Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 09.12.2015
ISBN: 9785392172603
Язык:
Объем текста: 846 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие ко второму изданию

Введение

Глава 1. Основные сведения о праве интеллектуальной собственности

Глава 2. Система правовой охраны авторских и смежных прав

Глава 3. Авторское право

Глава 4. Смежные права

Глава 5. Коллективное управление авторскими и смежными правами

Глава 6. Защита авторских и смежных прав

Глава 7. Международные соглашения в области авторского права и смежных прав

Глава 8. Патентное право

Глава 9. Права на средства индивидуализации

Глава 10. Профессиональные представители в сфере промышленной собственности

Глава 11. Право на селекционные достижения

Глава 12. Право на ноу-хау (секреты производства)

Глава 13. Право на топологии интегральных микросхем

Глава 14. Права, связанные с открытиями

Глава 15. Права, связанные с рационализаторскими предложениями

Глава 16. Право использования результатов интеллектуальной деятельности. В составе единой технологии

Глава 17. Международные соглашения в области промышленной собственности и правовой охраны нетрадиционных объектов



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



ГЛАВА 3. АВТОРСКОЕ ПРАВО


§ 1. Общие сведения


Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, в части четвертой ГК РФ используется специальный термин «интеллектуальные права», которые согласно ст. 1226 ГК РФ включают «исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)».


В свою очередь авторские права определяются в п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, то есть понятие «авторские права» охватывает все имущественные и личные неимущественные права, закрепляемые законодательством в отношении произведений.


При этом постоянно встречающееся в законодательстве упоминание о «произведениях науки, литературы и искусства» является данью традиции и не имеет практического значения, так как действующее законодательство не устанавливает каких-либо принципиальных различий в правовом регулировании для этих трех групп произведений. Мало того, во многих случаях не существует однозначных критериев для их общепризнанного разграничения. Так, произведение, представляющее результат научного творчества и выраженное в форме статьи или книги, традиционно рассматривается в качестве литературного произведения, альбом репродукций может быть признан сборником произведений изобразительного искусства и т. д.


Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:


1) личные неимущественные права автора;


2) исключительное право на произведение, на основании которых автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;


3) «право на вознаграждение», устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения для авторов, например за использование служебных произведений.


Кроме того, существует ряд других прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории, например «право доступа», предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невозможно однозначно отнести к категории «авторских», например, особое «право использования изданий», предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ.


Часть прав закрепляется только в отношении определенных видов произведений, например право следования и право доступа — только в отношении произведений изобразительного искусства.



Непосредственно в отдельных статьях Кодекса предусматриваются положения, позволяющие говорить о наличии дополнительных прав не только у авторов, но и у иных категорий правообладателей. Так, изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) принадлежит право требовать указания его имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).


Многие вопросы, связанные с разграничением отдельных видов прав, являются дискуссионными, по ним высказываются различные точки зрения. Законодатель уклонился от отчетливого деления предоставляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, оставив тем самым достаточный простор для дальнейшего развития теоретических взглядов по данному вопросу.


В то же время ГК РФ специально определяет, что исключительное право на произведение признается имущественным правом, как это вытекает, в частности, из формулировки ст. 1226 ГК РФ.


Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения относятся к числу личных неимущественных прав.


Дискуссии вызвала принадлежность к категории личных неимущественных прав такого принадлежащего авторам права, как право на обнародование произведения. Так, профессор А. П. Сергеев неоднократно отмечал, что в данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы.


Что касается остальных прав, закрепляемых за авторами и иными правообладателями в соответствии с положениями гл. 70 ГК РФ, то, хотя в отношении части из них можно определенно сказать об имущественном характере таких прав в тех случаях, когда речь идет о праве на получение авторами или иными правообладателями вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и т. д.), для многих таких «дополнительных» прав вопрос об их принадлежности к числу имущественных или личных неимущественных является дискуссионным. Между тем для договорной практики, например, данное разграничение является принципиальным, поскольку личные неимущественные права в соответствии с подходом, получившим закрепление в современном российском гражданском праве, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми каким-либо иным способом.


§ 2. Понятие произведения как объекта авторских прав. Виды произведений


Понятие «произведение» в законодательстве не раскрывается, отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.


Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением — объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю, исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.


Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.


Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, то есть отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны, в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признает возможность предоставления охраны даже при наличии «субъективной новизны», то есть при недоказанности заимствования автором значимых элементов ранее созданного произведения или отсутствии доказательств возможности такого заимствования.


Однако в последние годы критерий оригинальности утратил определяющее значение при определении возможности авторско-правовой охраны произведения в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 5/29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 28 указанного постановления разъясняется, что «при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом». В абз. 3 указанного пункта отмечается, что «само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».


ГК РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.


Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, то есть автор не обязан доказывать качество произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т. д.


Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т. п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.


В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений — объектов авторских прав:


— литературные произведения;


— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;


— хореографические произведения и пантомимы;


— музыкальные произведения с текстом или без текста;


— аудиовизуальные произведения;


— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;


— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;


— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;


— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;


— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;


— другие произведения.


Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т. д.


По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.


Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:


— программы для ЭВМ;


— базы данных;


— производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;


— составные произведения, представляющее собой результат творческого труда по подбору и расположению материала, к числу которых могут относиться сборники, энциклопедии, упомянутые выше базы данных, интернет-сайты (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).


Виды произведений


— литературные произведения и условно приравненные к ним;


— драматические и музыкально-драматические произведения;


— сценарные произведения;


— хореографические произведения и пантомимы;


— музыкальные произведения с текстом или без текста;


— аудиовизуальные произведения;


— произведения изобразительного искусства: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие;


— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;


— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;


— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;


— географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;


— программы для ЭВМ (компьютерные программы);


— переводы, переработки и иные производные произведения, сборники, базы данных и иные составные произведения.


Специфика такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).


Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.


К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке и т. д. В 2014 г. в число примеров составных произведений, приводимых в п. 2 ст. 1260 ГК РФ, были включены интернет-сайты.


Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).


Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.


Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т. д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.


Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, то есть их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.


Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия «произведение» как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.


Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т. д., однако сами по себе «идеи», не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.


Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться «идеи», «факты» и иные аналогичные объекты («идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования») безотносительно к форме их выражения.


Авторское право не охраняет


— идеи;


— концепции;


— принципы;


— методы;


— процессы;


— системы;


— способы;


— решения технических, организационных и иных задач;


— открытия;


— факты;


— языки программирования;


— сюжеты произведений;


— правила игр;


— иные результаты интеллектуальной деятельности или сведения (информация), не получившие воплощение в форме конкретного произведения.


Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т. д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.


Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.


Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т. д. Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану, если они будут представлять собой результаты творческой деятельности.


Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений — объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:


1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;


2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;


3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;


4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности — произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.


Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.


Не являются объектами авторских прав в силу указания закона


— официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе:


• законы и другие нормативные акты;


• судебные решения;


• иные материалы законодательного, административного и судебного характера;


• официальные документы международных организаций;


• официальные переводы указанных выше документов;


— государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;


— произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;


— сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с их назначением.


Отсутствие охраны средствами авторского права произведений народного творчества рассматривается как следствие отсутствия у таких произведений конкретных авторов.


Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной: если форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.


Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества («выражений фольклора»). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и «сообщений о новостях дня», но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.


Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.


Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т. д.


На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т. д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений («Смешарики», «Простоквашино» и т. д.).


Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия четвертой части ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т. д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма «Ну, погоди!», согласился с мнением о том, что название этого фильма «может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора».


С принятием и вступлением части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведены законодателем за пределы такой категории, как «часть произведения», один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.


Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о «возможности самостоятельного использования» части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись «самостоятельным результатом творческой деятельности» и были выражены в какой-либо объективной форме.


Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг «Джеймса Бонда», А. Милн в отношении персонажей своего произведения «Винни-Пух и все-все-все», А. Н. Толстой в отношении героев своей книги «Золотой ключик», Э. Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т. д.


В случае, если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т. п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.


§ 3. Автор произведения. Соавторство


Согласно российскому законодательству автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» (ст. 1257 ГК РФ).


В ст. 1228 ГК РФ содержится специальное разъяснение: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие лично творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ» (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).


С момента выражения произведения в какой-либо объективной форме именно у его автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении созданного им произведения. Несмотря на то что исключительные права на произведение могут переходить к иным лицам с момента их возникновения в силу положений ЗоАП или договора, первоначальным обладателем всей совокупности прав в отношении произведения в соответствии с российской доктриной авторского права является только сам автор: «Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по основаниям, установленным законом» (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).


Из правила о принадлежности непосредственно автору первоначальных прав на произведение существует только одно исключение: если охрана произведению предоставляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то автор произведения определяется согласно положениям соответствующего иностранного законодательства. При этом автором может формально оказаться даже юридическое лицо.


Иногда отмечают, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. авторами в некоторых случаях могли признаваться также организации — юридические лица. Однако данное утверждение является ошибочным, поскольку ГК РСФСР 1964 г. упоминал только о возможности возникновения особых «авторских прав юридических лиц» (ст. 484—486 ГК РСФСР 1964 г.).


В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. возникновение «первоначального» авторского права у организаций предусматривалось в трех случаях:


1) авторское право на научный сборник, энциклопедический словарь, журнал, периодическое издание в целом закреплялось за организацией, выпустившей их в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства (ст. 485 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.);


2) авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку (абз. 1 ст. 486 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.);


3) авторское право на радиопередачи и телевизионные передачи принадлежало организациям, передавшим их в эфир (абз. 4 ст. 486 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.; до 1992 г. такие передачи охранялись как объекты авторских прав).


Однако авторские права юридических лиц рассматривались ГК РСФСР 1964 г. как совершенно особые права, отличные от прав авторов (ст. 479 ГК РСФСР 1964 г.) и изначально ограниченные по своему объему. Так, согласно ст. 484 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. первоначальные авторские права юридических лиц признавались только «в случаях и пределах», установленных законодательством СССР и Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе, посвященном советскому периоду развития российского законодательства об авторском праве.


Наряду с термином «автор» в ГК РФ также широко используется понятие «правообладатель», содержание которого не раскрывается. Мало того, в различных случаях данный термин используется в совершенно разных значениях.


В тех случаях, когда речь идет о необходимости получения согласия (разрешения) от правообладателя, под ним понимается обладатель исключительных прав на произведение или обладатель исключительной лицензии на соответствующие способы использования произведения.


В некоторых случаях в ГК РФ под правообладателями понимаются также лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, то есть вместо исключительных прав предоставляются только права на получение вознаграждения.


Кроме того, в отношении личных неимущественных прав правообладателями всегда будут только сами авторы, а в отношении некоторых имущественных прав, например права следования, — только авторы и их наследники.


Таким образом, в самом широком смысле в сфере авторского права правообладателем может признаваться автор (его наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию. Однако, как уже отмечалось, в каждом конкретном случае значение слова «правообладатель» может быть установлено только из анализа соответствующего положения ГК РФ.


Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только «автор», на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но также и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав, например, в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться «в пользу автора и его правопреемников».


В некоторых случаях произведения создаются в результате совместной творческой деятельности нескольких лиц, в результате чего авторские права на такой произведение возникают сразу у нескольких соавторов.


Соавторство возникает в том и только в том случае, когда произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких лиц. Обязательное условие для соавторства — наличие совместной творческой деятельности. Разумеется, такая деятельность не обязательно должна осуществляться соавторами, находящимися в одном месте. Произведение может даже состоять из имеющих самостоятельное значение частей, каждая из которых создана одним из соавторов, например слова и музыка песни, написанной в соавторстве поэтом и композитором.


Однако к случаям соавторства часто ошибочно относят случаи совместного использования нескольких произведений, созданных различными авторами. Например, не подпадают под определение соавторства случаи, когда одно произведение создается на основании другого, например, музыка песни пишется на основе уже готовых слов или стихи сочиняются для уже существующей мелодии.


В то же время созданным в соавторстве может признаваться даже произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например учебник, отдельные главы которого написаны разными специалистами. Определяющее значение при этом будет иметь наличие или отсутствие совместной творческой деятельности таких авторов.


Как уже отмечалось, лица, непосредственно не участвовавшие в творческом процессе создания произведения, не признаются соавторами, даже если они оказывали автору техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).


В зависимости от того, могут ли отдельные части произведения, созданные каждым из соавторов, быть выделены из созданного в соавторстве произведения и использоваться отдельно друг от друга (например, слова и музыка песни, написанные в соавторстве композитором и поэтом, отдельные части литературного произведения, каждая из которых написана одним из соавторов и т. д.), различают соответственно делимое и неделимое соавторство.


К случаям неделимого соавторства относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего «неразрывное целое». Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.


Наличие делимого или неделимого соавторства влияет на диспозитивно предусмотренный ГК РФ порядок реализации прав соавторов.


Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Разумеется, заключение соглашения о порядке использования созданного в соавторстве произведения является правом, а не обязанностью соавторов, однако оно позволяет априорно урегулировать многие спорные вопросы, которые могут осложнить использование такого произведения в дальнейшем. Так, соавторы могут в заключаемом соглашении оговорить, что все права реализуются ими только совместно либо их реализация возлагается только на одного из соавторов, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных соглашением пропорциях, и решить многие другие важные для них вопросы.


Для тех случаев, когда соглашение между соавторами отсутствует, ГК РФ специально оговаривает различные последствия для случаев делимого и неделимого соавторства, исходя при этом из необходимости обеспечить возможности использования произведения, при этом в минимальной степени ущемляя права каждого из соавторов и не допуская злоупотребления правами со стороны кого-либо из соавторов.


Если имеет место делимое соавторство, то есть каждый из соавторов является автором части произведения, которая может быть выделена из созданного в соавторстве произведения и может использоваться самостоятельно, то, при отсутствии иного соглашения между соавторами, каждый из них вправе самостоятельно использовать такую часть по своему усмотрению.


Например, автор слов созданной в соавторстве песни не обязан спрашивать согласия у автора музыки при публикации своих стихов, а автор музыки не обязан, если иное не предусмотрено договором между соавторами, делиться с автором слов вознаграждением, полученным за использование его музыки, если слова песни при этом не использовались.


Таким образом, при делимом соавторстве каждый из соавторов распоряжается использованием созданной им части произведения, а для использования произведения в целом требуется согласие всех соавторов.


При неделимом соавторстве отсутствие согласия одного из соавторов на использование произведения может приводить фактически к парализации прав всех остальных соавторов. В связи с этим законодательно предусматривается специальное правило, в соответствии с которым ни один из соавторов такого произведения не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование.


На практике соблюдение данного положения сталкивается со значительными трудностями, поскольку не установлен порядок его реализации. Следует предположить, что при отказе одного из соавторов разрешить использование созданного в соавторстве произведения, образующего одно неразрывное целое, такое разрешение может быть получено через суд.


Разумеется, оптимальным вариантом решения вопросов использования созданного в соавторстве произведения является заключение соглашения между соавторами, однако на практике такие соглашения обычно или отсутствуют, или содержат недостаточно подробные или неоднозначно толкуемые сторонами положения.


Согласно п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования созданного в соавторстве произведения должны распределяться между соавторами (их правопреемниками) в равных долях, если соглашением между ними не предусмотрено иное.


Наконец, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры в случае нарушения его прав, независимо от того, имело ли место делимое или неделимое соавторство, согласен ли другой соавтор на принятие таких мер и т. д.


Из буквального толкования данного законодательного положения следует, что соавтор, например, при обращении в суд не обязан не только получать согласие от другого соавтора, но не обязан даже уведомлять такого соавтора о предъявляемых им претензиях, исковых требованиях и т. д., поскольку любой соавтор вправе защищать свои права независимо от других соавторов. Вместе с тем суд вправе привлечь других соавторов к рассмотрению дела.


В отношении созданных в соавторстве произведений применяется особый порядок исчисления сроков действия исключительных прав на них (абз. 2 п. 1 ст. 1281 ГК РФ), согласно которому исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти такого последнего из оставшегося в живых соавтора.


§ 4. Возникновение авторских прав. Презумпция авторства


Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.


Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусматривается, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.


Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.


Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть «связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей». При этом под формальностями понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.


В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т. д. Так, согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ возможна факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.


Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме, например письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно не нуждается в какой-либо правовой охране, поскольку является недоступным для восприятия других лиц и остается неизвестным кому-либо, кроме его автора.


В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.


Объективная форма выражения произведений:


— письменная;


— устная (в виде публичного произнесения, публичного исполнения);


— изображение;


— звуко- или видеозапись;


— объемно-пространственная.


Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.


Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению «объективной формы».


Для доказывания авторства, то есть факта создания произведения именно данным лицом — автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:


— объяснения сторон и третьих лиц;


— показания свидетелей;


— письменные и вещественные доказательства;


— аудиозаписи и видеозаписи;


— заключения экспертов.


На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан его автор.


«Презумпция авторства» закреплена в ст. 1257 ГК РФ: лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом, считается его автором, если не доказано иное. Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.


В 2014 г. действие презумпции авторства было значительно расширено, поскольку приведенные положения были дополнены признанием возможности указания имени автора не только на оригинале или экземпляре произведения, но и «иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ», в соответствии с которым указанная информация может не только содержаться непосредственно на оригинале или экземпляре произведения, но и может прилагаться к такому оригиналу или экземпляру, появляться в связи с использованием произведения на телевидении, радио, в сети Интернет или иных информационно-телекоммуникационных сетях, а также может быть выражена в виде любых цифр и кодов.


Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: «Для того чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности».


Как отмечено выше, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако, если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.


Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.


Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.


Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу.


Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать «презумпцию авторства» для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверения времени его предъявления и т. д.


При депонировании («регистрации») экземпляра произведения в одной из организаций, осуществляющих управлением правами на коллективной основе, появляется независимый и достаточно авторитетный посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт осуществления депонирования.


В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.


Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.


Дополнительно следует отметить, что «презумпция авторства» действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей цепочки договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.


Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав ©, который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т. д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.


Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде «все права защищены» («All rights reserved»), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.


§ 5. Личные неимущественные права автора


Традиционно значительное внимание в континентальной системе права уделяется вопросам охраны личных неимущественных прав авторов.


Российское законодательство предусматривает целый комплекс личных неимущественных прав, призванных обеспечить всестороннюю защиту нематериальных интересов автора.


Личные неимущественные права автора:


— право авторства;


— право автора на имя;


— право на неприкосновенность произведения;


— право на обнародование произведения;


— право на отзыв.


В соответствии с положениями ст. 150 ГК РФ принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, даже сам автор не может от них отказаться. Так, недопустима какая-либо передача права авторства по договору. Автор сам должен иметь возможность определить, как будет указываться его имя при использовании произведения, разрешает ли он публиковать произведение анонимно или вносить в него изменения и т. д.


После смерти автора принадлежащие ему личные неимущественные права могут защищаться иными лицами в случаях и пределах, предусмотренных законодательством.


На необходимость соблюдения личных неимущественных прав не может каким-либо образом влиять передача другим лицам исключительного права на произведение или предоставление им прав на использование произведения. Личные неимущественные права автора должны соблюдаться независимо от того, кому принадлежит исключительное право на произведение.


Право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), является краеугольным понятием всей системы авторских прав. Именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.


В случае любого отрицания авторства или плагиата (присвоения авторства) автор вправе требовать признания того факта, что он действительно является автором произведения.


Право автора на имя, то есть право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно (ст. 1265 ГК РФ), позволяет автору по его выбору требовать, чтобы его имя указывалось при любом использовании произведения, причем в том виде, как это будет согласовано с автором, либо использование осуществлялось с указанием определенного автором псевдонима, либо использование осуществлялось анонимно, без указания имени автора.


Вопрос о порядке указания имени автора желательно решать при заключении договора, на основании которого будет использоваться произведение. В то же время разрешение на использование произведения анонимно или определение порядка указания имени либо псевдонима автора могут быть установлены как дополнительным соглашением с автором, так и путем получения одностороннего разрешения (согласия) от автора.


В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель считается представителем автора, не пожелавшего раскрыть свою личность. Кодекс предусматривает, что именно издатель уполномочен принимать меры для защиты прав автора в таких случаях.


Таким образом, издателю произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, предоставляется возможность защищать права автора и принимать меры для их реализации, за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности либо сам автор раскрыл свою личность и заявил о своем авторстве.


Право на неприкосновенность произведения призвано гарантировать защиту произведения от искажений. В соответствии со ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.


Закрепление особого права на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений является одним из нововведений, появившихся в отечественном законодательстве в результате принятия четвертой части ГК РФ.


В ЗоАП предусматривалось предоставление авторам личного неимущественного права на защиту репутации автора, применявшееся только при таких искажениях произведения, которые наносили ущерб чести и достоинству автора. Предусмотренное ГК РФ право на неприкосновенность произведения будет считаться нарушенным в случае внесения любого изменения произведения, например, даже при его снабжении ссылками, сносками, комментариями, примечаниями и пр.


Подобного рода положения были закреплены ранее в советском законодательстве, но фактически не применялись на практике в связи с отсутствием реальной ответственности за их нарушения. Введение положений о недопустимости внесения любых изменений или дополнений в произведение без согласия автора способно вызывать значительные сложности при осуществлении фактически любой деятельности, связанной с использованием произведений.


В соответствии со ст. 1266 ГК РФ внесение в произведение любых изменений должно осуществляться только с согласия автора, а после его смерти — только с согласия лица, обладающего исключительным правом на произведение. При этом ничего не говорится о том, что следует делать в случаях, если такое лицо отсутствует.


Мало того, в связи с тем, что «право на неприкосновенность» действует бессрочно, формально окажется незаконным, например, издание с иллюстрациями, сокращениями или комментариями даже произведений таких авторов, имущественные авторские права в отношении которых уже давно истекли.


Предусматриваемое абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ положение о необходимости получения согласия на внесение изменений именно у обладателей исключительных прав на произведения также является спорным. Например, во многих случаях исключительными правами может обладать работодатель, а вовсе не ближайший наследник автора. Данное положение вступает в формальное противоречие с положениями п. 2 ст. 1267 ГК РФ, предусматривающего возможность назначения автором специального лица, на которое возлагается охрана неприкосновенности произведения после его смерти.


Закрепление права на неприкосновенность произведения никак не согласуется также с признанием возможности передачи прав на переработку произведений, наличием особого правового регулирования при создании аудиовизуальных произведений и иных «сложных объектов» (ст. 1240 ГК РФ) и рядом иных положений ГК РФ.


В том случае, если внесенные в произведение изменения не только нарушили право на неприкосновенность произведения, но и по своей сути оказались порочащими честь, достоинство или деловую репутацию автора, для защиты прав автора могут применяться правила ст. 152 ГК РФ, причем защита чести и достоинства автора в таких случаях допускается и после его смерти.


В связи с введением особого порядка выражения согласия правообладателей на использование произведений в отдельных случаях (при публичном заявлении о возможности использования, осуществляемом в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 1233 ГК РФ, а также при предоставлении «открытой лицензии» согласно ст. 1286.1 ГК РФ) предусмотрен особый порядок реализации права на неприкосновенность. В соответствии с п. 3 ст. 1266 ГК РФ в указанных случаях автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т. п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.


В ст. 1267 ГК РФ устанавливается принцип бессрочной охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения: «Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно».


Автору предоставляется право назначить лицо, на которое он хотел бы возложить охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Такое лицо должно назначаться в порядке, установленном для назначения исполнителя завещания, следовательно, приобретение им соответствующих полномочий зависит от его согласия и соблюдения требований ст. 1134 ГК РФ. Такое лицо может осуществлять свои полномочия пожизненно.


Законодательство не запрещает возложение указанных полномочий на разных лиц в отношении разных произведений, однако вопрос о том, получит ли подобный подход признание в судебной практике, остается открытым.


Если автор не воспользовался своим правом на назначение специально уполномоченного лица, призванного обеспечивать охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, либо такое лицо отказалось от исполнения своих полномочий или умерло, охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения будут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица. Кто именно может входить в последние две категории — «правопреемники наследников» и «другие заинтересованные лица» — в ГК РФ не уточняется.


Автору принадлежит право на обнародование произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики — «для всеобщего сведения» (ст. 1268 ГК РФ).


Таким образом, обнародование произведения — это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например, путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т. д.), публичного показа (размещение картины в художественной галерее), опубликование в журнале, издание в виде книги и т. д.


С обнародованием произведения связаны важные последствия, в частности возможность использования обнародованного произведения без согласия автора в установленных законодательством случаях, например цитирование или воспроизведение для личных целей.


Обнародование может осуществляться только с согласия автора — именно автор вправе решать, готово ли его произведение для представления публике или нет. Произведение, сделанное доступным публике без согласия автора, не считается обнародованным.


Наряду с понятием «обнародование» используется также понятие «опубликование», под которым подразумевается создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение «в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения» (абз. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ).


Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает опубликование от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например, при публичном выступлении автора с новым произведением.


Возможно обнародование без опубликования, однако опубликование ранее необнародованного произведения всегда приводит также к обнародованию такого произведения, например, при опубликовании и выпуске в обращение ранее необнародованного литературного произведения.


В международных договорах об авторском праве, в том числе в Бернской конвенции, Всемирной конвенции об авторском праве и др. используется именно термин «опубликование» («выпуск в свет»). Такой подход не случаен, поскольку именно опубликование позволяет наиболее точно определять страну происхождения произведения и дату (год) опубликования, что важно для правильной реализации положений международных договоров.


Так, «страна происхождения» является одним из важнейших понятий Бернской конвенции, определение которого существенно влияет на применение положений не только самой Бернской конвенции, но и ряда других международных договоров (Всемирной конвенции об авторском праве, Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. и др.).


В п. 4 ст. 5 Бернской конвенции установлено несколько критериев, в силу которых произведение может пользоваться конвенционной охраной. Один из таких критериев — географический (место первого выпуска в свет). При этом если произведение впервые было выпущено только в стране—члене Бернского союза, именно эта страна и станет страной происхождения произведения. Географический критерий (место первого выпуска в свет) в этом случае имеет преимущество перед гражданством или обычным местом жительства (критерий личности). Если российский автор или автор, имеющий обычное место жительства на территории Российской Федерации, впервые опубликовывает свое произведение в другой стране—члене Бернского союза, то именно эта страна признается страной происхождения такого произведения при возникновении вопроса об охране такого произведения за пределами Российской Федерации.


Включение в определение понятия «опубликования (выпуска в свет)» слов «исходя из характера произведения» учитывает существующие различия между произведениями. Для выпуска в свет экземпляров одних произведений требуется их широкое распространение, например журналов по подписке, а для некоторых узкоспециализированных научных произведений достаточно сделать несколько экземпляров.


ГК РФ также связывает с опубликованием произведения некоторые особые последствия, например, при определении сроков охраны произведений, которые не были опубликованы при жизни автора.


«Обнародование» и «опубликование» могут осуществляться только один, первый и единственный раз, однако в тексте ГК РФ эти термины иногда сопровождают словом «впервые», чтобы подчеркнуть особый характер этих действий.


ГК РФ, точно так же как и Бернская конвенция, не устанавливает ни каких-либо требований к числу лиц, которые должны ознакомиться с произведением для того, чтобы оно могло считаться обнародованным, ни требований к количеству экземпляров, выпуск которых необходим для того, чтобы произведение считалось опубликованным. Достаточно, чтобы существовала по крайней мере потенциальная возможность ознакомления с произведением широкого круга лиц и такая возможность была предоставлена с согласия автора.


Как уже отмечалось ранее, вопрос о принадлежности права на обнародование произведения к категории личных неимущественных прав является дискуссионным, поскольку данное право, как отмечал профессор А. П. Сергеев, объединяет как личные неимущественные, так и имущественные элементы.


На практике достаточно часто вместо автора действия по обнародованию произведения осуществляет другое лицо, заказавшее его создание либо получившее права на использование не обнародованного автором произведения. Вопрос о том, вправе ли автор предоставить такому лицу наряду с правами на использование произведения также полномочия на осуществление действий по его обнародованию, не был урегулирован в ранее действовавшем законодательстве, однако формально любое личное неимущественное право в соответствии с закрепленной в ГК РФ концепцией признается неотчуждаемым и непередаваемым ни по каким основаниям. Не содержалось в ЗоАП также никаких указаний по вопросу о том, кто именно вправе давать разрешение на обнародование произведения после смерти автора, хотя на практике сложилось устойчивое понимание, что такое разрешение следует получать у наследников автора одновременно с получением разрешения на использование его необнародованного произведения.


В четвертой части ГК РФ (ст. 1268 ГК РФ) для решения подобных вопросов закреплены специальные правила:


1) автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения;


2) произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме — в завещании, письмах, дневниках и т. п.


Принадлежащее автору право на отзыв (ст. 1269 ГК РФ) позволяет ему отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.


Данное решение может быть вызвано изменением взглядов автора, его критическим отношением к определенному периоду своего творчества или иными факторами.


В 2014 г. действие права на отзыв было ограничено условием о том, что решение об отзыве может быть принято автором только до фактического обнародования произведения, например, если автор только передал рукопись для опубликования издательству, но издание еще не было осуществлено.


Статья 1269 ГК РФ содержит также специальную оговорку о том, что положения о предоставлении автору права на отзыв своего произведения не подлежат применению в отношении:


— программ для ЭВМ;


— служебных произведений;


— сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ), к числу которых относятся, в частности, аудиовизуальные произведения.


Данная оговорка призвана ограничить случаи, когда реализация автором своего права на отзыв могла бы поставить под угрозу реализацию прав иных лиц.


§ 6. Исключительное право на произведение


1. Понятие исключительных прав


Исключительные права рассматриваются в качестве основной группы прав авторов, обеспечивающей им или их правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования.


Четвертая часть ГК РФ исходит из концепции существования особого единого и неделимого исключительного права на произведение.


Такое право является имущественным (ст. 1226 ГК РФ) и позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1229 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Правообладатель может также по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом, например, передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу права использования произведения по лицензионному договору в установленных таким договором пределах.


Однако переходить такое исключительное право может только в полном объеме. Даже при предоставлении иным лицам исключительной лицензии на использование произведения, несмотря на то что фактически дальнейшее распоряжение исключительным правом на период действия выданной исключительной лицензии ограничивается, формально считается, что никакого перехода исключительного права или какой-либо его части при этом не происходит (п. 1 ст. 1233 ГК РФ), оно по-прежнему остается принадлежащим в полном объеме своему обладателю.


Данный подход, заложенный в основу четвертой части ГК РФ, имеет свои преимущества и свои недостатки.


Исследователи утверждают, что понятие «исключительные права» берет начало из так называемой теории частноправовой монополии, разработанной в конце XIX в. Рогэнем.


Сущность авторского права он видел в способности воспрепятствовать всем остальным членам общества использовать созданный творческим трудом объект. Монополия на использование произведения при этом понималась как свойство, присущее всем абсолютным правам.


Теория исключительности авторских прав часто упоминалась в российской дореволюционной юридической литературе. Рассматривая общее понятие исключительных прав, Г. Ф. Шершеневич утверждал, что «исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане».




Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Российская государственная академия интеллектуальной собственности представляет второе издание учебника «Право интеллектуальной собственности», подготовленное коллективом академии.<br /> Во втором издании учтены пожелания специалистов и наших читателей.<br /> В учебнике доступным языком представлен большой объем сведений, относящихся к области интеллектуальной собственности, что предоставляет возможность углубленного изучения норм законодательства, освоения знаний об интеллектуальной собственности.<br /> Законодательство приводится по состоянию на сентябрь 2015 г.<br /> Учебник будет полезен как студентам, получающим специальность «интеллектуальная собственность», «инженер-патентовед», так и студентам и аспирантам юридических, экономических, инженерно-технических специальностей, он также будет способствовать профессиональному исполнению служебных обязанностей специалистов, государственных служащих в сфере интеллектуальной собственности.

419
Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Юридическая Под ред. Близнеца И.А. Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник

Российская государственная академия интеллектуальной собственности представляет второе издание учебника «Право интеллектуальной собственности», подготовленное коллективом академии.<br /> Во втором издании учтены пожелания специалистов и наших читателей.<br /> В учебнике доступным языком представлен большой объем сведений, относящихся к области интеллектуальной собственности, что предоставляет возможность углубленного изучения норм законодательства, освоения знаний об интеллектуальной собственности.<br /> Законодательство приводится по состоянию на сентябрь 2015 г.<br /> Учебник будет полезен как студентам, получающим специальность «интеллектуальная собственность», «инженер-патентовед», так и студентам и аспирантам юридических, экономических, инженерно-технических специальностей, он также будет способствовать профессиональному исполнению служебных обязанностей специалистов, государственных служащих в сфере интеллектуальной собственности.

Внимание! Авторские права на книгу "Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник" (Под ред. Близнеца И.А.) охраняются законодательством!