История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: История
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.03.2017
ISBN: 9785392219612
Язык:
Объем текста: 672 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие. Часть I. 1939–1940: Заговор против Европы

Часть II. Вторжение

Часть III. Взаимодействие

Часть IV. Тетива спущена, и стрела полетела в цель

Часть V. Фронт под северным сиянием

Часть VI. На изгибе Волги, на изгибе истории

Часть VII. «Сорок третий горечью полынной на меня пахнул издалека»

Часть VIII. И в каждом пропеллере дышит биение наших сердец

Часть IX. Седые дети войны

Часть X. На западном фронте перемены

Часть XI. Чудо-оружие и чудовищные планы терроризма

Часть ХII. Фронт без линии фронта

Часть ХIII. Атомные гонки

Часть ХIV. Усталые подлодки

Часть XV. Последние метры войны

Часть XVI. В логове волка

Часть XVII. Финал на Тихом океане



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу




Часть XV. Последние метры войны



Глава 65.
«Рейхстаг взят, Знамя Победы водружено»


В Берлине очертания символа поверженного «третьего рейхa» — рейхстага — узнаваемы сразу. Его внешний вид остался прежним, но вот новый купол тут же стал городской достопримечательностью Берлина. Сегодня германский бундестаг вновь заседает в этом историческом здании, которое известно всему миру как последний оплот гитлеровского режима. Надо отдать должное властям и простым людям единой ныне Германии: они сохранили и перенесли внутрь здания многие плиты с надписями советских воинов, штурмовавших рейхстаг в последний день апреля 1945 года…


Об этом напоминает и фронтовая фотография, которую один из нас хранит долгие годы в своем архиве. На ней изображены четверо участников штурма. Кто они, эти люди, прошедшие последние сотни метров войны на пути к рейхстагу, чьи черные дымящиеся стены, крыша и купол с победными флагами и знаменами в сознании миллионов людей ассоциируются с окончанием войны, с Великой Победой?


Тогда, в преддверии Первомая, до рейхстага оставались смертельно опасные 200–300 метров. Это только непосвященным может показаться: большое здание с колоннами — мало ли таких в Берлине. В столице рейха фронтовики видели и более впечатляющие строения. Служебный комплекс гестапо занимал, например, целый квартал. Однако помимо чисто политической значимости рейхстага (здесь заседал германский парламент, а посему он был олицетворением немецкой государственности, там не раз выступал фюрер) он имел большое значение как военный объект в системе обороны центрального сектора Берлина.


1. Апофеоз битвы за Берлин


Само здание построено в ХVIII веке, длина 100 метров, ширина — 60. И хотя это всего лишь двухэтажное сооружение, не считая стеклянного купола и цокольного этажа, сами этажи были очень высокими. Только высота окон составляла до четырех метров, а ширина — до трех. В подвальном этаже окна возвышались на два метра. Пятьсот комнат и подсобных помещений, обширные подвалы — серьезная преграда на пути атакующих. Впереди же рейхстага были отрыты две траншеи с ходами сообщения, которые вели в глубь здания.


Мы показывал эту фотографию участникам битвы за Берлин (к сожалению, их осталось немного) и военным историкам. Офицер, стоящий первый слева — капитан К. Я. Самсонов. Узнали и других почти сразу: младший сержант М. В. Кантария, сержант М. А. Егоров, сержант И. Я. Сьянов, капитан С. А. Неустроев (слева направо). Да-да, на групповом снимке — Мелитон Кантария и Михаил Егоров, водрузившие Знамя Победы над рейхстагом. Они были разведчиками 756-го стрелкового полка 150-й Идрицкой стрелковой дивизии 3-й ударной армии. За этот подвиг, венчавший дни и ночи Отечественной, оба были удостоены звания Героя Советского Союза.


Штурм рейхстага, ставший апофеозом битвы за Берлин, начался в 11 часов 30 апреля частями 150-й стрелковой Идрицкой дивизии и 171-й стрелковой дивизии. Первые атаки противника удалось отбить — он оказывыл яростное сопротивление. В составе гарнизона рейхстага было более 5 тыс. человек. Причем не только фанатичные эсэсовцы- немцы и моряки германского кригсмарине, но и солдаты 33-й (Французской № 1) гренадерской дивизия СС «Шарлемань» (Charlemagn), головорезы из 11-й добровольческой гренадерской дивизии СС «Нордланд» (Nordland), 15-й (Латвийской № 1) гренадерской дивизии СС «Леттланд» (Lettland). Противник яростно оборонялся не только потому, что рейхстаг для немцев тогда был — что для русских Кремль. И не только от безысходности. Ведь такое было по всему нашему фронту. Но не на западе Германии.


Уже после войны стали ясны причины ожесточенного, фанатичного сопротивления гитлеровцев на финальном этапе. Они получили приказ любой ценой задержать продвижение Красной Армии, чтобы тем временем как можно больше солдат вермахта смогли сдаться англо американцам. Но не русским! В этом случае западные союзники смогли бы оккупировать территорию Германии по максимуму.


…После 14 часов 30 апреля подразделения батальонов В. И. Давы­дова, С. А. Неустроева и К. Я. Самсонова, несмотря на ожесточенное сопротивление немцев, ворвались в горящий рейхстаг. В просторных залах перезарядить оружие, перевязать раненого, произвести прицельный выстрел можно было, лишь укрывшись ненадолго за большими статуями. Но и они под разрывами гранат и кинжальным автоматным огнем рушились как подкошенные.


Бойцы и командиры, штурмовавшие последний оплот обороны Берлина, в массе свой были молоды. Так, отважному комбату капитану Степану Неустроеву, который был ветераном полка, исполнилось всего 22 года. Но он и его боевые товарищи все до единого казались седыми. Ибо полы в залах и комнатах рейхстага были сплошь усеяны битой штукатуркой, мраморной крошкой и стеклом, а в воздухе как дымовая завеса висела известковая пыль. Мелкое белое крошево, словно пепел последнего извержения вулкана войны, запорошило лица и волосы солдат и офицеров.


2. Тайны Знамени Победы


Итак, фронтовики, изображенные на снимке, воевали в 756-м стрелковом полку 150-й стрелковой дивизии. Именно знамя этого соединения в строго историческом смысле и является Знаменем Победы. Хотя специальное знамя, предназначенное для водружения, по приказу И. В. Сталина было изготовлено заранее, оно не было установлено. Более того, уже при вступлении в Берлин заготовили и другие красные знамена — всего девять, по числу дивизий в армии. А чтобы водрузить их, несколько штурмовых групп, преодолевая ожесточенное сопротивление гитлеровцев, пробивались к куполу рейхстага.


Как потом выяснилось, первое знамя, с которым бойцы с боем пробились к куполу рейхстага, было установлено группой капитана В. Н. Макова в составе старших сержантов А. П. Боброва, В. Н. Загитова, А. Ф. Лисименко и сержанта М. П. Минина. Молоденький радист, захлебываясь от волнения, передал по рации: «Мы воткнули древко знамени в корону какой- то немецкой девы!» С юношеской непосредственностью (какие уж тут правила радиообмена в такой исторический момент!) солдатик употребил более крепкое словцо. Сообщение, переданное открытым текстом, слышали и немцы. Речь шла о знамени, прикрепленном к одной из скульптурных композиций на крыше рейхстага. Это было в 22.30 30 апреля 1945 года. Разве не символично, что это была скульптура богини победы! Но этому знамени не суждено было войти в историю как Знамя Победы.


Спустя некоторое время бойцы во главе с заместителем командира батальона по политчасти лейтенантом А. Берестом, поддерживаемые первой стрелковой ротой (батальон капитана С. Неустроева), где обязанности командира исполнял сержант И. Сьянов, прорвались на крышу рейхстага. Егоров и Кантария укрепили знамя (флаг № 5) на видном месте — на скульптуре конного рыцаря. Лейтенант Берест доложил о выполнении задания. Именно это знамя стало историческим Знаменем Победы.


В конце того же дня, 30 апреля, по радио сообщили: рейхстаг взят, на нем водружено Знамя Победы. Хотя в приказе Г. К. Жукова была несколько иная формулировка: над рейхстагом водружен советский флаг. Утром 1 мая, несмотря на дым от пожаров и артиллерийских разрывов, знамя уже видели все участники боев в центре Берлина.


Егорову и Кантарии повезло. На последних метрах войны судьба пощадила их: у обоих было прострелено обмундирование, но пули, расщепив древко стяга, не задели бойцов. Вот как подытожила этот эпизод многотомная «История второй мировой войны»:


«Рано утром 1 мая на фронтоне рейхстага, у скульптурной группы, уже развевалось Красное Знамя, врученное командиру 150-й стрелковой дивизии Военным советом 3-й ударной армии. Его водрузили разведчики 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кантария во главе с заместителем командира батальона по политической части лейтенантом А. П. Берестом при поддержке автоматчиков роты И. Я. Сьянова. Это знамя символически воплотило в себе все знамена и флаги, которые в ходе самых ожесточенных боев были водружены группами капитана В. Н. Макова, лейтенанта Р. Кошкарбаева, майора М. М. Бондаря и многими другими воинами.


От главного входа рейхстага и до крыши их героический путь был отмечен красными знаменами, флагами и флажками, как бы слившимися теперь в единое Знамя Победы». Всем участникам штурма была объявлена благодарность маршала Г. К. Жукова.


Все послевоенное время Знамя Победы, пробитое пулей, хранилось в специальном чехле (при строго определенном температурном режиме) в фондах Центрального музея Советской (ныне Российской) Армии. Вопреки широко распространенному мнению, в том числе и среди фронтовиков, его никогда не выносили на парады. Речь шла только о копиях. Егоров и Кантария не пронесли «свое» знамя и на историческом Параде Победы, который 24 июня 1945 года принимал на Красной площади маршал Г. К. Жуков. А все дело в том, что на заключительной тренировке сверхтребовательному маршалу не понравилась строевая выправка фронтовиков, и «сверху» поступила команда: отставить!


По той же причине не прошел, в буквальном и в переносном смысле, капитан Неустроев. Накануне все на той же тренировке герой- комбат сбился с шага, причём не где- нибудь, а как раз напротив Мавзолея. Это заметил Жуков. Маршал и другие высокие военачальники, стоявшие на трибуне, могли и не знать, что еще до штурма рейхстага Степан Андреевич Неустроев был пять раз ранен, причём дважды ему перебивало ноги. Слава Богу, на Параде Победы комбат все- таки был.



Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.

349
История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

История Криворучко А.П., Рощупкин В.Т. Тайное и явное. Крах нацистских планов мирового господства

О стратегических целях нацистской Германии по установлению мирового господства можно судить по установке рейхсфюрера СС Гиммлера (октябрь 1943 года): «К концу этой войны, когда Россия в конце концов истощится или будет уничтожена, а Англия и Америка не вынесут войны, для нас возникнет задача создания мировой империи».<br /> По оценке американского генерала Джорджа Маршалла, в 1942 году «Германия и Япония оказались настолько близки к завоеванию мирового господства, что мы до сих пор еще по-настоящему не осознали, сколь тонкой была нить, на которой висела судьба Объединенных Наций».<br /> Дорогого стоит и признание Корделла Хэлла, госсекретаря США в администрации Рузвельта: «Мы всегда должны помнить, что своей героической борьбой против Германии русские несомненно спасли (западных) союзников от сепаратного мира».<br /> Яснее не скажешь…<br /> В книге делается особый акцент на планах глобальной военной экспансии «третьего рейха», развязавшего Вторую мировую войну. Дана широкая панорама малоизвестных и неизвестных массовому читателю событий и людей. Отдавая должное нашим западным союзникам по антигитлеровской коалиции, авторы в то же время убедительно показывают решающую роль СССР в разгроме агрессора и его сателлитов, в освобождении многих стран и народов от вражеской оккупации. А по большому счету речь идет о спасении мировой цивилизации.<br /> Сегодня, в новых условиях, перед лицом новых вызовов и угроз, особо значимым представляется отраженный в книге опыт политического, дипломатического и военного взаимодействия стран, которые, несмотря на определенные противоречия, смогли совместно выступить против общего врага в ходе самой кровавой войны в истории человечества.