Современная Проза Коллектив авторов Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Современная Проза
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392187751
Язык:
Объем текста: 402 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Москва – Петербург – телепатия творчества

Алексей Ахматов. Анатомия лени

Марина Бойкова-Гальяни. Ключ

Игорь Болотов. Белый-Иван-чай

Елена Ворон. Свидетель обвинения

Ксения Зверлина. Его дети

Ксения Зверлина. Метаморфоз

Ксения Зверлина. Счастливые

Гумер Каримов. Ночь в «Клозери-де-Лила»

Людмила Лапина. Темное отражение

Александр Мартусевич. По ту сторону

Александр Мартусевич. Вечер 20 мая

Мариян Петров. Phyto sapiens

Леонид Смирнов. Грустная сказка со счастливым концом

Светлана Тулина. Колбаса

Юлия Чернова. Амазонка

Алексей Дунев. Карьера троечника

Евгений Каминский. Неподъемная тяжесть жизни

Антонина Каримова. У кого что болит…

Наталья Лунёва. Город моего детства

Юрий Манухин. Пурга

Светлана Мосова. Айва

Светлана Мосова. Незнакомка

Светлана Мосова. Этажерка

Пяйви Ненонен. Лошадиные романы

Алексей Смирнов. Пусть будут узоры

Владимир Шпаков. Лестница в небо

Леонид Рожников. Про мальчика, который потерялся

Леонид Рожников. Amanita phalloides

Об авторах



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Алексей Смирнов

Пусть будут узоры


Рассказ


1


Узоры преследовали его всю жизнь. Не больше, чем кого-нибудь другого, – просто он обращал внимание. Есть такая штука: избирательное внимание, когда во всем усматривается и отовсюду слышится лишь то, что въелось в память, сделалось второй натурой. Так, зачастую врач, ловя обрывки чужих разговоров, к своей досаде постоянно слышит про анализы, лекарства и здоровье вообще. Так, пользователь ПК, одуревший от сетки, воспринимает фразы, в которых поминаются провайдеры, эксплореры и материнские платы.


На самом деле только самые первые – и никакие последующие – узоры были достойны припоминания – те, что на обоях в детской слагались в нехитрый рисунок. Обыкновенные цветочки со звездочками, фон – так себе, что-то желтовато-бежевое, качество в целом – ниже среднего. Четырехлетний Глеб лежал на диване, повернувшись на правый бок, и немигающими глазами смотрел на эти обои. Ему совершенно не хотелось спать, но мнение Глеба насчет тихого часа мало кого волновало. После обеда детям положен дневной сон.


Глеб слюнил палец и принимался сперва потихоньку, потом все яростнее тереть дешевую бумагу. Мокрое пятнышко постепенно превращалось в уродливое бельмо, покрытое мелкими катышами. Он и сам не мог сказать, чего хотел добиться – возможно, стремился протереть стенку насквозь и, понимая, что все равно не справится с такой непосильной задачей, желал проверить, насколько все-таки его хватит. Глеб добирался до сырого холодного камня, осторожно скоблил его коротко остриженным ногтем и признавал свое поражение.


Почему-то его занятие буквально выводило взрослых из себя. Ему многое прощали, от него многое терпели, но мириться с надругательством над обоями не мог никто из домашних. Его бранили, наказывали, лишали то одного, то другого, а с наступлением тихого часа история повторялась вновь. Со временем Глеб начал думать, что в мире не существует проступка более тяжкого, чем изготовление из обоев мокрой промокашки. Родители, таким образом, вполне успешно справились с нелегкой задачей: понятие греха было усвоено, грех был конкретный и понятный, а потому вся дальнейшая жизнь омрачалась тенью этого непростительного деяния. Однажды пригласили Деда Мороза; Глеб укрылся за шкафом и не вышел оттуда, покуда церемония не закончилась. Дед Мороз со строгим лицом дежурного педиатра сыграл на гармошке, не без помощи Снегурочки спел про елку, поставил возле шкафа игрушечный грузовик и ушел на кухню принять заслуженное подношение. Новый Год, если разобраться, – праздник для взрослых, повод порадоваться, что очередные триста шестьдесят пять дней чернухи и мерзости остались позади. Детский праздник – день рождения, поскольку только дети могут радоваться своему появлению на свет.


«Чего ты испугался? – спросили у Глеба позднее, когда дверь за гостями захлопнулась. – Это же Дед Мороз! Честное слово – нам даже неудобно перед ним. Он, должно быть, обиделся».


«Вот и Дед Мороз обиделся», – безнадежно подумал Глеб и пожал плечами. К грузовику он не притронулся. Годы спустя он признался, что тогда его охватил необоримый страх: что, если Дед Мороз спросит его про обои? В смысле – зачем он их рвал?


В общем Дед Мороз, оказалось, явился к нему с Черного Полюса – так в подобных случаях выражаются дипломированные психологи.


2


…Диван был старый, тот самый; узор – другой. Света настенного светильника хватало, чтобы ясно видеть две фигуры, отраженные в зеркале на потолке. Зеркало было обычное, овальное, не для потолков предназначенное, но Диана уперлась рогом, и Глеб испортил потолок – вполголоса ругаясь, он приколотил зеркало, куда велели, а известка, пока он трудился, сыпалась в глаза и собиралась мутной взвесью в капельках пота. Телесный узор, образованный Дианой и им самим, не радовал Глеба. Слава Богу, Диана лежала отвернувшись, и то ли думала о чем-то (скорее всего, ни о чем), то ли успела заснуть. Иначе ему пришлось бы поддерживать тошнотворный разговор, обсуждая изгибы и извивы. Глеб, расслабленный, лежал на спине, курил и в мыслях говорил себе, что прекрасному лучше всего оставаться на некотором расстоянии от созерцателя.


– Прикури мне сигаретку, – пробормотала неподвижная Диана.


Не спится, чтоб ей пусто было. Глеб тяжело вздохнул, потянулся за пачкой. Тут ни с того, ни с сего залаял Джим: видно, прошел за окном подгулявший полуночник.


– Молчать! – прикрикнул на него Глеб с неподдельным раздражением. Одно к одному – и тебе любовь-морковь, и тебе пес дурной заливается, когда не просят. Щелкнул зажигалкой, с отвращением вдохнул болгарский дымок.


– Что-то не так? – Диана задала вопрос с напускным равнодушием. Она приподнялась на локте, приняла сигарету и взглянула на Глеба, слегка нахмурив брови.


– Все путем, – соврал Глеб. – Подожди, я сейчас. Он спрыгнул с дивана, набросил халат и вышел в прихожую, не успев еще решить, куда пойдет – в туалет или на кухню за водой. Мелочь продолжала докучать: столкнулся с матерью, которой тоже приспичило выйти именно сейчас – не иначе, караулила за дверью, дожидалась.


– Опять ее притащил, – беззвучно зашипела мать, и Глеб выбрал туалет.


Внутри, сидя на стульчаке, он что было сил хватил себя кулаком по колену. Нельзя. Это великий грех – такое отношение к людям. А ты – сволочь. Нет в тебе любви – делай вид, что есть. Никто не виноват в твоем уродстве. Все на свете наполнено, пропитано Богом, и если ты не в состоянии этого ощутить, то не мешай другим жить и радоваться жизни. А ты против этой жизни брызжешь желчью, и Небеса, настанет час, с тобой разберутся. Не умножай же зла, держи в себе свой перебродивший яд.


– Вконец рехнулся, – бубнила мать из-за стены. – Связался с шалавой. За что мне это, Господи, на старости лет?


Трудное дело – удерживать яд, Глеба захлестнула горячая волна, и он привстал. Каким-то чудом сдержался, сел обратно и вызвал из памяти образ почти сорокалетней давности. Спору нет, в те времена он совсем по-другому относился к родителям. Светлого было много, даже с избытком; раскаяние не заставило себя ждать. Все же не так! Он же знает, что дела обстоят иначе, что они видятся ему в черном свете – в действительности все без исключения добры и прекрасны, и не желают ему ничего, кроме блага. Его проблема – слепота, причем слепота некогда зрячего человека – самая ужасная ее разновидность. Насколько проще жить слепому от рождения, не знающему света, не понимающему цветов. Ведь он понимает умом, что мать та же самая, что в годы детства; ему ли не знать, сколь редкой красотой прекрасна Диана, и уж коль скоро она не в силах говорить ни о чем, кроме секса, то это нормально, в конце концов, это естественное поведение здорового человека, лишенного комплексов. Что он, если разобраться, может подобным разговорам противопоставить? Все тот же бесконечный яд?


– Ты там заснул?


– Оставь меня в покое! – гаркнул Глеб и услышал, как мать зашаркала к себе. Ему захотелось напиться, но он не умел напиваться и делал это за всю свою жизнь не более двух-трех раз. Ну, тогда помереть. Вот было бы классно. Испустив очередной тяжелый вздох, Глеб встал, спустил воду и с обреченным видом вышел. Он твердо решил осадить Диану, если ей вздумается потребовать от него повтора. Без обиняков, по-мужски – сказано же кем-то, что трус не тот, кто боится оплошать перед женщиной, а тот, кто не способен ей сказать: «Знаешь, милая, достаточно».




Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

«Проспект на Невском: двадцать два автора, которых нужно знать» — сборник рассказов, состоящий из двух частей, – необычный и во многом экспериментальный проект. Это стало результатом творческого сотрудничества московского издательства «Проспект» и союзов писателей Санкт-Петербурга. В первой части опубликованы рассказы в легком жанре: приключения, фантастика, детективы. Вторая часть представляет малую реалистическую прозу. В сборнике помещены произведения как уже признанных, так и молодых авторов.

209
Современная Проза Коллектив авторов Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

Современная Проза Коллектив авторов Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

Современная Проза Коллектив авторов Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)

«Проспект на Невском: двадцать два автора, которых нужно знать» — сборник рассказов, состоящий из двух частей, – необычный и во многом экспериментальный проект. Это стало результатом творческого сотрудничества московского издательства «Проспект» и союзов писателей Санкт-Петербурга. В первой части опубликованы рассказы в легком жанре: приключения, фантастика, детективы. Вторая часть представляет малую реалистическую прозу. В сборнике помещены произведения как уже признанных, так и молодых авторов.

Внимание! Авторские права на книгу "Проспект на Невском: 22 автора, которых нужно знать (сборник рассказов)" (Коллектив авторов) охраняются законодательством!