Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392237463
Язык:
Объем текста: 447 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Слово об учителе

Раздел I. Криминалистика: парные категории. Глава 1. Концептуальные основы криминалистического учения о парных категориях

Глава 2. Понятие криминальной деятельности как элемента парных категорий криминалистики

Глава 3. Понятие криминальной инсценировки как элемента парных категорий криминалистики

Глава 4. Понятие антикриминальной (криминалистической) инсценировки как элемента парных категорий

Раздел II. Дезинформирование в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие уголовно-релевантного дезинформирования

Глава 2. Понятие криминального дезинформирования

Глава 3. Понятие тактического (оперативно-разыскного и следственного) дезинформирования

Раздел III. Фикции в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие фикции как межотраслевого объекта исследований в юриспруденции

Глава 2. Понятие криминальной фикции речевой природы

Глава 3. Преступления класса фиктивной сделки как объект криминалистического исследования

Глава 4. Использование криминалистических фикций при проверке информации о приготовлении к совершению убийства по найму

Раздел IV. Криминалистическое распознавание. Глава 1. История и современное состояние развития представлений о криминалистическом распознавании

Глава 2. Понятие и технология криминалистического распознавания

Глава 3. Криминалистическая криптология как область научного знания и вид распознавательной деятельности

Глава 4. Криминалистическое распознавание предмортального события как причины смерти потерпевшего

Глава 5. Криминалистическое распознавание по делам о серийных убийствах

Список основных трудов в. А. Образцова



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел I.
КРИМИНАЛИСТИКА: ПАРНЫЕ КАТЕГОРИИ


Глава 1.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ О ПАРНЫХ КАТЕГОРИЯХ


Понятия выступают в роли элементарных ячеек, первоосновы любой науки. Для криминалистики как сравнительно молодой области научного знания в системе юридической науки тем не менее характерен довольно обширный, разветвленный, специфический понятийный аппарат. Уходя своими корнями в середину XIX в., он продолжает бурно развиваться и обогащаться и в наши дни. Процесс этот естественен, закономерен и, судя по всему, имеет неплохие перспективы.


Понятия криминалистики образуют сложную, многоуровневую, целостную систему. Одни из них отражают изучаемые объекты, другие — результаты научных исследований теоретического и прикладного характера.


Особое место в этой системе занимают категории криминалистики.


В настоящее время в литературе наметились два подхода к трактовке объема данного рода понятий — широкий и узкий.


Так, Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов и Е. Р. Россинская как выразители первого подхода в круг указанных категорий включают общую теорию криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику, криминалистическую методику, технико-криминалистическое средство, криминалистический прием, криминалистическую рекомендацию, тактическую комбинацию (операцию), следственную ситуацию, тактическое решение, способ совершения и сокрытия преступления, криминалистическую характеристику преступления и некоторые другие понятия.


Подобную точку зрения не разделяет В. Ю. Толстолуцкий.


По его мнению, система категорий криминалистики состоит только из шести элементов. В их роли выступают следующие понятия: криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика, технико-криминалистическое средство, криминалистический прием, криминалистическая рекомендация.


Обосновывая свое решение проблемы подобным образом, В. Ю. Толстолуцкий ссылается на кажущееся ему изменение Р. С. Белкиным его первоначальной позиции, который будто бы в своей более поздней работе «Курс криминалистики» к числу категорий криминалистики отнес только те шесть понятий, о которых речь шла выше.


Позиция В. Ю. Толстолуцкого представляется нам весьма шаткой. Кроме того, она идет вразрез с реальным положением вещей. Дело в том, что с широкой на узкую точку зрения по затронутому вопросу Р. С. Белкин никогда не переходил. В разделе «Криминалистические категории» указанного курса криминалистики он рассмотрел лишь часть криминалистических категорий, о которых писал ранее, подчеркнув, что в данном случае предметом его анализа избраны «определения некоторых наиболее важных криминалистических категорий».


В связи с изложенным может возникнуть вопрос о том, насколько обоснованно отнесение тех или иных криминалистических понятий к классу категорий. С формальной точки зрения ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Все объясняется тем, что в философской трактовке категории — это наиболее общие понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства, закономерные связи и отношения явлений действительности и познания.


Любая категория является результатом логической операции обобщения понятия. В отличие от других общих понятий, имеющих возможность дальнейшего обобщения на пути от разновидности к виду, от вида к роду и т.д., категория — это не обобщаемое далее понятие.


Категория не имеет родового понятия. Она являет собой предел обобщения понятия. Между тем все понятия, перечисленные В. Ю. Толстолуцким и теми авторами, которых он критикует, являются не только результатом обобщения других понятий, но и сами могут быть обобщены, поскольку являются частями других, более широких по объему понятий. Так, криминалистическая техника является одним из видов более общего понятия техники, используемой в уголовном судопроизводстве, а последнее понятие входит в класс «техника» как элемент системы объектов искусственного происхождения. Если взять понятие «Криминалистическая методика», то трудно не заметить, что это понятие по своему уровню является более низким по сравнению с таким понятием, как «методика». Последнее понятие также не является пределом обобщения, поскольку может рассматриваться в качестве элемента еще более широкого понятия «Предлагаемые для использования в уголовном процессе модели действия, поведения, деятельности».


В то же время если ко всему тому, о чем идет речь, подходить не с позиции формальной логики, а по существу, с позиции содержательного, диалектического и системно-структурного анализа, обнаруживается иная, весьма любопытная картина.


Понимание своеобразия этой картины наступает в случае:


• рассмотрения изучаемых социальных процессов и явлений в качестве специфических, соответствующим образом организованных системных образований;


• учета функциональной полисемии (наличие различных, но в какой-то мере связанных смыслов и (или) значений систем);


• подхода к системе социальной природы как к некой целостности, состоящей из совокупности связанных между собой элементов, и в то же время являющейся элементом другой, более сложной и широкой системы;


• принятия во внимание положения о том, что любая система социальной природы в качестве элемента может входить одновременно в различные другие системы того же класса, играя при этом разные роли.


Переводя эти положения, а также обстоятельно рассмотренные в ряде работ криминалистов принципы системно-структурного анализа в русло темы настоящего исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, категории философии как метанауки при всей их методологической значимости не должны чисто механически переноситься в сферу конкретных наук. Более того, в зеркальном отражении одного в другом просто нет никакой необходимости, если, конечно, исследователь рассчитывает получить не декларативный, не умозрительный, а всесторонне обоснованный, объективный результат.


Во-вторых, наряду со всеобщими универсальными категориями философии существуют менее общие категории конкретных наук, являющиеся результатом творческого развития, интерпретации первых применительно к предметам конкретных наук. В роли категорий конкретной науки, включая криминалистику, выступают не обобщаемые далее в рамках данной конкретной системы научного знания понятия. Будучи элементом, составной частью общенаучного категориального арсенала, категория конкретной науки в то же время образует относительно самостоятельное, многоуровневое системное образование. Его составными частями являются как общие, так и менее общие категории, т.е. родовые понятия соответствующего уровня, находящиеся в отношении подчинения (субординации). Если общие понятия во всех случаях выступают в качестве категорий, поскольку они являются пределом обобщения в данной конкретной науке, то менее общие понятия имеют основания претендовать на категориальный статус лишь тогда, когда они рассматриваются не в качестве элементов более широких по объему понятий, а исследуются в качестве относительно самостоятельной, целостной системы, родового порядка, не обобщаемого в ходе проводимого исследования понятия, служащего в данном случае пределом обобщения других входящих в него понятий видового уровня.


В-третьих, понятия, рассматриваемые Р. С. Белкиным и его соавторами в качестве категорий криминалистики (криминалистическая техника, криминалистический прием, криминалистическая рекомендация и др.), входят в структуру менее общих криминалистических категорий, поскольку они отражают лишь отдельные стороны, аспекты, элементы предмета данной науки. Рассмотренный выше перечень такого уровня категорий далеко не исчерпывает всего их множества. В их круг входят как давно сложившиеся, хорошо известные, так и формирующиеся понятия. Однако все они представляют собой лишь один уровень, один тип категорий. Вся же система данных объектов имеет трехуровневую структуру. Первый, наиболее общий уровень (назовем его всеобщим для криминалистической науки) представлен категориями, которые имеют общенаучное значение, отражают явления, процессы, предметы, значимые для всех разделов, отраслей, направлений криминалистики, формируют общую характеристику феномена, определяемого как предмет этой науки. К числу таких категорий относятся, например, понятия следа преступления, следа преступника, механизма следообразования при совершении преступления, криминальной деятельности, криминалистической деятельности, криминалистической технологии, криминалистической версии, уголовно-релевантной информации, уголовно-релевантной инсценировки, противодействия уголовному расследованию.



Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.

319
Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.