Юридическая Отв. ред. Дмитриева Г.К. Международное частное право. 4-е издание. Учебник

Международное частное право. 4-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.09.2015
ISBN: 9785392195954
Язык:
Объем текста: 690 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Часть первая. Общие положения. Глава 1. Понятие международного частного права

Глава 2. История российской науки международного частного права

Глава 3. Источники международного частного права

Глава 4. Унификация и гармонизация в международном частном праве

Глава 5. Коллизионные нормы

Глава 6. Особенности правоприменения в международном частном праве

Часть вторая. Субъекты международного частного права. Глава 7. Физические лица как субъекты международного частного права

Глава 8. Юридические лица в международном частном праве

Глава 9. Государство как субъект международного частного права

Часть третья. Институты и подотрасли международного частного права. Глава 10. Вещное право в международном частном праве

Глава 11. Право иностранных инвестиций

Глава 12. Договорные обязательства в международном частном праве

Глава 13. Денежные обязательства и расчетные отношения в международном частном праве

Глава 14. Право трансграничных перевозок

Глава 15. Внедоговорные трансграничные обязательства

Глава 16. Наследственные отношения в международном частном праве

Глава 17. Трудовые отношения в международном частном праве

Глава 18. Брачно-семейные отношения в международном частном праве

Часть четвертая. Интеллектуальная собственность в международном частном праве. Общие особенности интеллектуальной собственности в международном частном праве

Глава 19. Международное авторское право

Глава 20. Смежные права в международном авторском праве

Глава 21. Международное право промышленной собственности

Часть пятая. Международный гражданский процесс. Международный коммерческий арбитраж. Глава 22. Международный гражданский процесс

Глава 23. Международный коммерческий арбитраж



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 16.
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ


Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц 1973 г. (Россия не участвует); Вашингтонская конвенция о единообразном законе относительно формы международного завещания 1973 г. (Россия не участвует); Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся формы международных завещательных распоряжений, 1956 г. (Россия не участвует); Гаагская конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества, 1989 г. (Россия не участвует); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; двусторонние договоры о правовой помощи, двусторонние консульские соглашения; раздел VI части третьей ГК РФ; законы зарубежных стран (Венгрии, Германии, Греции, Италии, Канады, Румынии, Турции, Швейцарии и др.)


16.1. Особенности правового регулирования трансграничных наследственных отношений


Коллизионные вопросы наследования были и остаются в международном частном праве одними из наиболее сложных. В регулировании наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, преобладает коллизионно-правовой способ, причем главным образом посредством национальных коллизионных норм. Наследственные отношения, равно как и брачно-семейные отношения, тесно связанные между собой, впитали в себя особенности национального исторического, культурного, религиозного развития, сложившиеся традиции и пр. Зачастую национальные правопорядки по-разному определяют объем прав наследников на имущество, порядок их осуществления и способы защиты. Поэтому, с одной стороны, наследственное право разных государств серьезно различается, и это ведет к возникновению многочисленных коллизий, а с другой стороны, государства неохотно идут на международно-правовое регулирование, избегая унификации норм наследственного права.


Результаты попыток международной унификации материального наследственного права минимальны. Существует два международных договора: 1) Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц от 2 октября 1973 г. Она предусматривает введение унифицированного документа — сертификата, предъявление которого на территории любого Договаривающегося Государства дает владельцу право принимать любые защитные меры в отношении наследуемого имущества; 2) Вашингтонская конвенция о единообразном законе относительно формы международного завещания от 26 октября 1973 г. Ни одна из этих конвенций в силу не вступила, не набрав необходимое число ратификаций.


Несколько удачнее на универсальном уровне состоялась международная унификация коллизионных норм наследственного права. Существуют две Гаагские конвенции: «О коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений» от 5 октября 1956 г. и «О праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества» от 1 августа 1989 г. Одна из них — Конвенция 1956 г. — вступила в силу, в ней участвуют около 30 государств, в основном европейских. Россия не участвует.


Для российской практики более характерно международное сотрудничество на региональном уровне (в рамках СНГ) и на двустороннем уровне. В рамках СНГ главным документом является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., V часть (ст. 44—50) которой посвящена наследованию. Он содержит комплекс норм, состоящий из унифицированных коллизионных норм (о праве, применимом к наследованию движимого и недвижимого имущества, к форме завещательных распоряжений, к способности составлять завещание и др.), унифицированных материальных норм (сроки на принятие наследства, выморочное имущество и др.), а также процессуальных норм по наследственным делам (о юрисдикции наследственных дел, о мерах по охране наследственного имущества). На двустороннем уровне Россия заключила значительное число договоров о правовой помощи, консульских договоров. В большинстве из них содержатся и нормы в сфере наследственных отношений.


Приведенные примеры подтверждают сформулированный выше тезис о национальном коллизионном праве как основном регуляторе наследственных отношений с международными характеристиками. Национальные коллизионные нормы устанавливают наследственный статут (lex successionis), т. е. право государства, которое компетентно регулировать всю совокупность наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, основную их часть. В последнем случае для решения некоторых вопросов предусматриваются дополнительные коллизионные нормы.


В качестве примера определения наследственного статута в национальном законодательстве можно привести Закон Швейцарии «О международном частном праве» 1987 г. (в ред. 2007 г.): «Право, применимое к наследованию, определяет, из какого имущества наследство состоит, как и в какой очередности лица вступают во владение имуществом, кто и в какой части отвечает по долгам, происходящим из наследства».


В национальном регулировании выделяются два подхода при определении наследственного статута. Первый исходит из единства наследственного статута, когда на основе единого коллизионного критерия определяется право, компетентное регулировать всю совокупность наследственных отношений как по поводу движимого, так и по поводу недвижимого имущества (единый подход не исключает наличия дополнительных коллизионных норм для решения отдельных вопросов, например формы завещания). Так, в странах континентального права таким коллизионным критерием выступает личный закон наследодателя, преимущественно закон гражданства.


Характерно законодательство Чехии, которое подчиняет наследственные отношения праву «государства, гражданином которого был наследодатель в момент смерти», включая наследование движимого и недвижимого имущества и отношения по завещанию. По закону гражданства решаются коллизионные вопросы наследования в праве Венгрии (§ 36 Закона о международном частном праве 1979 г.), Греции (ст. 28 Гражданский кодекс 1940 г.), Италии (ст. 46 Закона о реформе итальянской системы международного частного права 1995 г.), Польши (ст. 34, 35 Закона о международном частном праве), Японии (ст. 26, 27 Закона о применении законов 1898 г.). В Германии также существует общая норма, подчиняющая наследственные отношения в целом праву государства, гражданином которого является наследодатель, однако если недвижимость находится в Германии, то наследователь может выбрать немецкое право (ст. 25 Вводного закона к ГГУ).


Второй подход связан с расщеплением наследственного статута, что проявляется в применении разных коллизионных критериев для движимого имущества и для недвижимого имущества: наследование движимого имущества подчиняется личному закону наследодателя (закону места жительства или закону гражданства), а для регулирования отношений наследования недвижимого имущества применяется право страны, где такая недвижимость находится. В результате коллизионное право предусматривает два наследственных статута. Применение одного из них зависит от квалификации наследуемого имущества в качестве движимого или недвижимого, осуществление которой достаточно сложно, так как она должна быть сделана до выбора компетентного правопорядка (см. об этом гл. 6 настоящего учебника).


Такой поход характерен для стран англо-американского права, некоторых других стран, в том числе и европейских. Показателен Гражданский кодекс Квебека (Канада) 1991 г., ст. 3098 которого предусматривает: «Наследование движимого имущества регулируется правом последнего домицилия наследователя; наследование недвижимого имущества регулируется правом места нахождения имущества». При этом согласно ст. 3078 Кодекса квалификация имущества в качестве движимого или недвижимого осуществляется в соответствии с правом страны, где это имущество находится. Расщепление наследственного статута предусмотрено в праве Турции, однако с подчинением наследования в отношении движимого имущества закону гражданства наследодателя (ст. 22 Закона о международном частном праве и международном гражданском процессе 1982 г.). В Румынии наследование движимого имущества подчинено личному закону наследодателя, который в соответствии со ст. 12 может быть как законом страны гражданства, так и законом места жительства. Различия, связанные с квалификацией имущества как движимого или недвижимого, хорошо видны на примере английского права, в соответствии с которым деньги, получаемые по завещанию для приобретения земельного участка, и земля, подлежащая продаже и обращению в деньги, — это недвижимость в первом случае и движимость во втором.


Наследственный статут регламентирует в основном всю совокупность отношений, связанных с наследованием. Однако в разных странах встречаются отдельные исключения из наследственного статута. Главным образом такие исключения связаны с формой завещательного распоряжения и способностью составлять завещание. Содержание статута наследования, т. е. круг вопросов, которые должны решаться избранным правом, неоднозначно решаются в праве разных государств. Более того, не так часто встречаются законы, которые устанавливали бы его содержание. Обычно по закону, применимому к наследованию, определяются: основания перехода наследуемого имущества (по закону, по завещанию, по наследственному договору); круг лиц, выступающих в качестве наследников, включая вопрос о «негодных» наследниках и очередность призвания их к наследованию; размер доли каждого наследника, в том числе вопрос об обязательной доле некоторых категорий наследников, и др. Кроме общих правил о наследовании, наследственный статут определяет специальные правила о наследовании отдельных видов имущества: прав на интеллектуальную собственность, банковских вкладов и др. Если право предусматривает два наследственных статута, то все общие правила о наследовании устанавливаются параллельно: для движимого имущества и для недвижимого имущества.




Международное частное право. 4-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), изложены все основные общие положения, характеризующие природу и специфику международного частного права, рассмотрены правовое положение иностранных граждан и юридических лиц в России и за рубежом; основные подотрасли и институты международного частного права: правовой режим собственности и интеллектуальной собственности, внешнеэкономические сделки, международные перевозки, денежные обязательства, трудовые, деликтные, брачно-семейные, наследственные отношения; вопросы международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража.<br /> Учебник подготовлен на основе анализа законодательства Российской Федерации, а также законов ряда иностранных государств и международных документов.<br /> Четвертое, переработанное и дополненное, издание настоящего учебника учитывает произошедшие изменения в национальном и международном праве. Издание подготовлено по состоянию законодательства на март 2015 г.<br /> Для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, экономических и других учебных учреждений, специализирующихся на международной предпринимательской деятельности, а также для юристов-практиков.

489
Юридическая Отв. ред. Дмитриева Г.К. Международное частное право. 4-е издание. Учебник

Юридическая Отв. ред. Дмитриева Г.К. Международное частное право. 4-е издание. Учебник

Юридическая Отв. ред. Дмитриева Г.К. Международное частное право. 4-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), изложены все основные общие положения, характеризующие природу и специфику международного частного права, рассмотрены правовое положение иностранных граждан и юридических лиц в России и за рубежом; основные подотрасли и институты международного частного права: правовой режим собственности и интеллектуальной собственности, внешнеэкономические сделки, международные перевозки, денежные обязательства, трудовые, деликтные, брачно-семейные, наследственные отношения; вопросы международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража.<br /> Учебник подготовлен на основе анализа законодательства Российской Федерации, а также законов ряда иностранных государств и международных документов.<br /> Четвертое, переработанное и дополненное, издание настоящего учебника учитывает произошедшие изменения в национальном и международном праве. Издание подготовлено по состоянию законодательства на март 2015 г.<br /> Для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, экономических и других учебных учреждений, специализирующихся на международной предпринимательской деятельности, а также для юристов-практиков.

Внимание! Авторские права на книгу "Международное частное право. 4-е издание. Учебник" (Отв. ред. Дмитриева Г.К.) охраняются законодательством!