, причём он лично знал и высоко ценил исполнителя главной роли бюрократа Бывалова Игоря Ильинского. Более того, вождь считал Игоря Владимировича выдающимся артистом.


Как- то, ещё до войны, на приёме в Кремле, который был дан в честь премьеры «Волги- Волги», вождь подошёл с бокалом вина к Игорю Владимировичу и, пряча улыбку, промолвил: «Ну вот, товарищ Ильинский, мы поймем друг друга. Ведь вы бюрократ, и я бюрократ». По подсчётам дотошных исследователей, Сталин после кинопремьеры — в мирное время и в военное лихолетье — смотрел «Волгу- Волгу» 16 раз! И это при его- то занятости. Значит, было в этой ленте и игре актеров нечто такое, что не оставляло вождя равнодушным.


Но вернемся в трагическое для Москвы и страны лето 1941 года. Несмотря на то что официальные Лондон и Вашингтон решили наладить сотрудничество с Москвой, поначалу реализация большинства принятых решений проходила ни шатко ни валко — англосаксы не очень- то верили в способность СССР противостоять агрессии.


Рузвельт же оценивал обстановку более трезво. Он поддержал инициативу своего помощника Гарри Гопкинса выехать в Москву, чтобы на месте изучить обстановку и определить конкретные возможности и перспективы взаимодействия в борьбе с нацистской Германией. Сама миссия в Москву была непростым выполнением дипломатического поручения президента. Большую часть перелета, длившегося сутки, посланник Рузвельта провел в хвостовом отсеке самолёта — в кресле пулемётчика. А ведь после сделанной ему в 1938 году операции по удалению раковой опухоли в желудке он мог поддерживать в себе жизнь только при помощи специальной диеты и своевременного приема лекарств!


На переговорах 30–31 июля 1941 года в русской столице обсуждались потребности СССР в помощи союзников, пути и способы её доставки. Также речь шла о созыве трехсторонней англо- американо- советской конференции. В целом миссия Гопкинса была успешной. Она способствовала уточнению позиций сторон. Считается, что визит помощника Рузвельта в Москву стал важнейшей вехой на непростом пути налаживания взаимодействия трех союзных держав в годы войны. Причём главную, хотя далеко не всегда видимую и признанную потомками роль в претворении в жизнь закона о ленд- лизе применительно к Советскому Союзу на протяжении всей войны играл Гарри Гопкинс.


Гарри Гопкинс (Harry Lloyd Hopkins, 17.08.1890–29.01.1946) — государственный деятель США. Министр торговли в 1938–1940 гг. В годы Второй мировой войны советник и специальный помощник президента Ф. Рузвельта. Сторонник дружественных отношений с Советским Союзом. Летом 1941 г. вёл в Москве переговоры с целью координации действий в войне с гитлеровской Германией. Встречался со Сталиным и другими советскими руководителями. В ходе этих встреч и бесед Гопкинс хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Советская сторона подробно ознакомила его с ходом и перспективами военных действий на советско- германском фронте, ему был представлен список вооружения и материалов, необходимых СССР в первую очередь. На переговорах Гопкинс заявил, что правительства США и Великобритании не захотят направлять тяжелое вооружение на советско- германский фронт до того, как состоится совещание представителей трех правительств в целях изучения стратегических интересов каждого фронта мировой войны и каждой из трех стран. Сталин одобрил идею созыва такого совещания.


Эти переговоры послужили основой для Московского совещания (29 сентября — 1 октября 1941). Как советник Рузвельта Гопкинс был член делегации США на Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях. Сопровождал президента Ф. Рузвельта на Квебекскую и Каирскую конференции (1943). В мае–июне 1945 года вёл в Москве переговоры с правительством СССР, в частности о подготовке Потсдамской конференции. В июле того же года, спустя три месяца после кончины Рузвельта, от политической деятельности отошел…


Но как бы ни был важен первый визит Гопкинса в Москву, это было только начало. Тем не менее любая важная дорога, гласит восточная (и не только восточная) мудрость, начинается с первого шага. Свой шаг Гопкинс сделал. При прямой поддержке президента Рузвельта… Пройдет еще несколько тяжелейших месяцев, прежде чем отправятся в небезопасный путь американские морские конвои с трехосными грузовиками «Студебеккер», двухосными «Доджами», «Виллисами». К нам пойдут консервы с тушеной говядиной и свининой, коробки яичного порошка, слитки алюминия, зенитные автоматические пушки…


А пока посланцы США привезли Дяде Джо, так англо- американские союзники называли И. В. Сталина, личный подарок от своего президента — металлические коробки с самой веселой американской кинокомедией 1940 года — «Серенада Солнечной долины». Подарок президента хозяину Кремля вручил помощник Рузвельта Гарри Гопкинс.


2. «Почему Сталин прислал мне это?»


Подарок Рузвельта очень понравился всем, кому посчастливилось его посмотреть. Веселая кинокомедия, насыщенная необыкновенной по звучанию музыкой в аранжировке и при участии Гленна Миллера, произвела неизгладимое впечатление на Верховного Главнокомандующего. И он, кстати, неоднократно смотрел ленту со своими соратниками и гостями вплоть до конца войны. Этот фильм убедил многих в том, что американцы, несмотря ни на что, будут все же нашими союзниками на фронтах мировой войны с Гитлером. К сожалению, советский массовый зритель познакомился с этой замечательной лентой только в 1944 году, и сразу же она пришлась ему по душе.


В 1942 году, когда германские войска были отогнаны от Москвы на 200–250 километров, в столицу вновь прилетел специальный помощник президента США и его доверенное лицо Гарри Гопкинс. Сталин пригласил его вместе с послом США Авереллом Гарриманом к себе в гости. Отужинав вместе с вождем, именитые американцы посмотрели кинокомедию «Волга- Волга». После долгих официальных встреч и бесед они расслабились, громко и от души смеялись. Фильм им явно понравился. В знак своего уважения и особого расположения Сталин просил передать Франклину Рузвельту свой подарок — копию кинокомедии «Волга- Волга». Но из- за скоротечности визита Гопкинса полный перевод русского текста на английский сделать не успели.


Когда Гопкинс возвратился в Вашингтон, он вручил коробку с кинокартиной своему шефу. Рузвельт пожелал посмотреть её. По окончании сеанса президент обратился к Гопкинсу: «Почему Сталин прислал мне этот фильм?» Готового ответа у помощника тогда не было. Но некоторую ясность внес присутствовавший при этом сотрудник управления специальных операций (УСС), знавший немного русский язык. Он обратил внимание на то, что в фильме несколько раз упоминается слово «Америка». При этом речь шла о каком- то корабле, который, похоже, был поставлен России из США с рядом технических дефектов: колёса на нём установлены неправильно, да и скорость хода мала.


Рузвельту это ничего не объяснило, но он на всякий случай дал указание военному министру Генри Стимсону выяснить, о каком конкретном корабле идет речь, кто виноват в низком качестве техники, поставленной в Россию по ленд- лизу…


3. О чем вспоминала вдова президента


Вскоре более опытные переводчики разобрались не только в общем содержании, но и во всем тексте песен на музыку Исаака Дунаевского. В частности, был найден правильный перевод песни лоцмана, роль которого исполнял артист Владимир Володин (после войны он получил звание народного артиста России, стал лауреатом Государственной премии СССР):


Америка России подарила пароход,


С носа пар, колеса сзади


И ужасно, и ужасно тихий ход!


Узнав об этом, Рузвельт сказал: «Ну вот, Сталин намекает, что мы ужасно затягиваем открытие второго фронта».


Этот исторический факт часто вспоминал Григорий Александров. В нескольких вариациях об этом любила рассказывать вдова Франклина Рузвельта — Элеонора Рузвельт, бывавшая в нашей стране. Она также вспоминала, что президент в трудные для него периоды обострения болезни ног — они у него были частично парализованы в 1922 году после перенесенного полиомиелита — нередко напевал полюбившиеся ему мелодии из кинофильма «Волга- Волга». А коробку с этой лентой, которую Сталин прислал выдающемуся сыну американской нации, американский лидер считал самым оригинальным подарком, который он когда- либо получал.


Рузвельту, кстати, очень понравился и другой советский фильм, который прислал ему Сталин, «Радуга». Американский президент, посмотрев в 1944 году эту картину о борьбе украинских партизан, отправил кинорежиссеру Марку Донскому очень теплую поздравительную телеграмму. За «Радугу» Марк Семенович был удостоен весьма престижной премии гильдии американских кинокритиков. Рузвельт же был впечатлен не только мастерством русского кинорежиссера и актеров, но и хорошо показанной в картине решимостью народа отстоять свою землю и разгромить врага.


Прошли годы. Ушли из жизни Сталин, Рузвельт, Ильинский, Донской. Уже давно нет Гленна Миллера и многих членов «Касалома Джаз- Оркестра», замечательных исполнителей из лучших симфонических оркестров Бостона, Филадельфии и Нью-Йорка, вступивших в 1942 году под команду капитана, потом майора Миллера, директора 418-го оркестра военно- воздушных сил армии США. Нет среди нас Григория Александрова и Любови Орловой. Ушла из жизни целая эпоха…


Но сохранились замечательные фильмы того времени: «Серенада Солнечной долины», «Волга- Волга». Как и прежде, они еще долго будут нести людям радость от общения с веселой жизнерадостной музыкой, объединяющей народы двух великих держав в трудное военное время.


P. S. В 1942 году в США на киностудии Warner Bros режиссер Майкл Кёртис («Касабланка», три «Оскара») снял художественный фильм «Миссия в Москву». Автор сценария Говард Кох написал его по мемуарам посла США в СССР Джозефа Дэвиса (1936–1938). Самое же главное заключается, однако, в том, что фильм был сделан по личному указанию президента Франклина Д. Рузвельта. Цель была благая: показать, что русские — обычные люди, почти такие же, как американцы. В самом выгодном свете представлен в фильме Сталин. Он раньше, чем политические деятели Запада, распознал нацистскую угрозу и заключил пакт с Гитлером из стратегических соображений. Нападение на Финляндию было вызвано желанием спасти её от Гитлера. «История запомнит вас как великого лидера», — говорит Сталину в фильме посол. На Московских процессах судили пятую колонну — людей, работавших на Германию и Японию.


Когда кинолента «Миссия в Москву» вышла в прокат, коммерческого успеха она не имела. Хотя была популярной у части интеллигенции и общественности, симпатизировавшей СССР в его борьбе с нацизмом. Зато позже о фильме вспомнили в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности конгресса США как об образчике просоветского кино, снимавшегося в Голливуде.



Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.

349
История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.