Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VII.
ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕРКОВНЫЙ СУД


1. Церковное управление и надзор. Церковное управление. Церковный надзор. Церковный суд. Суд в Древней Церкви. Церковный суд в Византии. Церковный суд в Древней Руси. Церковный суд в синодальную эпоху. Церковный суд в новейший период истории Русской Православной Церкви. 2. Церковные наказания. Церковные наказания для мирян. Церковные наказания для духовных лиц.


1. Церковное управление и надзор


Церковное управление. Оно выполняет такие функции, как учреждение и упразднение церковных должностей, их замещение, текущее администрирование и церковный надзор.


Новые церковные должности, включая новые епископские кафедры или даже первосвятительские престолы, учреждаются или упраздняются постановлениями поместной церковной власти. Помимо учреждения и упразднения, церковные должности могут претерпевать и другие изменения. Например, соединение нескольких должностей, производимое в результате либо слияния двух епархий в одну, либо объединения двух однородных должностей в одном их носителе (так, долгое время в XVIII и XIX вв. две отдельные епархии – Новгородская и Петербургская – имели одного иерарха: митрополита Новгородского и Петербургского), либо присоединения одной должности к другой, главной (допустим, присоединение, приписывание одного прихода к другому, более крупному и важному). Изменения могут также заключаться либо в разделении одной должности на две или несколько самостоятельных (разделение одной епархии на две епархии и др.), либо в отнесении части компетенций одной должности к другой (перевод нескольких приходов с их округами из одной епархии в другую). Кроме того, возможны превращения одной институции в другую (так, в XIX в. женская община становилась женским монастырем).


Что касается замещения церковных должностей, то оно осуществляется компетентной церковной властью в соответствии с канонами и другими церковными законоположениями. Замещение церковных должностей – область церковной жизни, где на протяжении всей истории Церкви особенно ощутимо было влияние светской государственной власти, правда, в основном это касалось высших церковных должностей. Данное влияние, если оно не противоречит воле епископата, клира и церковного народа, не считается противоправным, ибо замещение церковных должностей соприкасается с областью внешнего церковного права. Формы такого влияния в истории менялись и определялись статусом Церкви в государстве.


Ныне в Русской Православной Церкви Первоиерархи избираются Поместным Собором, епархиальные и викарные архиереи – Священным Синодом, временные члены Священного Синода вызываются в порядке очереди. Архиереи, избираемые Синодом, назначаются на кафедры на основании синодального определения указами Патриарха. Ныне действующий Устав предусматривает назначение на другие должности в органы Синодального управления, в администрации Духовных школ и монастырей властью Синода во главе с Патриархом либо единоличной властью Патриарха. Внутри епархии настоятели приходов и приходские священники назначаются епархиальными архиереями. Члены приходских советов избираются приходскими собраниями.


Текущее администрирование в Церкви осуществляется устными и письменными распоряжениями, включая окружные послания. Распоряжения вышестоящей церковной власти обязательны для подчиненных инстанций.


Церковный надзор. Это особый вид исполнительной (административной) церковной власти. Органы надзора аналогичны светским. Применяют такие средства надзора, как:


1) письменные отчеты низших институций вышестоящим. Они составляются по специальной форме, их подают, например, благочинные своему епархиальному архиерею;


2) личные доклады о состоянии церковных дел. Они предполагаю явку подчиненного лица к вышестоящему по требованию последнего;


3) визитация, т. е. обозрение носителем церковной власти подведомственных ему учреждений. «Духовный Регламент» обязал каждого епархиального архиерея один раз в год или, по меньшей мере, один раз в два года объезжать свою епархию. И ныне в обязанности епархиального архиерея входит визитация приходов, монастырей и иных учреждений епархии. Патриарху принадлежит право визитации всех епархий Русской Православной Церкви. Внутри епархии обязанность регулярного посещения приходов возлагается на благочинных;


4) ревизии. Как правило, они являются чрезвычайным средством надзора, проводятся не регулярно, а по мере необходимости, зачастую ввиду неблагополучного состояния дел в учреждении; осуществляют их лица, назначенные законной церковной властью.


Церковный суд. Судебная власть составляет часть церковной правительственной власти. Земная воинствующая Церковь представляет собой человеческое общество, в котором могут возникать спорные ситуации. Члены Церкви – люди грешные – могут совершать преступления против заповедей Божиих, нарушать церковные установления, а потому в земной Церкви есть место для осуществления ею судебной власти над своими чадами. Судебная деятельность Церкви многогранна. Грехи, открываемые на исповеди, подлежат тайному суду духовника; преступления клириков, связанные с нарушениями служебных обязанностей, влекут за собой публичные пре́щения. Наконец, в зависимости от характера взаимоотношений Церкви и государства в компетенцию церковного суда в разные периоды истории входили тяжбные дела между христианами и даже дела уголовные, суд по которым не соответствует природе церковной власти.


Суд в Древней Церкви. Следуя наставлениям апостола, христиане первых веков избегали языческих судов и представляли свои споры на суд епископов. Делали они это потому, что если бы судились между собой в судах языческих, роняли бы в глазах язычников нравственную высоту своей веры. К тому же римское судопроизводство предполагало совершение идолопоклоннической церемонии – воскурение фимиама богине правосудия Фемиде. Для мирян епископский суд имел характер полюбовного разбирательства, или третейского суда. Однако если бы недовольная сторона стала искать свое право в гражданском суде, она подверглась бы нареканиям христианской общины в поругании святыни и в кощунстве.


В эпоху гонений приговоры епископов, недействительные в государственном праве, не имевшие исполнительной силы в гражданском обществе, опирались исключительно на их духовный авторитет.


Церковный суд в Византии. После издания Миланского эдикта обычай христиан судиться у своих епископов получил государственную санкцию, а судебные решения архиереев стали опираться на исполнительную силу государства. Константин Великий предоставил христианам право переносить любые тяжбные дела на суд епископов, приговор которых признавался окончательным (для такого переноса достаточно было желания одной стороны). Безапелляционный епископский суд, наделенный официально-государственным статусом, по мере христианизации империи с успехом стал конкурировать с юрисдикцией гражданских магистратов. В результате епископы оказались перегруженными делами, весьма далекими от духовной области. Архиереи тяготились этим. Позднейшие императоры, чтобы сузить судебные права Церкви, обусловили компетенцию епископского суда в решении гражданских тяжбных дел обоюдным согласием сторон. Однако помимо указанных дел, в Византии епископскому суду подлежали, например, тяжбы между клириками и мирянами. До императора Юстиниана мирянин мог учинить иск клирику и в светском, и в гражданском суде. Юстиниан предоставил клирикам привилегию отвечать по гражданским искам только перед своим архиереем. Если же одна из сторон выражала недовольство судебным решением епископа, она могла перенести дело в гражданский суд. При согласии гражданского суда с решением епископа, оно уже не подлежало пересмотру и приводилось в исполнение.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!