Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Обществознание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392102624
Язык:
Объем текста: 546 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Человек и общество. Глава 1. Человек

Глава 2. Деятельность. Многообразие деятельности

Глава 3. Познание как деятельность

Глава 4. Общество

Глава 5. Духовный мир человека и духовные ценности

Глава 6. Культура

Глава 7. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Раздел II. Цивилизации прошлого. Глава 1. Цивилизации прошлого и становление обществознания

Глава 2. Российская цивилизация

Глава 3. Социальная структура и социальные отношения

Глава 4. Социальные отношения в современном российском обществе

Глава 5. Молодежь в современном обществе

Глава 6. Нации и национальные отношения

Глава 7. Социальный статус личности

Раздел III. Экономика. Глава 1. Экономика

Раздел IV. Государство и право их роль в жизни общества. Глава 1. Государство и право – продукт общественного развития

Глава 2.. Понятие государства, его функции, механизм, формы

Глава 3. Понятие права. Источники и нормы права. Правовые отношения. Законность. Система российского права

Глава 4. Правонарушения и юридическая ответственность

Глава 5.. Государство, право, экономика

Раздел V. Основные отрасли российского права. Глава 1. Основы конституционного права россии

Глава 2. Основы административного права

Глава 3. Основы гражданского права

Глава 4. Основы трудового права

Глава 5. Основы семейного права

Глава 6. Основы уголовного права

Глава 7. Основы экологического права

Глава 8. Основы земельного права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ


§ 1. Сущность и виды духовной деятельности


Человек является уникальным созданием, так как он – единственное существо на нашей планете, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Духовность человека обусловлена наличием психики, содержащей сознание, бессознательное, подсознательное. Для создания идеальных образов человек применяет все составляющие психики. В сознательной деятельности используются ее сферы: познавательная, эмоциональная, мотивационно-волевая. В бессознательной деятельности человек опирается прежде всего на такие элементы, как интуиция, навыки и др. Способность человека к созданию субъективных, идеальных образов, творческая активность человеческой психики содействовали становлению его духовной деятельности, созданию духовной сферы общества. Духовная сфера включает: специализированное профессиональное духовное производство, социальные институты, благодаря которым создаются и распространяются духовные ценности, общественное сознание.


Производство и распространение духовных ценностей. Духовная сфера общества создается в результате специфической деятельности – деятельности по созданию (производству) духовных ценностей. Осуществление этой деятельности достигается при помощи ее субъектов – специалистов в различных областях духовной жизни. По мере развития человеческого общества, изменения видов духовной деятельности появлялась потребность в тех или иных субъектах духовного производства. Профессия учителя, например, сформировалась по мере разделения умственного и физического труда; в процессе развития отдельных областей научного познания возникли профессии ученого-физика, ученого-химика, ученогоправоведа; развитие средств коммуникации привело к появлению профессии журналиста.


Духовная деятельность осуществляется в различных областях общественной жизни – науке, искусстве, нравственности, религии, философии, образовании и т. п. Так, современная наука – сложнейший, разветвленный процесс человеческой деятельности, в которой занято огромное число научных кадров; профессиональной художественной деятельностью занимаются художники, писатели, скульпторы, артисты, кинематографисты.


Вместе с тем для осуществления духовной деятельности нужны не только субъекты этой деятельности. Для того чтобы деятельность в духовной сфере была востребована, необходимы специальные социальные институты:


• идеологические и научные учреждения;


• театры и кинотеатры;


• телевизионные и компьютерные центры;


• музеи и выставки;


• библиотеки и издательства.


Идеологическая индустрия, например, требует огромного количества средств и навыков, охватывает газеты, радио, телевидение, Интернет.


Современная наука – сложная общественная организация, оформленная в систему научных институтов и их подразделений, научных лабораторий, многочисленных учебных заведений. Она включает подготовку кадров для научной деятельности, систему отношений между специалистами, материальное обеспечение научной работы.


Коммуникация и информация. В настоящее время чрезвычайно востребованными являются области духовного производства, направленные на удовлетворение потребностей в обмене информацией.


Информация (лат. informatio – осведомление, ознакомление, представление, изложение) – передаваемые людьми и несущие новое знание сведения. Информация снимает неопределенность в представлениях о какой-либо из областей знания, воздействует на поведение лица или группы лиц, воспринимающих информацию. Информация может передаваться любым способом: устно, письменно, с помощью технических средств, с использованием условных знаков.


Информация способствует коммуникации между членами общества. Коммуникация (лат. communicatio – сообщение, передача) – вид духовного общения, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.


Коммуникация играет объединяющую роль, содействует взаимопониманию между людьми.


В процессе изменения исторической ситуации формы и методы передачи информации модифицировались и совершенствовались.


Глашатаев, проповедников, сказителей, скоморохов и др., передававших информацию в обществе, не обладающем печатной техникой, сменила печатная продукция: книги, газеты, журналы. По мере развития технических средств появились радио, кино, звукозапись, телевидение, Интернет, которые называют средствами массовой информации – СМИ. Отличительными признаками массовой информации являются публичность, быстрота передачи информации, ее преходящий, временный характер. Средства массовой информации оказывают содействие осуществлению массовой коммуникации, охватывающей широчайшие слои общества.


Современное общество называют информационным обществом, что обусловлено следующими причинами:


• к середине ХХ в. в связи с бурным развитием средств связи, появлением компьютерных сетей на первый план выходят производство, преобразование, хранение и передача информации;


• происходит качественный скачок в создании и передаче информации, что позволяет говорить об информационно-технологической революции;


• в общественной жизни, науке, технике, производстве, во всех областях духовной жизни наблюдается лавинообразный рост объема информации;


• возникает глобальное информационное пространство, глобальное информационное общество.


Информационно-технологическая революция определила появление ряда положительных моментов как в жизни отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.


Современные СМИ – радио, кино, телевидение – создают условия для получения информации обо всех областях жизни общества для широкой массовой аудитории.


Информация и новейшие технологии, появление компьютерной сети в корне изменили межгосударственные и межличностные отношения, которые стали более открытыми, оперативными, фактически не зависящими от расстояния.


В глобальном информационном обществе становится более тесным обмен между различными культурами. Например, в условиях информационного интегрирования складываются предпосылки для получения высшего образования в лучших учебных заведениях мира, даже если студент находится от них за тысячи километров.


Вместе с тем становление информационного общества наряду с позитивными переменами имеет и негативные аспекты.


В современных условиях средства массовой информации превратились в особый вид индустрии, производящий товар, выгодно продаваемый на рынке. Собственники этого товара предлагают к подаче лишь выгодную для себя информацию. В результате политика, регулирующая информационные потоки, получает возможность манипулировать общественным сознанием. Часто это выливается в преднамеренную дезинформацию, информационные войны, вторжение в частную жизнь.


В конце ХХ в. широкое распространение получили психотехнологии, которые отличаются высокой эффективностью информационного воздействия на подсознание человека. Одним из методов психотехнологии является семантическое манипулирование, заключающееся в специальном отборе слов, вызывающих положительные или отрицательные эмоции и ассоциации. Психотехнологии используют также гипноз – использование информации, воспринимаемой лишь на бессознательном уровне (эффект 25-го кадра).


Рост объема информации также влияет на психику человека. Возрастает доля излишней информации, выраженной в рекламных роликах и объявлениях, телевизионных клипах и др. Все это негативно воздействует на способность человека понимать и осмысливать полученную информацию.


«Информационное загрязнение» и «информационная безопасность» требуют создания «информационной этики», основанной на справедливости, равенстве, уважении к частной жизни, индивидуальной свободе и общественной безопасности. Информация может быть направлена и на благо, и во зло человеку, поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают этические проблемы ее создания и передачи.


Развитие средств массовой информации не устраняет необходимости и потребности в непосредственном духовном общении отдельных людей, коллективов, групп и т. п. Данное общение может осуществляться различными, давно изведанными путями: в театре, библиотеке, на стадионе, в процессе переписки, в академии или университете. Средства массовой информации – необходимый элемент жизни общества, формирования духовного потенциала личности, тем не менее они не могут и не должны нивелировать другие разнообразные, интересные и самобытные формы общения.


На уровне обыденного сознания передача информации может осуществляться непосредственным путем, когда информация передается от человека к человеку. Одной из форм подобной передачи информации являются слухи, которые классифицируются как абсолютно недостоверные, недостоверные, недостоверные с элементами правдоподобия, правдоподобные слухи и достоверные слухи с элементами неправдоподобия. Следует отметить, что иногда слухи распространяются сознательно в целях манипулирования общественным мнением. Нередко этому служат недостоверные слухи с элементами правдоподобия, в которых:


«С правдой ложь срослась и к правде так пристала, что отскоблить ее нельзя никак» (А. К. Толстой).


Образование. Образование составляет особую область духовного производства, ибо оно способствует духовному воспитанию членов общества. Образование – сложный вид духовной деятельности, включающий несколько факторов:


• образование является составной частью социализации человека, это есть профессионально организованный процесс приобретения знаний, навыков, ценностей, норм;


• образование представляет собой способ организации информации, которая содержится в программах различных образовательных учреждений и осуществляется в процессе обучения;


• обычно в обществе создается разветвленная образовательная система, включающая различные уровни и формы образовательных учреждений. В систему образования включены: государственные и негосударственные образовательные учреждения; специфические социальные общности – учителя, педагоги, учащиеся, студенты; особый вид образовательной деятельности – учебный процесс.


Образование выполняет ряд функций, среди которых необходимо выделить:


• гуманистическую функцию, роль которой заключается в обнаружении, формировании и развитии духовного потенциала личности – ее интеллектуальных, нравственных, физических возможностей;


• профессионально-экономическую функцию, состоящую в подготовке высококвалифицированных специалистов во всех сферах деятельности;


• социальную функцию, проявляющуюся в воспитании гражданина, в приобретении личностью социального статуса;


• культурную функцию, благодаря которой личность усваивает ранее накопленные ценности культуры;


• адаптационную функцию, способствующую подготовке человека к социальной и деятельной коммуникации.


В ХХ в. в обществе сложилось отчетливое понимание того, что в сфере образования заложены основы развития всех областей жизни общества. Была предпринята попытка полной ликвидации неграмотности (в настоящее время число неграмотных в мире не превышает 15%). Во всех развитых странах было введено всеобщее среднее образование, значительно повысилась роль высшего образования.


Особенно возросла роль образования в связи с формированием информационного общества. В середине ХХ в. была выработана концепция непрерывного образования, основным принципом которой является объединение всех элементов системы образования в некую целостность. Непрерывность образовательного процесса обеспечивает возможность получения, накопления, обновления знаний на протяжении всей жизни человека. В идеале непрерывность образования способствует не только приобретению знаний и профессиональных навыков, но прежде всего постоянному духовному воспитанию личности, становлению и развитию ее творческого потенциала. Как говорил выдающийся русский философ А. Ф. Лосев (1893–1988), «Быть учеником – значит быть живым человеком .


В Российской Федерации право на получение образования в различных образовательных учреждениях гарантируется Конституцией РФ (ст. 43) и Законом РФ «Об образовании». В законодательных документах устанавливаются стандарты в рамках государственных образовательных программ.


В России осуществляются общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы обучения. Образовательные программы имеют задачей развитие общей культуры человека, создание базы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, формирование представлений о будущей профессиональной деятельности. Профессиональные программы сориентированы на подготовку квалифицированных специалистов, повышение общеобразовательного уровня.


Образовательными государственными и негосударственными учреждениями в России являются дошкольные учреждения; общеобразовательные учреждения – начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования; учреждения профессионального образования – начального, среднего и высшего; учреждения послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования детей и др.


Согласно новой редакции Закона РФ «Об образовании» гражданам России гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования. Полученное впервые среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях предоставляется бесплатно на конкурсной основе.


Важнейшая задача, стоящая перед современным образовательным процессом, – его гуманизация и гуманитаризация, которая основывается на индивидуальном подходе к каждой обучающейся личности, реализации всех ее способностей и возможностей.


В современном мире происходит процесс интеграции образовательной деятельности, которая направлена на повышение качества образования. Примером подобной интеграции является присоединение России к Болонской декларации . Глобализация, интеграция образования имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Например, с одной стороны, в результате этого процесса возрастает спрос на высшее образование, в какой-то мере ликвидируется неравенство развивающихся и развитых государств в образовательной сфере, так как создается возможность получения образования при помощи дистанционного обучения. С другой стороны, то же дистанционное обучение превращает образование в орудие манипуляции сознанием широких масс, является довольно серьезным вызовом национальным культурам, традициям, обычаям.


Уровень образования в обществе – показатель экономического развития общества, его политических, нравственных, духовных установок. Высокий уровень образования членов общества способствует прогрессивному развитию экономики, становлению социальной гражданственности, формированию гуманных нравственных ориентиров и ценностных установок.


Высокообразованный человек обычно обладает особым мировосприятием и мироощущением, строит представление о мире, жизни общества и своей жизни на основе знаний, отвечающих современным достижениям науки и культуры. Он обладает чувством причастности к глобальным процессам, происходящим в жизни общества, и ощущает связь со всеми проявлениями этих процессов.


Нередко понятия образованный человек и интеллигентный (лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) человек рассматриваются как тождественные. Однако формальная образованность, накопление знаний, владение профессией, знание культурного наследия, интерес к духовным процессам, происходящим в обществе, не делают человека интеллигентом в истинном значении этого слова. «Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны ей» . В русском культурном пространстве интеллигентность определяется нравственными критериями. Интеллигентный человек – это человек, обладающий высокими нравственными качествами, критически мыслящий гуманист, стремящийся исправить все несовершенства жизни. Интеллигентность есть постоянная самореализация и служение людям. Это кредо прекрасно выразил в одном из стихотворений известный русский поэт А. Твардовский:


«С тропы своей ни в чем не соступая,
Не отступая быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой,
Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль» .


Интеллигентный человек не отдает себе отчета, что он интеллигентен, не экспонирует свою интеллигентность напоказ, она ему внутренне присуща и выражается безотчетно.


Общественное сознание. Одной из ведущих сторон духовной жизни общества является общественное сознание.


Общественное сознание – совокупность, взглядов, идей, теорий, чувств, настроений, объясняющих, осмысливающих общественную жизнь в целом и отдельные ее стороны.


Следует обратить внимание на тот факт, что общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний. Общественное сознание имеет надличностный, но не внеличностный характер. Как понимать это утверждение? Общественное сознание невозможно вне сознания отдельных индивидов. Идеи, взгляды, теории, представленные в общественном сознании, не лишены авторства. Вместе с тем, как правило, эти идеи воспринимаются и потребляются последующими поколениями как надличностные образования. Таким образом, индивидуальность создателя той или иной идеи в какой-то мере «отчуждается». В общественном сознании имена некоторых создателей значительных научных идей, продуктов художественного творчества предаются забвению или воспринимаются как народные, не имеющие автора.


Тем не менее не стоит абсолютизировать высказанную мысль. В человеческой истории имеют место научные идеи, художественные произведения, которые во все времена не отделялись от имени автора. Примерами служат теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина, «Война и мир» Л. Н. Толстого.


Довольно часто индивидуальные идеи преобразуются обществом под влиянием исторических условий, специфики общественных отношений, целей и интересов общества. Кроме того, на каждом историческом этапе для широкого обращения используется только часть духовных богатств, накопленных человечеством. Подобный подход к потреблению духовных ценностей объясняется несколькими причинами:


• необъятностью богатств, накопленных общественным сознанием;


• своеобразием того или иного этапа развития общества, его целями, идеалами, симпатиями и антипатиями. В зависимости от этого общество берет на вооружение одни идеи и отказывается от других;


• избирательный подход объясняется также тем, что духовное производство постоянно развивается и общество стремится к осмыслению новых идей, принципов, художественных ценностей.


Таким образом, общественное сознание представляет собой целое, не сводимое к сумме отдельных частей. Оно перерабатывает, трансформирует, аккумулирует индивидуальное сознание.


Что касается индивидуального сознания, то оно не может не считаться с миром общественных идей. В то же время индивидуальное сознание неспособно охватить все исторически сложившиеся общественные идеи и теории. Индивидуальное сознание может противостоять общественному сознанию, развиваться вопреки традициям, правилам, схемам господствующего общественного сознания.


Субъектами сознания могут быть не только отдельные личности, но и различные общественные группы: глобальные, субглобальные, социентальные общности, различные микрогруппы и т. п.


В процессе жизнедеятельности людей общественное сознание, как проявление духовной жизни общества, выполняет различные функции.


Одной из этих функций является социальная функция. В соответствии с этим выделяют два уровня общественного сознания – обыденный и научно-теоретический.


Обыденное сознание – сумма эмпирических знаний и заблуждений, связанных с повседневной жизнедеятельностью членов общества. Обыденное сознание складывается под влиянием микромира, т. е. непосредственных жизненных условий. Следует отметить, что первые проявления общественного сознания возникли на уровне сознания обыденного. Первоначальные идеальные, духовные представления о мире появились на ранних этапах становления мифологического мировоззрения, в рамках которого была сосредоточена вся энциклопедия знаний того исторического периода.


Обыденное сознание обладает рядом особенностей:


• включает ряд обобщений, оставаясь, однако, на поверхности явлений;


• формируется на почве практического отношения к миру, непосредственно в этот мир включенного;


• обладая большой силой инерции, не исключает подвижности, которая фиксирует новые жизненные явления и проблемы;


• является хранилищем опыта и мудрости человечества, памятью о способах материальной и духовной деятельности человечества.


В структуру обыденного сознания включены традиции, обычаи, зачаточные формы технических и научных знаний.




Обществознание

Учебное пособие посвящено основным темам курса «Обществознание» и подготовлено авторским коллективом Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. В пособии рассматривается становление и развитие человеческого общества, теория государства и права, экономические, политические и культурные нормы современной общественной жизни. Особое внимание уделено правовым аспектам гражданского общества. Материал структурирован и изложен простым, доступным языком, что позволяет быстро усвоить необходимую информацию и подготовиться к зачету или экзамену. Пособие будет особенно полезно абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, но также окажет помощь всем, кто интересуется вопросами обществознания.

179
Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Учебное пособие посвящено основным темам курса «Обществознание» и подготовлено авторским коллективом Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. В пособии рассматривается становление и развитие человеческого общества, теория государства и права, экономические, политические и культурные нормы современной общественной жизни. Особое внимание уделено правовым аспектам гражданского общества. Материал структурирован и изложен простым, доступным языком, что позволяет быстро усвоить необходимую информацию и подготовиться к зачету или экзамену. Пособие будет особенно полезно абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, но также окажет помощь всем, кто интересуется вопросами обществознания.

Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание" (Радько Т.Н. и др.) охраняются законодательством!