Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VIII.
БРАЧНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому праву. Заключение брака: историческая справка. Заключение брака в Русской Православной Церкви. Препятствия к заключению брака. Признание брака недействительным и развод. Взаимные обязанности супругов. Родительская власть. Взаимные обязанности родителей и детей. Имущественные отношения супругов. 2. Брачно-семейные отношения в Русском государстве. Брачные отношения в Московском государстве в XV–XVII вв. Брачно-семейные отношения в XVIII в. Брачно-семейные отношения в XIX в.: основные принципы. Брачно-семейные отношения в советскую эпоху.


1. Развитие брачно-семейных отношений по русскому каноническому (церковному) праву


Для христиан брак не просто юридический договор, средство продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей. Он, по словам святителя Иоанна Златоуста, есть «таинство любви», «вечное единение супругов друг с другом во Христе».


Изначально христиане заключали брак церковным благословением и совместным участием в евхаристии (причащении), что было древнейшей формой совершения Таинства Брака. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», – писал священномученик Игнатий Богоносец.


Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Как сказал святой апостол Павел: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим».


В период христианизации Римской империи законность браку придавала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь. При этом она не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний (например, четвертый и последующие браки, браки в недозволительных степенях кровного или духовного родства).


С принятием Декрета об отделении церкви от государства бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы. Правда, формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода официального преследования религии совершение торжественного венчания в Церкви фактически было крайне затруднительным и опасным.


Заключение брака: историческая справка. О браке и семье в IX–X вв. достаточно подробно рассказывает «Первоначальная летопись» («Повесть временных лет»). Для того чтобы показать значение принятия христианства, в ней подчеркивалось, что языческие племена восточного славянства «живяху звериньским образом... И Радимичи, и Вятичи, и Север один обычай имяху: живяху в лесех, якоже (и) всякий зверь и браци не бываху в них, но игрищи межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся; имяху же по две и по три жены» (Лаврентьевская летопись, 859 г.). Таким образом, летописец свидетельствовал, что одним из способов установления брака у славян в дохристианский период являлось похищение невесты (умычка, умыкание).


Уже в IX в., а особенно после принятия христианства, реальное похищение невесты стало заменяться обрядовым. Так, в летописях сообщалось, что радимичи, вятичи и северяне «умыкали» ту девушку, с которой «кто съвещашеся», т. е. это было не действительное похищение, а обряд (невеста входила в сговор с похитителем). Обрядовое похищение существовало и у древлян: «...брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девиця» (Лаврентьевская летопись, 859 г.). При этом вода, о которой упоминается в летописи, также имела обрядовое значение.


Существовал и такой способ заключения брака, как покупка невест, что подтверждают многие сохранившиеся свадебные обряды (например, посылаемые в дом невесты сваты называли жениха купцом, а невесту – товаром). Однако в IX–X вв. он также стал носить обрядовый характер.


Таким образом, дохристианский брак заключался при помощи разных языческих религиозных обрядов, но ни прямого умыкания, ни прямой покупки как общего правила не существовало.


После принятия христианства на Руси была введена церковная форма заключения брака. Как известно, Русская Православная Церковь находилась в непосредственном подчинении Константинопольской (византийской) Церкви. Поэтому усилиями светской и церковной власти византийское законодательство о браке и семье стало действующим источником русского брачного права.


В основе брака христианской церкви лежали некоторые принципы римского брачного права, которые и сохранились в Кодексе Юстиниана. Так, византийскому церковному браку предшествовал брачный сговор, или обручение (sponsalia): стороны, желавшие вступить в брак, давали друг другу обещание осуществить его на деле. По римскому праву для укрепления сговора давался задаток (arraha). Согласно Кодексу Юстиниана в случае неисполнения принятого брачного обязательства сторона, давшая задаток, его теряла.


После принятия христианства данный сговор стал сопровождаться некоторыми церковными обрядами, в частности молитвами приглашаемого духовенства. В результате выработался особый чин обручения, утвержденный церковной властью и обязательный для духовенства, согласно которому обручение совершалось в церкви, сопровождалось пением и чтением особых молитв и обменом колец. Церковь начала с течением времени придавать обручению особое значение. Так, по постановлению VI Вселенского Собора брак с невестой, обрученной с другим, приравнивался к прелюбодеянию. Позже, по постановлению византийского императора Алексея Комнена (1084 г.), обручения, сопровождавшиеся церковным благословением, были признаны равносильными браку и нерасторжимыми. Все эти правила следовало выполнять и Православной Церкви.


Для заключения брака по нормам православного церковного права надлежало соблюдать такие условия, как:


отсутствие близких степеней родства и свойства. Кроме кровного родства, учитывалось также так называемое духовное родство, возникающее при крещении – между кумом и кумой, между крестным и крестницей, между крестной и крестником. Духовное родство являлось препятствием к браку;


определенный возраст. Византийское законодательство по-разному устанавливало минимальный брачный возраст. По «Эклоге» вступление в брак дозволялось мужчинам по достижении 15 лет, а женщинам – 13; по «Прохирону» – 14 и 12 лет соответственно. Минимальный возраст для обручения составлял 7 лет. Но поскольку обручение стало приравниваться к браку, то по постановлению императора Льва Философа для обручения также начали требовать достижения брачного возраста.


Для признания брака действительным было необходимо согласие самих брачующихся и их родителей.


Основной момент в заключении церковного брака – особый обряд, совершавшийся в церкви по установленному высшей церковной властью порядку и называвшийся венчанием (на брачующихся возлагались венцы).


Многочисленные поучения духовенства показывают, что церкви приходилось весьма много и настойчиво бороться за внедрение церковного брака на Руси. Последний долгое время применялся только среди знати, а широкие массы населения продолжали совершать браки по языческим обычаям и обрядам.


Нередко браки заключались между людьми, состоящими в более близких степенях родства, чем определяло византийское законодательство, а также не достигшими установленного возраста. Так, князья иногда женили своих сыновей в 11 лет, а дочерей выдавали замуж в 8. Согласие со стороны жениха и невесты не признавалось обязательным. Одно из постановлений Устава князя Ярослава Мудрого очень хорошо определяет такую практику: «Аже девка не всхощет замужь, а отец и мати силою дадуть, а что отворить над собою, отец и мати епископу в вине». Следовательно, брак совершался и признавался действительным, хотя не было согласия со стороны невесты.


Заключение брака в Русской Православной Церкви. Установления Православной Церкви и законы византийских императоров о совершении обручения и заключении брака начали действовать на Руси после ее Крещения, но не сразу были восприняты народом. Свидетельства о браках, заключенных без церковного венчания, встречаются в литературных памятниках до конца XVII в. Священноначалие предписывало духовенству тех местностей (прежде всего окраинных), где встречались внецерковные браки, венчать супругов, даже если они уже имеют детей.


На Руси, как и в Византии, жених и невеста обращались к архиерею с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителю указ на имя священника с предложением предварительно произвести «обыск», т. е. выявить отсутствие препятствий к браку. Указ назывался венечной памятью, или знаменем. За выдачу знамени взималась пошлина, размер которой увеличивался при вступлении во второй и третий брак. В 1765 г. Указом Екатерины II венечные памяти и пошлины за них отменили.


Как отмечает протоиерей В. Цыпин в работе «Церковное право», особенность заключения браков в XVII в. состояла в том, что обручение сопровождалось так называемым рядом – договором, по которому предусматривалась выплата неустойки в случае его расторжения.


В синодальную эпоху в России венчать брак мог только приходской священник жениха или невесты. Это требование, содержащееся в «Кормчей», повторялось во многих указах Святейшего Синода. Так, по Указу 1775 г. желающий вступить в брак должен объявить об этом своему приходскому священнику (письменно или устно), указав свое имя, фамилию, чин, состояние, а также имя и фамилию невесты. Чинопоследование браковенчания совершалось в присутствии жениха и невесты, а также их свидетелей (не менее двух), которые подтверждали акт браковенчания своими подписями в метрической книге. Браковенчание вне храма (в часовнях, молитвенных домах) допускалось только в порядке исключения.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!