Юридическая Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.01.2018
ISBN: 9785392275311
Язык:
Объем текста: 244 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Вступительное слово док. полит. наук, проф. Л. Н. Тимофеевой

Введение

1. Категория «интерес» как фактор конфликтного социального действия и девиантного поведения личности или группы

2. Корысть как фактор, определяющий природу конфликта, который следует предупреждать в целях противодействия коррупции

3. Причинные факторы возникновения и протекания конфликта корыстных интересов в административно-государственных органах

4. Моральная и правовая компоненты конфликта корыстных интересов

5. Факторы возникновения конфликта корыстных интересов как условия, осложняющие диагностику конфликта и работу с ним

6. Некоторые особенности законодательного определения конфликта интересов

7. Проблемы осуществления в административно-государственном органе альтернативной процедуры урегулирования служебного спора и конфликта корыстных интересов с участием посредника (процедуры медиации)

Вместо заключения

Приложение 1. Практикум. Ситуационные задачи

Приложение 2. Кейс-стади «Урегулирование конфликта интересов на государственной службе: нормативное обеспечение и проблемы практического осуществления»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



6. Некоторые особенности законодательного определения конфликта интересов


Можно утверждать, что особенностям законодательного определения конфликта интересов (в определении законодателя) посвящено очень мало научных работ, несмотря на то, что есть определенный массив диссертационных исследований, предметом которых стал именно этот тип конфликта.


Нами неоднократно обращалось внимание читателя на то, что отечественные исследователи социальных конфликтов и, в частности юридических конфликтов, несколько поверхностно раскрывают сущность организационных конфликтов. Это выражается, например, в том, что до сих пор в российской конфликтологии в целом и в ее таком направлении как юридическая конфликтология не разделены понятия трудовой спор и трудовой конфликт, служебный спор и служебный конфликт. Кроме того, при осуществлении типологизации конфликтов, возникающих на «почве» трудовых отношений и трудовой деятельности в административно-государственных органах, как правило, не фиксируется наличие конфликтов по поводу интересов (экономических) и по поводу права (юридических).


Следует добавить, что есть аспект, выпавший из поля зрения оте­чественных представителей науки. По сути, вне поля зрения остается личность (индивидуум), которая, с одной стороны, находится в институализированных отношениях с работодателем (предпринимателем) или с представителем нанимателя (на государственной и муниципальной службе), а с другой, приобретающая статус субъекта конфликта в силу определенных жизненных обстоятельств. Возьмем на себя труд восполнить этот пробел — в ходе рассмотрения особенностей законодательного определения конфликта интересов покажем, какие угрозы для государственного служащего несет в себе это определение. При этом будем оперировать термином «конфликт интересов», так как будем критически исследовать нормы федеральных законов, содержащих это понятие.


Ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 01.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено следующее определение конфликта интересов. «Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации».


В тоже время ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что «Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования».


Сравнительный анализ представленных юридических определений конфликта интересов показывает, что они существенно не отличаются друг от друга. Уточнение, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность личности,— прямая или косвенная,— не содействует уменьшению количества юридических неопределенностей.


Нами к числу юридических неопределенностей рассматриваемого конфликта интересов относятся:


1. Субъектный состав конфликта интересов; законодатель предусматривает, что конфликт интересов — это конфликт между личностью (индивидуумом) и административно-государственным органом, обществом, Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием. То есть со стороны законодателя не принимается во внимание практика борьбы с коррупцией, в ходе которой выявлены конфликты интересов с групповым субъектным составом конфликта. Напомним, что под группой понимается два и более человек.


2. Отсутствие четкого указания на предмет личной заинтересованности личности (индивидуума), который реально или потенциально может привести к возникновению конфликта интересов. Об этом предмете речь пойдет ниже.


3. Отсутствие четкого признака конфликта интересов из числа признаков, общепризнанных теорией социального конфликта. То есть конфликт интересов как ситуация не характеризуется ни в качестве борьбы субъектов взаимодействия за материальные ресурсы, ни в качестве наличия разногласий между субъектами взаимодействия. При раскрытии термина «конфликт интересов» отечественный законодатель использует такой критерий как наличие противоречий между личной заинтересованностью государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а также муниципального образования. Формально,— по сути нормы права,— противоречия между личной заинтересованностью государственного (муниципального) служащего и законными интересами хотя бы одного из поименованных субъектов не могут быть квалифицированы в качестве конфликта интересов.


4. Использование законодателем юридически неопределенной категории «законные интересы» и неопределенного выражения «причинение вреда законным интересам».


5. Отсутствие признака начала конфликта интересов. Из законодательного определения конфликта интересов неясно, что следует воспринимать и квалифицировать как начало реального (проявленного или манифестированного) конфликта.


Можно сделать обобщение следующего характера. Конфликт интересов определяется законодателем как влияние личной заинтересованности государственного (муниципального) служащего на объективное исполнение им своих должностных обязанностей, которое приводит или может привести к противоречию между личной заинтересованностью государственного (муниципального) служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, а также муниципального образования.


Словосочетание «приводит» и «может привести» означает, что, по сути, в юридическое определение конфликта интересов законодатель вкладывает смысл, согласно которому в административно-государственном органе или в муниципальном образовании может возникнуть или реальный конфликт интересов, или ложносоотнесенный (иллюзорный) конфликт интересов. Чем чревато для гражданина, проходящего государственную или муниципальную службу, такое юридическое определение конфликта интересов поясним позднее.


Предмет личной заинтересованности личности (индивидуума), который реально или потенциально может привести к возникновению конфликта интересов частично раскрыт в норме ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 07.05.2013) «О муниципальной службе в Российской Федерации». Приведем эту норму в ее первозданном виде.


Итак, «под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами».


Очевидно, что это же понимание предмета личной заинтересованности личности (индивидуума) может быть распространено по широкому кругу лиц, то есть на всех государственных служащих. Этот предмет имеет достаточно узкое определение со стороны законодателя. Он сводится к возможности получения муниципальным (государственным) служащим при исполнении им должностных обязанностей «побочных» доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального (государственного) служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ-25, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный (государственный) служащий связан финансовыми или иными обязательствами.


Трудно разделить подход законодателя, который предопределяет реальное и потенциальное наличие конфликта интересов в административно-государственном органе существованием финансовых или иных обязательств муниципального или государственного служащего по отношению к гражданам или организациям. Такой подход на самом деле резко сужает поле конфликтов интереса, что противоречит социальной реальности. На практике эти конфликты возникают и на «почве» отсутствия каких-либо финансовых или иных обязательств со стороны муниципального или государственного служащего и по отношению к каким-либо гражданам или организациям.


Теперь поясним, почему предмет личной заинтересованности личности (индивидуума) раскрыт законодателем слишком узко. Дело заключается в том, что на практике предметом личной заинтересованности муниципального или государственного служащего могут выступать не только материальные ценности в денежном или натуральном выражении, но и ценности нематериального характера.


К числу ценностей нематериального характера можно отнести, те ценности, которые составляют (могут составлять) предмет конфликта корыстных интересов. Перечислим их:


1) реализация конституционного права на труд (занятость) одного из членов семьи муниципального или государственного служащего;


2) реализация конституционного права на охрану здоровья и медицинское обслуживание одного из членов семьи муниципального или государственного служащего;


3) реализация конституционного права на владение землей одного из членов семьи муниципального или государственного служащего;


4) реализация конституционного права на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования одного из членов семьи муниципального или государственного служащего;


5) реализация конституционного права на жилище одного из членов семьи муниципального или государственного служащего.


Представленный перечень является открытым. Отдельные его элементы нашли отражение в информация Минтруда России от 4 марта 2013 г. «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки».


Н. М. Казанцев полагает, что понятие «конфликт интересов», предусмотренное российским законодательством, имеет юридическую неопределенность. С этим нельзя не согласиться, но, по нашему мнению, необходимо не только четко раскрыть совокупность этой неопределенности, но также продемонстрировать особенности законодательного определения конфликта интересов, которые потенциально несут некую угрозу для личности, замещающей должность государственного (муниципального) служащего. Последнее означает, что применение на практике норм, регламентирующих институт конфликта интересов, угрожает безопасности личности в части несправедливого отстранения от занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями, включая моральное осуждение со стороны членов коллектива административно-государственного органа и возможно даже со стороны представителей массовых средств информации, а также отдельных социальных групп (слоев).




Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

В данном учебном пособии представлен комплексный анализ природы, причин и практики регулирования конфликта корыстных интересов или, как ранее было принято говорить, конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.<br /> Коррупция в государственной сфере, порождающая такого рода конфликты, — одна из серьезных проблем, с которой столкнулась Россия в последнее время. Важно понять, как можно бороться с этим явлением, какие противоречия существуют в действующем законодательстве, что необходимо совершенствовать в деятельности административно-государственных органов.<br /> Автор продолжает развивать тему, ранее изложенную в учебно-практическом пособии «Конфликты на государственной службе: типология и управление» (2008 г.).<br /> Подчеркивает необходимость разграничения понятий «конфликт интересов (экономический)» и «конфликт права (юридический)», доказывает, что конфликт корыстных интересов имеет природу морально-правового конфликта.<br /> Особое внимание в пособии уделено нескольким аспектам. Первый из них касается проблемы защиты граждан, проходящих государственную и муниципальную службу, от возможности возникновения конфликта интересов в силу особенностей его определения, предусмотренного законодателем. Второй — практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случаях возникновения конфликтов корыстных интересов в государственной и муниципальной сферах.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, государственных и муниципальных служащих, для которых данная тематика представляется важной в рамках объявленной государством борьбы с коррупцией.

199
 Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

В данном учебном пособии представлен комплексный анализ природы, причин и практики регулирования конфликта корыстных интересов или, как ранее было принято говорить, конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.<br /> Коррупция в государственной сфере, порождающая такого рода конфликты, — одна из серьезных проблем, с которой столкнулась Россия в последнее время. Важно понять, как можно бороться с этим явлением, какие противоречия существуют в действующем законодательстве, что необходимо совершенствовать в деятельности административно-государственных органов.<br /> Автор продолжает развивать тему, ранее изложенную в учебно-практическом пособии «Конфликты на государственной службе: типология и управление» (2008 г.).<br /> Подчеркивает необходимость разграничения понятий «конфликт интересов (экономический)» и «конфликт права (юридический)», доказывает, что конфликт корыстных интересов имеет природу морально-правового конфликта.<br /> Особое внимание в пособии уделено нескольким аспектам. Первый из них касается проблемы защиты граждан, проходящих государственную и муниципальную службу, от возможности возникновения конфликта интересов в силу особенностей его определения, предусмотренного законодателем. Второй — практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случаях возникновения конфликтов корыстных интересов в государственной и муниципальной сферах.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, государственных и муниципальных служащих, для которых данная тематика представляется важной в рамках объявленной государством борьбы с коррупцией.

Внимание! Авторские права на книгу "Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие" (Соловьев А.В.) охраняются законодательством!