Юридическая Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 24.01.2018
ISBN: 9785392275311
Язык:
Объем текста: 244 стр.
Формат:
epub

Оглавление

От автора

Вступительное слово док. полит. наук, проф. Л. Н. Тимофеевой

Введение

1. Категория «интерес» как фактор конфликтного социального действия и девиантного поведения личности или группы

2. Корысть как фактор, определяющий природу конфликта, который следует предупреждать в целях противодействия коррупции

3. Причинные факторы возникновения и протекания конфликта корыстных интересов в административно-государственных органах

4. Моральная и правовая компоненты конфликта корыстных интересов

5. Факторы возникновения конфликта корыстных интересов как условия, осложняющие диагностику конфликта и работу с ним

6. Некоторые особенности законодательного определения конфликта интересов

7. Проблемы осуществления в административно-государственном органе альтернативной процедуры урегулирования служебного спора и конфликта корыстных интересов с участием посредника (процедуры медиации)

Вместо заключения

Приложение 1. Практикум. Ситуационные задачи

Приложение 2. Кейс-стади «Урегулирование конфликта интересов на государственной службе: нормативное обеспечение и проблемы практического осуществления»



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



4. Моральная и правовая компоненты конфликта корыстных интересов


Если нами будет сказано, что проблематика конфликта корыстных интересов не разработана отечественными конфликтологами, то это, пожалуй, не окажется преувеличением. В юридические отрасли российского законодательства термин «конфликт интересов» вошел сравнительно недавно, но при этом он не отражал и не отражает истинного существа этой разновидности социальных конфликтов — его природа лежит в плоскости правопослушания личности, а на практике личность может быть стороной этого конфликта по причине вовлечения ее в этот конфликт, но не из-за своего собственного корыстного интереса.


Объясняется это несколькими причинами.


Во-первых, государственной службе присущи конфликты по поводу экономических интересов, которые не вступают в противоречие с правом граждан на индивидуальный трудовой спор (см. ч. 4 ст. 37 Конституции РФ). Более того, вступление государственным служащим в служебный спор с должностным лицом из числа руководящего состава административно-государственного органа, включая представителя нанимателя, в целях защиты своих экономических интересов не затрагивает ни интересы государства, ни общества, ни третьих лиц.


Во-вторых, та конфликтная ситуация, в основе которой, по сути, лежат проблемы морально-правового поведения всех государственных служащих, должна именоваться конфликт корыстных интересов. Этот вывод вытекает из существа самого интереса, который потенциально может подвигнуть каждого гражданского служащего к совершению действия или к бездействию, обоюдовыгодному третьему лицу (юридическому или физическому). При этом такой антиморальный поступок к тому же квалифицируется и как противоправный, поскольку одной из основных обязанностей государственного служащего является безусловное принятие мер, направленных на предотвращение такого поступка (см. п. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).


Нами полагается, что разработчики проекта Модельного Этического кодекса государственного служащего Российской Федерации (далее — Этический кодекс) вникли в сущность конфликта морально-правовых отношений. Это убеждение основано на анализе п. 1 статьи 7 «Недопустимость корыстных действий» Этического кодекса. Содержание этого пункта следующее. «Государственный служащий не имеет право использовать свое служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, политике и других сферах деятельности, идущим в ущерб интересам государства, своего ведомства. Государственный служащий не должен преследовать в своей деятельности достижение любых личных корыстных (выделено — А. С.) интересов».


Нельзя не отметить, что порой в научной литературе можно встретить заблуждение, согласно которому Этический кодекс государственного служащего предназначен для «регулирования порядка разрешения этических конфликтов». Дело заключается в том, что Этический кодекс государственного служащего не носит императивного характера. Следовательно, он не может содержать положения, относящиеся к понятию «порядок». Это с одной стороны, а с другой стороны, порядок разрешения конфликта — это совокупность правил поведения субъектов конфликтного взаимодействия. Как правило, такой порядок устанавливается субъектами тех или иных общественных отношений по взаимной договоренности на добровольной основе в следующих случаях:


1) долгосрочных общественных отношений, которые могут регламентироваться в коллективно-договорном порядке;


2) ситуационной необходимости оперативного преодоления открытого конфликта.


Сложность преодоления конфликта корыстных интересов обусловлена, в частности, следующим. На практике трудно установить был ли со стороны государственного служащего осуществлен моральный выбор и насколько им были осознаны последствия совершения поступка, признаваемого безнравственным, противоправным и идущим в разрез с правопорядком, установленным в административно-государственном органе. При этом под правопорядком в широком смысле понимается состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникших в результате последовательного осуществления законности, неукоснительного соблюдения юридических обязанностей, правомерной деятельности всех индивидов и коллективных субъектов права.


К вопросу морального выбора придется вернуться, а пока необходимо рассмотреть подходы отечественных авторов к проблематике конфликтов на почве морально-правовых отношений.


Термин «моральный конфликт» встречается в научной литературе по проблемам этики, менеджмента, нравственности в сфере государственной службы, психологии и конфликтологии, а также этики организационного поведения.


В фундаментальном произведении А. К. Зайцева «Социальный конфликт» есть упоминание о таком типе конфликтного взаимодействия субъектов общественных отношений как моральный конфликт. При этом научная, этическая разработка проблематики конфликта в среде морально-правовых отношений, его причин, путей предупреждения и преодоления требует дальнейших исследований.


Объясняется это, в частности, тем, что некоторые отечественные авторы под моральным (нравственным) конфликтом понимают конфликт сугубо личностного характера. Иными словами, моральный (нравственный) конфликт относят к числу внутриличностных конфликтов. Однако конфликт корыстных интересов — это не внутриличностный конфликт. Его сущность заключается в том, что индивидуум или социальная группа из числа лиц, замещающих должности государственных (муниципальных) служащих, при определенных обстоятельствах вступает (ют) в конфликтное взаимодействие с административно-государственным органом, наделенным определенными государственными функциями.


Сущность конфликта корыстных интересов определяется среди прочих характеристик именно тем, что индивидуум, замещающий должность государственного служащего, вступает в конфликтное взаимодействие с административно-государственным органом в лице нанимателя (см. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Наниматель как основной субъект конфликта корыстных интересов выступает в роли полномочного представителя государства. Следовательно, конфликт корыстных интересов представляет собой конфликт между юридическим лицом и индивидуумом. Более подробно субъектность конфликта корыстных интересов будет раскрыта позднее.


З. Маецким, исследовавшим польскую школу философии и этики, конфликтное взаимодействие субъектов общественных отношений анализируется с нравственных позиций, с использованием категории «долженствование», а также через призму социально отклоняющегося,— девиантного,— поведения индивида в обществе, со стороны которого нарушаются нормативы регуляции этих отношений. Но при этом этот автор не раскрыл понятия «моральный конфликт». Аналогичный факт имеет место и в современном научном исследовании нравственных проблем конфликта корысти в сфере государственной службы, осуществленном И. Н. Паниным. Более того, трудно согласиться с выводами этого ученого, поскольку в них не подчеркнут правовой аспект конфликта корыстных интересов.


Однако и в том случае, когда исследуется непосредственно морально-правовой конфликт, порой отсутствует четкое раскрытие сущности этой категории. Так, например, А. А. Боер полагает, что «морально-правовой конфликт — это высшая стадия развития противоречий между правом и моралью как социальными институтами, между ценностными ориентациями личности и общепризнанными нравственными и правовыми ценностями, вызывающая острые социальные столкновения». При этом автор не поясняет, кем и когда фиксируется эта «высшая стадия развития противоречий между правом и моралью», что же имеет место на низших стадиях развития этих противоречий, а также, между кем происходят «острые социальные столкновения» и какова их форма. Но главное заключается в том, что А. А. Боер связывает существование морально-правового конфликта с гражданско-правовым институтом компенсации морального вреда и не связывает его с административно-служебными отношения на государственной (муниципальной) службе. Таким образом, вне поля исследования А. А. Боер остается «конфликт интересов» (в терминологии отечественного законодателя).


Перед нами не стояла задача проведения исследования феномена морально-правовых отношений, присущих государственной службе и весьма многогранных. Так, например, безнравственное поведение одного должностного лица или группы лиц по отношению к другому должностному лицу может быть квалифицировано как моральное преследование (моббинг), но это явление не имеет прямого отношения к морально-правовому конфликту, если при этом не был зафиксирован факт дискриминации личности.


Внутриличностный выбор того или иного действия (бездействия), перед которым индивидуум сталкивается в социальной реальности ежедневно, может привести к внутриличностному моральному конфликту. В этой связи обратим внимание на то, как сущность этого конфликта раскрывается Анцуповым Л. Я. и Шипиловым А. И. Они полагают, что нравственный конфликт — это внутриличностное столкновение между «хочу» и «надо». Они отмечают, что в этических учениях внутриличностный конфликт «часто называют моральным или нормативным конфликтом». При этом его сущность заключается, на их взгляд, в конфликте «между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями».


Как видно из данного определения речь идет о ситуациях, в которых противостоят (противоборствуют) желание личности, с одной стороны, и долг этой личности, с другой стороны. Такой подход критически рассмотрела Н. В. Гришина. Она справедливо пришла к выводу, что, по сути, посыл «надо» («я должен») может интерпретироваться как мотив выполнения долга перед собой или другими (в последнем случае за ним легко угадывается и мотив социального одобрения), и тогда так называемый «нравственный конфликт» фактически превращается в мотивационный».


Кроме того, если «надо» интерпретируется как долг, то есть обязательство личности, то остается не выясненным, перед кем эта личность несет обязательство перед Богом, обществом, организацией, социальной группой, институтом и пр. Поэтому указанное понимание морального конфликта принять трудно. Объясняется это тем, что долг и нормативное долженствование, то есть следование норме права, являются разными научными категориями.


Более верным и конструктивным, на наш взгляд, является определение долга, сформулированного А. А. Гусейновым. Так, этот философ справедливо считает, что «Моральный долг есть надстройка, некое внутренне измерение других измерений долга, своего рода обязанность обязанностей». И далее — «Моральный долг как долг есть принуждение к поступкам, а как моральный он есть принуждение к таким поступкам, которые соответствуют моральным критериям».


Не приближают к пониманию сущности морального конфликта и определения А. П. Брежневой. Так, в одном случае этот автор под моральным конфликтом понимает «процесс, в котором происходит развитие конкретного нравственного противоречия до своей кульминационной точки, в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимоисключающих форм поведения или, в более общем смысле, одной из двух моральных ценностей». В другом случае полагается, что «моральный конфликт есть состояние, в котором поиск выхода из проблемной ситуации привел к острому внутриличностному переживанию и в которой субъект деятельности поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимоисключающих форм поведения или, в более широком смысле, одной из двух моральных ценностей».




Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

В данном учебном пособии представлен комплексный анализ природы, причин и практики регулирования конфликта корыстных интересов или, как ранее было принято говорить, конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.<br /> Коррупция в государственной сфере, порождающая такого рода конфликты, — одна из серьезных проблем, с которой столкнулась Россия в последнее время. Важно понять, как можно бороться с этим явлением, какие противоречия существуют в действующем законодательстве, что необходимо совершенствовать в деятельности административно-государственных органов.<br /> Автор продолжает развивать тему, ранее изложенную в учебно-практическом пособии «Конфликты на государственной службе: типология и управление» (2008 г.).<br /> Подчеркивает необходимость разграничения понятий «конфликт интересов (экономический)» и «конфликт права (юридический)», доказывает, что конфликт корыстных интересов имеет природу морально-правового конфликта.<br /> Особое внимание в пособии уделено нескольким аспектам. Первый из них касается проблемы защиты граждан, проходящих государственную и муниципальную службу, от возможности возникновения конфликта интересов в силу особенностей его определения, предусмотренного законодателем. Второй — практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случаях возникновения конфликтов корыстных интересов в государственной и муниципальной сферах.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, государственных и муниципальных служащих, для которых данная тематика представляется важной в рамках объявленной государством борьбы с коррупцией.

199
 Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие

В данном учебном пособии представлен комплексный анализ природы, причин и практики регулирования конфликта корыстных интересов или, как ранее было принято говорить, конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.<br /> Коррупция в государственной сфере, порождающая такого рода конфликты, — одна из серьезных проблем, с которой столкнулась Россия в последнее время. Важно понять, как можно бороться с этим явлением, какие противоречия существуют в действующем законодательстве, что необходимо совершенствовать в деятельности административно-государственных органов.<br /> Автор продолжает развивать тему, ранее изложенную в учебно-практическом пособии «Конфликты на государственной службе: типология и управление» (2008 г.).<br /> Подчеркивает необходимость разграничения понятий «конфликт интересов (экономический)» и «конфликт права (юридический)», доказывает, что конфликт корыстных интересов имеет природу морально-правового конфликта.<br /> Особое внимание в пособии уделено нескольким аспектам. Первый из них касается проблемы защиты граждан, проходящих государственную и муниципальную службу, от возможности возникновения конфликта интересов в силу особенностей его определения, предусмотренного законодателем. Второй — практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в случаях возникновения конфликтов корыстных интересов в государственной и муниципальной сферах.<br /> Законодательство приведено по состоянию на ноябрь 2017 г.<br /> Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, государственных и муниципальных служащих, для которых данная тематика представляется важной в рамках объявленной государством борьбы с коррупцией.

Внимание! Авторские права на книгу "Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления. 2-е издание. Учебное пособие" (Соловьев А.В.) охраняются законодательством!