Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Обществознание

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Наука
Издательство: Проспект
Дата размещения: 21.02.2013
ISBN: 9785392102624
Язык:
Объем текста: 546 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Раздел I. Человек и общество. Глава 1. Человек

Глава 2. Деятельность. Многообразие деятельности

Глава 3. Познание как деятельность

Глава 4. Общество

Глава 5. Духовный мир человека и духовные ценности

Глава 6. Культура

Глава 7. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Раздел II. Цивилизации прошлого. Глава 1. Цивилизации прошлого и становление обществознания

Глава 2. Российская цивилизация

Глава 3. Социальная структура и социальные отношения

Глава 4. Социальные отношения в современном российском обществе

Глава 5. Молодежь в современном обществе

Глава 6. Нации и национальные отношения

Глава 7. Социальный статус личности

Раздел III. Экономика. Глава 1. Экономика

Раздел IV. Государство и право их роль в жизни общества. Глава 1. Государство и право – продукт общественного развития

Глава 2.. Понятие государства, его функции, механизм, формы

Глава 3. Понятие права. Источники и нормы права. Правовые отношения. Законность. Система российского права

Глава 4. Правонарушения и юридическая ответственность

Глава 5.. Государство, право, экономика

Раздел V. Основные отрасли российского права. Глава 1. Основы конституционного права россии

Глава 2. Основы административного права

Глава 3. Основы гражданского права

Глава 4. Основы трудового права

Глава 5. Основы семейного права

Глава 6. Основы уголовного права

Глава 7. Основы экологического права

Глава 8. Основы земельного права



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
ОБЩЕСТВО


Человек, как было выяснено ранее, биосоциален. С одной стороны, он дитя природы, с другой – продукт общественных отношений. Человек не может существовать вне и помимо других людей. Он живет, действует, чувствует, размышляет, радуется, страдает в процессе общения с другими людьми, его жизнедеятельность осуществляется в обществе. Поэтому глубокое, разностороннее понимание человека требует изучения общества, его структуры, тенденций, источников, путей развития, характера взаимоотношений с природой.


§ 1. Общество и природа


Взаимодействие природы и общества Понятие природы обладает довольно обширным объемом. В широком смысле слова природа – это материя во всем многообразии ее форм. В более узком смысле это вся совокупность естественных условий существования каждого отдельного человека и человечества в целом.


Понятием, отражающим взаимодействие человека и природы, является понятие «окружающая среда». Различают естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда – это те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут быть объектом его деятельности.


Естественная окружающая среда («первая природа») постоянно развивается. Она содержит две группы явлений:


• естественные источники средств жизни, куда входят дикие растения, плоды, животные и др.;


• естественные богатства, которые могут быть предметом труда: уголь, нефть, энергия падающей воды и др.


На ранних этапах развития общества наибольший интерес для людей представляли естественные источники средств жизни. Но по мере развития производственной деятельности естественные богатства, являющиеся предметом труда, становятся одним из существеннейших условий жизнедеятельности человеческого общества.


Важнейшим результатом материально-производственной деятельности человека было создание искусственной среды обитания, или «второй природы». «Вторая природа» включает:


• неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в «первой природе», – человеческие жилища, транспорт, предметы быта и др.;


• живые организмы – растения, животные, искусственно созданные человеком благодаря искусственному отбору.


По мере развития общества имеет место постоянный процесс расширения искусственной среды обитания.


В конце XIX в. в научный оборот было введено понятие «биосфера» (греч. bios – жизнь и sphaira – сфера, область), выражающее единство живых организмов и среды их обитания, которые образуют целостную динамическую, непрерывно развивающуюся систему.


Позднее в науке начали использовать понятие «ноосфера» (nous – разум, sphaira – сфера, область). Под ноосферой мыслится область Вселенной, охваченной разумной человеческой деятельностью. Создатель учения о ноосфере, выдающийся русский ученый, академик В. И. Вернадский полагал, что, овладевая законами природы и развивая технику, человечество преобразует природу соответственно своим потребностям. Тем самым оно создаст ноосферу, расширяющуюся за счет выхода в космос и проникновения в недра земли.


Природа издавна интересовала человечество. По мере развития общества нравственно-философское отношение к природе менялось. Античная культура толковала природу как совершенство, эстетический и этический идеал. Природа есть эталон гармоничной эстетической организации, носитель прекрасного, источник мудрости. Для выдающегося древнегреческого мыслителя Платона многообразный мир и часть его – природа – представляют собой пропорциональное гармоническое целое, подчиняющееся закону золотого сечения. По Демокриту, атомы – это минимальные статуэтки. Последователи школы стоиков называли природу художницей. С точки зрения древнегреческих мыслителей нравственная жизнь и нравственное совершенствование человека заключается в жизни согласно природе.


Иное понимание природы сложилось в средневековой христианской культуре. Природа, сотворенная Богом, является воплощением материального начала, где все преходяще и изменчиво. Природа и все ее проявления оценивались как нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку лишь человек наделен душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который необходимо преодолеть. В отличие от античной культуры, которая выступала за слияние с природой, основной идеей мыслителей Cредневековья было возвышение человека над природой.


Вместе с тем в этот период возникает и другое отношение к природе. Природа – божественное творение. Следовательно, ее изучение способствует выявлению божественного плана, мудрости Творца. Некоторые мыслители пришли к выводу, что Бог создал две книги – Священное Писание и книгу природы, в которых заключена его мудрость. Эти воззрения сыграли немаловажную роль для становления науки о природе – естествознания, так как способствовали процессу изучения природы.


Культура эпохи Возрождения, переходного периода от Средних веков к Новому времени, охватывающего несколько столетий (XIV–XVI вв.), вновь возвращается к идеалам Античности. В этот период человек заново открывает для себя величавую красоту природы. В противовес аскетизму Средневековья в природе начинают видеть источник радости, воплощение гармонии и совершенства. Гуманистическая культура этого периода рассматривает человека в слиянии с природой. Неслучайно на полотнах выдающихся художников того времени Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (1483–1520), Тициана (1477–1576) и многих других реалистические портреты и картины на мифологические и религиозные темы изображены на фоне природы.


Модифицированное (Позднее) Возрождение послужило своеобразным мостиком к появлению культуры Нового времени и научному подходу к изучению природы. В этот период преодолевается антропоцентризм Раннего и Высокого Возрождения и появляется новый идеал человека – человека познающего и действующего. «То, что так долго от нас время скупое скрывало, я обнаружить хочу в темных его тайниках», – писал итальянский ученый, философ Джордано Бруно (1548–1600) в одной из своих поэм.


На основании шагов в изучении природы, которые сделали предшествующие поколения, наука о природе Нового времени приобретает теоретические и логически выстроенные формы. В то же время идеализированное и поэтизированное отношение к природе подвергалось пересмотру. В связи с активным освоением природы, вызванным бурным развитием промышленности, природа начинает рассматриваться, как:


• неисчерпаемая кладовая, из которой человек может получать богатства без меры и без счета;


• объект интенсивной преобразовательной деятельности. Подобный подход очень хорошо выразил герой романа И. С. Тургенева (1818–1883) «Отцы и дети» Евгений Базаров: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» ;


• инертный объект познания, требующий покорения, установления над ней господства. Этот тезис одним из первых провозгласил основатель науки Нового времени Ф. Бэкон, утверждавший, что целью развития науки и техники является господство над природой.


Необходимо, к сожалению, констатировать, что подобное отношение к природе сохранилось до настоящего времени. Утилитарно-практический подход к природе привел к огромному количеству негативных последствий. «Завоевывая» природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности.


• Известно, что за последние 500 лет при участии человека было истреблено до 2/3 лесов, покрывающих Землю.


• В результате человеческой деятельности, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе исчезли или близки к исчезновению многие виды животных и растений. В Красную книгу России занесены белый медведь, голубой песец, леопард, морж, тюлень, серый кит, зубр, азовская белуга, озерный лосось, дальневосточная черепаха, гюрза и др. Исчезли с лица Земли тур и кавказский зубр.




Обществознание

Учебное пособие посвящено основным темам курса «Обществознание» и подготовлено авторским коллективом Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. В пособии рассматривается становление и развитие человеческого общества, теория государства и права, экономические, политические и культурные нормы современной общественной жизни. Особое внимание уделено правовым аспектам гражданского общества. Материал структурирован и изложен простым, доступным языком, что позволяет быстро усвоить необходимую информацию и подготовиться к зачету или экзамену. Пособие будет особенно полезно абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, но также окажет помощь всем, кто интересуется вопросами обществознания.

179
Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Наука Радько Т.Н. и др. Обществознание

Учебное пособие посвящено основным темам курса «Обществознание» и подготовлено авторским коллективом Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина. В пособии рассматривается становление и развитие человеческого общества, теория государства и права, экономические, политические и культурные нормы современной общественной жизни. Особое внимание уделено правовым аспектам гражданского общества. Материал структурирован и изложен простым, доступным языком, что позволяет быстро усвоить необходимую информацию и подготовиться к зачету или экзамену. Пособие будет особенно полезно абитуриентам, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, но также окажет помощь всем, кто интересуется вопросами обществознания.

Внимание! Авторские права на книгу "Обществознание" (Радько Т.Н. и др.) охраняются законодательством!