Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава IX.
ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ДРУГИМИ ИНОСЛАВНЫМИ ЦЕРКВАМИ И НЕХРИСТИАНСКИМИ КОНФЕССИЯМИ


1. Церковь и нехристианские религии. Религиозная статистика. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Основные принципы отношений Русской Православной Церкви к инославию. 2. Правовой статус Русской Православной Церкви в современном Российском государстве. Конституционный статус Русской Православной Церкви. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Экстремистская деятельность религиозных организаций, запрещенных на территории Российской Федерации. Борьба Русской Православной Церкви с сектантской деятельностью.


1. Церковь и нехристианские религии


Религиозная статистика. Христиане в совокупности составляют примерно одну четвертую населения Земли – около 1,5 млрд человек. Общие религиозные корни связывают христианство с иудейской религией, приверженцы которой относительно немногочисленны и насчитывают около 15 млн, а также с исламом, который объединяет более 1 млрд верующих.


Помимо монотеистических, есть и политеистические религии, в том числе и мировые. К их числу принадлежат, например, буддизм (более чем 0,5 млрд человек), конфуцианство, являющееся в большей мере этической доктриной, чем религией, и потому вполне совместимое с буддизмом или синтоизмом. Множество последователей у разнообразных индуистских культов, которых придерживается, например, большинство граждан Индии. Развитые формы религиозного культа, богатая религиозная литература характерны и для таких религий, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства, подобно возникшему уже в 20 столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и ряд индейских племен Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы.


В XX в. атеистов и агностиков насчитывалось около миллиарда человек, особенно много их было в Западной Европе, Китае и Японии. Большое количество неверующих при этом продолжают осознавать свою принадлежность к той или иной религиозной культуре и при социологических опросах (как это не парадоксально) называют себя, к примеру, неверующими в Бога католиками или иудеями.


Особенность современной религиозной карты мира заключается в том, что приверженцы разных религий живут на территории одной страны и бытовое общение между ними неизбежно.


Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами. Господь заповедовал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 1920). Поэтому на Церкви лежит богозаповеданная обязанность проповедовать истинную веру в Христа, распятого и воскресшего, в воплощенное Слово Божие всем народам Земли, ибо нет иного пути к вечному спасению как через веру во Христа.


История католической и протестантской миссии эпохи колониализма знает примеры и насильственных обращений, и подкупа ради обращения в христианство, которое подчас рассматривалось не как самоцель, а как одно из средств распространения европейской цивилизации и упрочения зависимости колониальных владений от метрополий. Однако такая недостойная христианства практика не умаляет самоотверженного подвижничества многих и многих миссионеров – католиков и протестантов, которые несли людям учение Христа не ради политических целей, а из любви к Богу и ближним.


Миссионерское служение совершают и православные церкви. Особенно много потрудились на данном поприще русские миссионеры, в течение XVIII–XIX вв. обратившие к Христу десятки народов Сибири и Дальнего Востока, с успехом подвизавшиеся и за пределами Российского государства – в Японии и Китае.


Проповедь Христа неверующим в Него, по заповеди Спасителя, совершается в духе любви. Любовные отношения христиане должны иметь ко всем людям, и к тем из них, кто остается глух к Евангелию. Дух человеколюбия должен царить в личных взаимоотношениях христианина с иноверцем. Взаимной любовью, сотрудничеством, общей заботой о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни проникнуты межрелигиозные контакты на уровне представителей разных религий. В наш тревожный век, таящий серьезные опасности для продолжения самого существования человеческого общества, это жизненно необходимо.


Церковь, призывая христиан любовно относиться к иноверцам, в то же время ограждает своих чад от отпадения от Христа через общение с неверующими в Него. Каноны воспрещают всякое общение с иноверцами в священных обрядах.


А самое главное, канонический запрет бытового общения не отменяет долга деятельной христианской любви ко всякому человеку, к какой бы религии он ни принадлежал, каких бы взглядов ни придерживался. Христианин обязан оказать помощь любому, оказавшемуся в нужде или в трудном положении, независимо от его верований и убеждений.


Основные принципы отношений Русской Православной Церкви к инославию. Архиерейский Собор 2000 г. принял «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (далее – «Основные принципы»). Готовила документ рабочая группа, а митрополит Кирилл редактировал его окончательный вариант, который был представлен Богословской комиссии. В документе сформулированы принципы, цели и задачи Русской Православной Церкви в ее отношениях с инославным христианством.


В ч. 1 «Единство Церкви и грех человеческих разделений» даны основополагающие экклезиологические положения. Здесь говорится о том, что Православная Церковь сознает себя Церковью в полном и абсолютном смысле слова, т. е. что она есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь, утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16–18). Она есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15).


Далее раскрываются основания, аспекты и следствия данного единства, а также связь единства Церкви с другими ее свойствами, обозначенными в Символе веры, – святостью, соборностью и апостоличностью. Так, утверждается, что «единство Церкви превыше всякого человеческого и земного единства, оно дано свыше как совершенный и божественный дар» (1.3). Единство Церкви преодолевает все барьеры и границы: расовые, языковые, социальные или какие-либо иные (1.4). Выражения: «Церковь Христова», «Вселенская Церковь» и «Православная Церковь» в понимании «Основных принципов» тождественны. Это очень важно подчеркнуть, так как среди критикующих контакты нашей Церкви с инославием бытует миф, что их идеологическим основанием является экклезиологический релятивизм, т. е. понимание Православной Церкви как «части целого», осколка, ветви более всеобъемлющей Церкви, чем она сама. «Основные принципы» такой взгляд полностью опровергают.


Единство Церкви (подчеркивается в документе) находится в неразрывной связи с Таинством Евхаристии. Любой грех в той или иной мере удаляет человека от Церкви (1. 10), которая знает немало примеров отпадения христиан от Церкви. (Заметим, что при их возвращении в лоно Церкви Таинство Крещения над ними не повторяется.) В течение веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. В противоположность богозаповеданному кафолическому (вселенскому, соборному) единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. Церковь всегда строго и принципиально относилась как к тем, кто выступал против чистоты спасительной веры, так и к тем, кто привносил в нее разделения и смуту. Всякий раскол, или схизма, приводят к отпадению от полноты церковной. Разделение, даже если оно происходит по причинам невероучительного характера, содержит в себе нарушение учения о Церкви и ведет к искажениям в вере (1.14). В «Основных принципах» говорится, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой, и всякое отпадение от нее вызывает нарушение благодатной связи с Церковью (1.15).


Утверждение о том, что Православная Церковь – истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняются изначальное Предание Церкви и полнота спасительной благодати Божией (1.18), не означает того, что Православие есть неотъемлемая «национально-культурная принадлежность» Восточной Церкви (1.19). Православие является святыней, которую надлежит свято хранить, оставаясь бдительными в отношении неправомыслия.


Несмотря на то, что христианское разделение не могло нарушить единства Церкви, схизма привела к тому, что разъединившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, превратились в источник соблазна. Разделенность христиан стала открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом, препятствием в деле свидетельства миру о Христе (1.20).


В ч. 2 «Стремление к восстановлению единства» говорится, что важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием должно быть восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17–21). Это связано с тем, что единство есть божественный замысел, божественный императив, ибо оно – сама суть христианства (2.1). Однако не всякое единство – благо. Истинное единство возможно лишь в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Все иные «модели» единства, как утверждается в документе, представляются неприемлемыми (2.3). В «Основных принципах» говорится и о неприемлемости «теории ветвей», утверждающей нормальность и даже провиденциальность существования христианства в виде отдельных «конфессий». Для православных неприемлема констатация того, что христианские разделения являются неизбежным несовершенством христианской истории. Православная Церковь не может признавать никакого «равенства деноминаций». Недопустимы предположения о том, что все разделения суть лишь трагические недоразумения; что несогласия кажутся непримиримыми только из-за недостатка любви друг к другу; что Православную Церковь отличают от инославия вопросы второстепенного характера, а не отсутствие единства в вопросах веры, церковного строя, принципов духовной жизни.


В «Основных принципах» подчеркивается, что разделение христианского мира есть разделение в самом опыте веры. Единство же сможет осуществиться только в тождестве благодатного опыта и жизни в Церкви, в полноте таинственной жизни в Духе Святом.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!