Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392237463
Язык:
Объем текста: 447 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Слово об учителе

Раздел I. Криминалистика: парные категории. Глава 1. Концептуальные основы криминалистического учения о парных категориях

Глава 2. Понятие криминальной деятельности как элемента парных категорий криминалистики

Глава 3. Понятие криминальной инсценировки как элемента парных категорий криминалистики

Глава 4. Понятие антикриминальной (криминалистической) инсценировки как элемента парных категорий

Раздел II. Дезинформирование в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие уголовно-релевантного дезинформирования

Глава 2. Понятие криминального дезинформирования

Глава 3. Понятие тактического (оперативно-разыскного и следственного) дезинформирования

Раздел III. Фикции в криминальной, оперативно-разыскной и следственной практике. Глава 1. Понятие фикции как межотраслевого объекта исследований в юриспруденции

Глава 2. Понятие криминальной фикции речевой природы

Глава 3. Преступления класса фиктивной сделки как объект криминалистического исследования

Глава 4. Использование криминалистических фикций при проверке информации о приготовлении к совершению убийства по найму

Раздел IV. Криминалистическое распознавание. Глава 1. История и современное состояние развития представлений о криминалистическом распознавании

Глава 2. Понятие и технология криминалистического распознавания

Глава 3. Криминалистическая криптология как область научного знания и вид распознавательной деятельности

Глава 4. Криминалистическое распознавание предмортального события как причины смерти потерпевшего

Глава 5. Криминалистическое распознавание по делам о серийных убийствах

Список основных трудов в. А. Образцова



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КРИПТОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ВИД РАСПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Как неоднократно подчеркивалось Р. С. Белкиным, система частных криминалистических теорий относится к числу открытых, непрерывно развивающихся систем. Число элементов таких систем является конечным только на какой-то текущий момент, «поскольку развитие науки предполагает появление новых частных криминалистических теорий. Возникающие частные теории могут сменять существующие, становясь их развитием, продолжением либо следствием интеграции или дифференциации теоретического знания».


Понятие «криминалистическая криптология» в лексикон криминалистов введено И. Я. Моисеенко в 1999 году. В своей монографии под одноименным названием, проанализировав результаты многолетних исследований различных авторов, он обратил внимание на то, что традиционно в криминалистической литературе используются такие понятия, как «сокрытие», «вуалирование», «маскировка», «имитация», «инсценировка» и некоторые другие термины того же порядка. Эта терминология употребляется в различных смысловых значениях и контекстах без учета их соотношения, сходства и различий, внутренних и внешних связей и зависимостей.


Между тем, как отмечает И. Я. Моисеенко, все эти понятия являются разновидностями одного общего, объединяющего их понятия родового уровня, определяемого как преступная маскировка. С учетом распространенности этого явления, актуальности проблемы борьбы с ним и необходимостью повышения эффективности расследования маскируемых преступлений указанный автор пришел к выводу о целесообразности выделения в разделе «Криминалистическая методика расследования» подраздела под названием «Криминалистическая криптология», посвященного общей теории методики расследования замаскированных преступлений и частным методикам расследования отдельных видов преступлений данной категории.


По нашему мнению, у этой инициативы имеются все необходимые формально-логические, гносеологические и фактические предпосылки. Однако она, как думается, нуждается в серьезной корректировке.


В философской литературе отмечается, что в качестве условия формирования исходного теоретического объекта часто выступают идеализированные объекты данной науки и других, более развитых научных дисциплин. Однако, что следует подчеркнуть, применение имеющихся теоретических конструкций в построении новых идеализированных объектов вовсе не носит характер автоматического переноса знаний. Оно предполагает осмысление условий использования отправных моделей в новой ситуации и обоснование такого использования. При этом исходная модель может выступать в различных формах, содержать или не содержать математическое описание, предполагать или не предполагать тот или иной момент ее наглядности. Но главной, определяющей ее признак состоит в том, что она представляет собой некую четко фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности. Важно и то, что развертывание сложных, внутренне дифференцированных теоретических систем в процессе восхождения об абстрактного к конкретному, как правило, предполагает, что новые слои и ярусы подобного рода систем сами представляют собой отдельные теории со своими исходными конструкциями, которые разрабатываются на основе конкретизации отправных теоретических принципов системы.


Учет этих положений представляется важным как с точки зрения анализа, оценки и содержания упомянутой инициативы, так как в плане прогноза ее перспектив. Поддерживая идею И. Я. Моисеенко, прежде всего следует указать на закономерный характер ее возникновения, обусловленный всем ходом и результатами проведенных до него исследований целой когорты блестящих ученых в области теории криминальной инсценировки, учений о способе и механизме совершения преступлений, теории противодействия правоохранительным органам, технико-криминалистической криптографии (связанной, в частности, с распознаванием (расшифровкой) шифров и содержания зашифрованных текстов, с подделкой подписей и намеренным изменением почерка) и ряда других актуальных направлений. Вместе с тем концепция И. Я. Моисеенко, на наш взгляд, нуждается и в критическом анализе конструктивного характера, направленного на совершенствование ее основных понятий, и в обсуждении некоторых суждений автора, носящих дискуссионный характер.


По мнению И. Я. Моисеенко, криминалистическая криптология представляет собой «раздел методики расследования отдельных видов преступлений, изучающий различные способы маскировки, используемые при совершении преступлений и в процессе расследования их, а также разрабатывающий общие рекомендации по их разоблачению».


Из приведенного определения и других высказываний автора следует, что он ведет речь не об общей теории и технологии криминалистической криптологии, а лишь об одной из составляющих этой теории и технологии, об одном из ее видов — элементе научных основ методики расследования преступлений. Данный узконаправленный подход, конечно, имеет право на существование, но не под рубрикой «криминалистическая криптология», а под названием «криминалистическая криптология в методике расследования преступлений» (как разделе криминалистики). Между тем криминалистическая криптология — явление более сложное и широкое. По нашим представлениям, эта область научного знания является частью, одним из видов теории и технологии криминалистического распознавания. Из этого вытекает, что теория криминалистической криптологии должна занимать место в разделе, называющемся «частные теории криминалистики». А если говорить точнее — в теории криминалистического распознавания.


В свете вышеизложенного напрашивается еще и такое замечание.


По мнению И. Я. Моисеенко, криминалистическая криптология имеет отношение только к следственной деятельности в стадии предварительного расследования. Между тем, о чем мы подробно поясняли ранее, любой вид распознавательной практики, в том числе связанной с решением криптологических задач, имеет отношение не только к указанной стадии уголовного производства, но и к стадии возбуждения уголовного дела, и не только к следственной, но и к судебно-экспертной, оперативно-разыскной и прокурорской деятельности.


Далее.


Определяющим (ключевым, системообразующим) понятием в теории криптологического распознавания и доказывания является понятие «маскировка». И. Я. Моисеенко предлагает следующий вариант определения понятия маскировки преступления: «…умышленные действия или бездействие преступников и иных лиц, направленные на полное или частичное уничтожение, изменение, сокрытие следов подготовляемого, совершаемого или совершенного преступления с целью введения в заблуждение, дезинформации как лиц, ведущих расследование, так и потерпевших, свидетелей, а иногда и своих соучастников преступления и др.».


Это определение, на наш взгляд, недостаточно точно, полно и правильно отражает характеризуемую им реалию. Об этом свидетельствует несколько обстоятельств. Свои представления о маскировке преступления И. Я. Моисеенко увязывает с процессом решения преступником первоначальных и промежуточных задач его поведения (деятельности). К числу данных задач отнесены действия по уничтожению, изменению, сокрытию следов деяния и введению в заблуждение, дезориентацию потенциальных или реальных участников уголовного производства и других лиц. Однако ответа на главный вопрос: для чего совершаются указанные действия, какую конечную цель при этом преследует субъект маскировки, в определении не содержится.


Ответ на этот вопрос он все же дает, но на другой странице монографии, говоря о том, что использование маскировки делается в целях:


«— исключить или затруднить обнаружение и раскрытие преступления;


— дезориентировать и направить следствие по ложному пути в случае обнаружения преступления;


— исключить в будущем возможность опознания преступника в момент или после совершения преступления со стороны потерпевших, свидетелей».


Ответ правильный, хотя и не полный, ибо к маскировочным акциям преступники часто прибегают, ориентируясь еще и на другие цели (например, для облегчения возможности вступления в контакт с намеченной жертвой из числа лиц, с которыми преступник незнаком). Что же касается введения в заблуждение, дезинформации других лиц путем маскировки, о чем сказано в его определении, то эти понятия в данном случае выступают в роли промежуточных задач на пути к достижению цели: сокрытию преступления под видом благотворительности; манипулированию сознанием других лиц в расчете на совершение ими неадекватных фактическому положению вещей ошибочных действий, служащих интересам субъекта маскировки либо его преступных связей; получению неправомерных льгот, преимуществ, материальной выгоды, дискредитации конкурентов и т.д.



Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.

319
Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

Юридическая Образцов В.А. Криминалистика: избранные труды. Сборник научных трудов

В сборнике в логической последовательности и во взаимосвязи представлены фрагменты некоторых разделов и глав из фундаментальных научных работ, написанных за последние 10 лет профессором В. А. Образцовым лично либо в соавторстве с коллегами-криминалистами.<br /> Оригинальный подход автора к решению многих актуальных проблем криминалистики представляет несомненный интерес для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов, сотрудников правоохранительных органов — всех, кого интересуют вопросы борьбы с преступностью.<br /> Печатаются в авторской редакции.