Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392237463
Язык:
Объем текста: 447 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Слово об учителе

Раздел I. Криминалистика: парные категории. Глава 1. Концептуальные основы криминалистического учения о парных категориях

Глава 2. Понятие криминальной деятельности как элемента парных категорий криминалистики

Глава 3. Понятие криминальной инсценировки как элемента парных категорий криминалистики

Глава 4. Понятие антикриминальной (криминалистической) инсценировки как элемента парных категорий

Раздел II. Дезинформирование в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие уголовно-релевантного дезинформирования

Глава 2. Понятие криминального дезинформирования

Глава 3. Понятие тактического (оперативно-разыскного и следственного) дезинформирования

Раздел III. Фикции в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие фикции как межотраслевого объекта исследований в юриспруденции

Глава 2. Понятие криминальной фикции речевой природы

Глава 3. Преступления класса фиктивной сделки как объект криминалистического исследования

Глава 4. Использование криминалистических фикций при проверке информации о приготовлении к совершению убийства по найму

Раздел IV. Криминалистическое распознавание. Глава 1. История и современное состояние развития представлений о криминалистическом распознавании

Глава 2. Понятие и технология криминалистического распознавания

Глава 3. Криминалистическая криптология как область научного знания и вид распознавательной деятельности

Глава 4. Криминалистическое распознавание предмортального события как причины смерти потерпевшего

Глава 5. Криминалистическое распознавание по делам о серийных убийствах

Список основных трудов в. А. Образцова



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
ПОНЯТИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ ИНСЦЕНИРОВКИ КАК ЭЛЕМЕНТА ПАРНЫХ КАТЕГОРИЙ КРИМИНАЛИСТИКИ


Криминалистическое учение об уголовно-релевантной инсценировке представляет собой интегративную систему, элементами которой являются две менее общие подсистемы — криминалистическое учение о криминальной инсценировке и криминалистическое учение о криминалистической инсценировке. Проблема, таким образом, лежит в русле разработки двух противоположных парных категорий — понятия криминальной инсценировки и понятия криминалистической инсценировки.


§ 1. История развития представлений о криминальной инсценировке


Ни одно явление не может быть изучено и понято, если рассматривать его изолированно, в отрыве от всего окружающего, вне связи с другими явлениями, без учета условий и особенностей его возникновения, становления и развития, т.е. в отрыве от его истории.


Исторический анализ систем социального порядка предполагает необходимость получения ответов на вопросы о том, «как данная система возникла, какие основные этапы в своем развитии проходила, чем она стала теперь и каковы ее исторические перспективы».


Криминалистическое учение о криминальной инсценировке как область научного знания не возникло внезапно, сразу, как бы само по себе. Оно имеет свою предысторию, опирается на объективные закономерности, богатые эмпирические и теоретические предпосылки, обусловлено насущными потребностями правоприменительной практики в уголовном судопроизводстве.


Развитие представлений относительно криминальной инсценировки как одного из ключевых понятий указанного учения неразрывно связано с историей, этапами, тенденциями развития мирового научно-технического прогресса и криминалистики. Их корни уходят в далекие дореволюционные времена, в труды основоположников российской, а затем советской криминалистики. Но в те годы никто даже представить не мог, что скромные исследования пионеров отечественной криминалистики закладывают первые «кирпичики» в фундамент многоэтажного «здания» будущего крупномасштабного учения. Да и называлась тогда инсценировка не инсценировкой, а симуляцией.


Один из основоположников советской криминалистики И. Н. Якимов в этой связи отмечал, что «преступник очень часто прибегает к разным видам симуляции, изменяя для этого обстановку преступления».


В последующих своих работах тот же автор указывал на возможность симуляции, совершаемой не только преступником, но и другими лицами в интересах первого. Много позже, анализируя источники первого этапа советской криминалистики, Р. С. Белкин обратил внимание на то, что в обзоре «Симуляция преступлений», составленном в 1945 году Л. П. Рассказовым, говорилось, что симуляция преступления «есть искусственное создание обстановки какого-либо преступления, чтобы замаскировать другое преступление либо подготовить будущее». Спустя несколько лет еще в одном обзоре, также составленном Л. П. Рассказовым, уточнялось, что целью симуляции может быть создание не только видимости иного преступления, но и иного события.


Позитивным моментом концепции Л. П. Рассказова является то, что ее автор, в отличие от И. Н. Якимова, предложил рассматривать проблему инсценировки в более широком контексте, увязывая ее не только с действиями преступника при совершении преступления, на месте происшествия, но и с его поведением после совершенного преступления. По совершенно правильной мысли Л. П. Рассказова, чтобы избежать ответственности, уйти от наказания за совершенное преступление, преступники в одних случаях инсценируют другое преступление, в других случаях делают все, чтобы создать видимость некриминального события вместо совершенного в действительности преступления, т.е. завуалировать, скрыть преступление, маскируя его мнимым событием некриминального характера. Не менее важно и положение о возможности инсценировки как средства подготовки преступления.


Прошло чуть более десяти лет, и наступил новый этап в развитии теоретической мысли в области, ставшей предметом нашего исследования. Его можно смело связывать с результатами научных разработок А. Р. Ратинова. В ряде своих публикаций периода 1960–1967 гг. он высказал соображения, которые послужили исходной базой кардинального изменения существовавшей парадигмы инсценировки как объекта криминалистического и следственного исследования.


Первое, что сделал А. Р. Ратинов, заключалось в критике, которой он подверг термин «симуляция преступления». «Очень часто, — писал А. Р. Ратинов, — различные инсценировки именуют симуляцией взлома, самоубийства, несчастного случая. Такое наименование неправильно, ибо симуляция — это ложное изображение человеком собственных болезненных явлений, притворное выражение чувств или физических состояний». Данная критика была воспринята с пониманием в криминалистическом сообществе. Термин «симуляция преступления» с этого времени практически исчез из лексикона криминалистов. С мыслями и аргументами А. Р. Ратинова нельзя не согласиться. Констатируя это обстоятельство, мы, однако, считаем нужным сделать некоторые оговорки.


Понятием инсценировки охватываются самые различные ситуации, связанные с созданием видимости чего-то (кого-то). С этой точки зрения, симуляция болезни представляет собой один из частных случаев инсценировки, включая криминальную. Когда здоровый человек выдает себя за больного, тем самым он инсценирует несуществующий образ состояния своего здоровья, чтобы избежать грозящих ему неприятностей, добиться тех или иных благ или преимуществ, в частности, избежать уголовной ответственности либо отодвинуть ее угрозу на какое-то время, чтобы успеть «замести следы». Именно на это обращал внимание еще Ганс Гросс в XIX веке, говоря: «Нет ни одного физического недуга, которым не воспользовались бы и который не симулировали бы злоумышленники». Из этого следует, что полностью исключать из лексикона криминалистического учения об инсценировке понятие «симуляция» будет вряд ли правильным.


Разумеется, симуляция и инсценировка — не тождественные понятия, не синонимы. Они соотносятся между собой как часть и целое, поскольку понятием симулирования может характеризоваться не любой вид инсценировочной деятельности, а лишь такая ее разновидность, как инсценирование состояния психического либо физического здоровья. Родовым по отношению к последнему понятию будет инсценирование образа личности. В свою очередь инсценирование образа личности входит в качестве составляющей в более широкое понятие инсценировки как системы, элементами которой, наряду с этим объектом, являются инсценировки событий, деятельности и прочих явлений и предметов.


Как писал в те годы А. Р. Ратинов, под инсценировкой преступления «следует понимать не просто уничтожение преступником следов или воспрепятствование их появлению, а создание ложной обстановки места происшествия». По мысли А. Р. Ратинова, существуют следующие разновидности инсценировки: инсценировка одного вида преступления для сокрытия другого; инсценировка непреступного события для сокрытия совершенного преступления; фальсификация отдельных доказательств с целью направить следствие по ложному пути.


Отдавая должное значимости результатов исследований А. Р. Ратинова, в то же время с позиции сегодняшнего дня нельзя не заметить ряда слабых моментов в его концепции, неточностей, которые затем «перекочевали» в работы других авторов, что в определенной мере сдержало процесс глубокого, полнокровного развития криминалистического учения о криминальной инсценировке.


Это выразилось прежде всего в том, что феномен «инсценировка» чаще всего анализируется лишь в увязке с действиями исполнителя преступления и его пособников на месте происшествия, тогда как диапазон реализации активности инсценировщиков очень часто выходит далеко за пределы данного места.


Кроме того, А. Р. Ратинов, как мы думаем, допустил фактическую и логическую ошибку, указав под рубрикой «Инсценировка преступления» то, что никакого отношения к инсценировке преступления не имеет. Замечание относится к положению о создании видимости события, которое не является преступлением, для сокрытия действительно совершенного преступления. На самом деле в данном случае речь может идти об инсценировании не преступления (оно имело место), а того, что является мнимым, т. е. о создании видимости непреступного события.


Приведенные критические суждения, а мы их будем развивать по ходу рассмотрения смежных вопросов тем не менее не умаляют заслуг А. Р. Ратинова и его последователей в изучении инсценировки как одного из объектов криминалистики, оперативно-разыскной и следственной практики.


Этап разработки и реализации упомянутой концепции А. Р. Ратинова не прошел даром. Проблема инсценировки и варианты ее решения, начиная с 1963 года, плавно перетекли из области теоретических размышлений в правоохранительную и, что не менее значимо, в учебно-педагогическую практику, в том числе в учебники криминалистики. Правда, основное внимание при этом уделялось одному аспекту проблемы — рассмотрению инсценировки как средства сокрытия преступления. (Так, по этому поводу в одном из учебников говорилось следующее: «Под инсценировкой понимается искусственное создание картины происшествия с целью сокрытия преступления».) В основной массе случаев при этом не производилось отграничения инсценировки, осуществляемой в связи с совершенным преступлением, от проблемы инсценировки преступления, которое в действительности не совершалось. Лишь некоторые ученые, хотя и непоследовательно, противореча самим себе в разных публикациях, подходили к ней с относительно целостных, системных позиций, рассматривая инсценировку в более широком контексте. (Подобный подход просматривается в определении А. Н. Васильева, определявшим криминальную инсценировку как искусственное создание определенной обстановки в целях сокрытия не только преступления, но и иного события. Как он писал: «истинного события»)



Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.

319
Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.