Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава III.
ВСТУПЛЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ: ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ. ЕЕ СОСТАВ


1. Вступление в Православную Церковь. Крещение. Миропомазание. Присоединение к Церкви. Утрата церковной правоспособности. 2. Состав Церкви. Высшие и низшие клирики. Избрание на священные степени. Хиротония. Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению. Виды препятствий к священству. 1. Препятствия физического характера. 2. Препятствия духовного характера. Испытания кандидатов. 3. Права и обязанности клириков. Права и привилегии клириков. Обязанности клириков. 4. Монашество. Пострижение. Монашеские обеты. Чины монашествующих. Монастыри. Монастыри и монашество в России.


1. Вступление в Православную Церковь


Иисус Христос основал единую Христианскую Церковь, которая сегодня делится на Православную, Римско-католическую и др.


Митрополит Филарет в «Пространном катехизисе» определяет Церковь как Богом установленное общество «человеков, соединенных между собой Православной верою, законом Божием, священноначалием и таинствами».


Существует семь Таинств Церкви – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование (елеосвящение).


Крещение. Различают несколько способов вступления в Православную Церковь. Один из них – крещение. Совершение крещения связано с принятием человека в лоно Церкви. «В области церковного права, – писал А. С. Павлов, – крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского…). Крещение называется вторым или духовным рождением. Оно возможно только один раз.


Правильно совершенное крещение не может быть повторено, поэтому священник, повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит наказанию. Оно не повторяется и над тем, кто после отпадения от Церкви приносит покаяние и возвращается в нее.


Крещение совершается посредством троекратного погружения в воду с призыванием Святой Троицы. Для совершения Таинства употребляется чистая естественная вода. В Православной Церкви запрещается крестить через обливание или окропление (о них ничего не говорится в Священном Писании).


Распространение у нас предосудительного обычая крестить не через погружение вызвано двумя основными причинами: 1) для крещения взрослых нет купелей, ибо раньше почти всех без исключения крестили в младенчестве; 2) влияние Униатской Церкви (особенно заметным оно было в 1950–1980 гг., когда значительную часть нашего духовенства составляли выходцы из Галиции, где в 1946 г. униаты воссоединились с Православной Церковью). Сегодня для крещения взрослых в восстанавливаемых храмах сооружаются приспособленные для этого баптистерии.


Совершать Таинство Крещения могут епископы и священники. Однако епископы, будучи монахами, соблюдая монашескую дисциплину, воздерживаются от его проведения.


Крещение, совершенное мирянином, признается действительным в случае или смертельной опасности, или отсутствия священников, или их малочисленности.


В Православной Церкви отвергается католическая практика признавать действительным крещение, проведенное лицом некрещенным, не принадлежащим к Православной Церкви. Недопустимо и всякое самокрещение. Если крещенный мирянином выздоравливает, то священник должен восполнить Таинство молитвами и священнодействиями, которые не могли быть совершены при самом крещении (при этом не повторяются ни троекратное погружение, ни крещальная формула).


Священник, по небрежности которого кто-либо умер некрещенным, подлежит церковному наказанию.


В наше время возникают ситуации, когда лица, изменившие свой пол, хотят пройти Таинство Крещения. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.


“Смена пола” посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их углублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода “бунт против Творца” и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.


Если “смена пола” произошла с человеком до крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его принадлежащим к тому полу, в котором он рожден.


Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо» (XIII.1).


В православных семьях дети получают крещение в младенчестве. Что же касается крещения взрослых, то церковные законы требуют, чтобы перед крещением они проходили оглашение. Продолжительность пребывания в чине оглашенных могла быть разной: от многих лет до нескольких дней. Она зависела от духовной зрелости оглашенного. В настоящее время чин оглашения у нас соединяется с самим Таинством Крещения. Поэтому оглашенных в точном смысле этого слова сейчас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства.


Что касается детей до 14 лет, то их в синодальную эпоху крестили вместе с родителями и без предварительного обучения православной вере.


Лиц, имеющих заболевания, опасные для их жизни, разрешалось крестить немедленно, без оглашения. Однако требовалось, чтобы священник был убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.


В Православии существуют особенности крещения иноверцев. В синодальную эпоху крещение иноверцев, достигших совершеннолетия, совершалось в воскресенье и праздничные дни перед Божественной литургией, чтобы новокрещенный мог причаститься Святых Тайн.


К крещению не допускаются бесноватые (психические больные), за исключением случаев, когда им угрожает смертельная опасность.


В крещении детей и взрослых с древности участвовали восприемники. На них возлагается обязанность следить за ростом религиозного и нравственного сознания новокрещенного. Со своими крестниками и их родителями восприемники вступают в отношения, которые именуются духовным родством.


Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. По обычаю Древней Церкви в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости. Однако впоследствии в крещении (как духовном рождении), по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница – крестные отец и мать. Отметим, не всякое лицо допускается до восприемничества: от него устраняются родители крещаемого, монахи, малолетние, а также ино славные.


Миропомазание. С Таинством Крещения в Православной Церкви, в отличие от Католической, соединяется Таинство Миропомазания, которое сообщает принимающему благодатные дары Святого Духа. Как гласит 48-е правило Лаодикийского Собора, «подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным и быти причастниками Царствия Божия». Совершают данное Таинство исключительно епископы и пресвитеры. Христианин, крещенный мирянином, миропомазание от него получить не может ни при каких обстоятельствах, при первой возможности это Таинство должно быть преподано ему священником. В Католической Церкви миропомазание проводит епископ. В Православной Церкви епископу принадлежит сакраментальная власть освящать миро. Но в Церкви установился порядок, при котором освящение миро совершают, как правило, Предстоятели Поместных Церквей (у нас – Святейший Патриарх Московский и всея Руси) один раз в два года. При этом получение миро от кириархальной Церкви служит одним из символов канонической зависимости.


Присоединение к Церкви. Кроме крещения, существует и другой способ вступления в Православную Церковь, но открыт он только тем, кто уже принял Таинство Крещения, однако вне Православия. Это присоединение к Церкви. Различают три чина присоединения инославных, желающих стать православными: крещение, миропомазание и покаяние. О них идет речь в 8 и 11-м канонах I Вселенского Собора, в 1-м правиле Василия Великого, в 7-м правиле II Вселенского Собора, в 68-м каноне Карфагенского Собора.


Утрата церковной правоспособности. Церковная правоспособность христиан утрачивается вследствие:


наступления смерти. Умершие в православной вере остаются членами Церкви, но уже торжествующей, небесной, а не воинствующей, земной, и поэтому не подлежат суду земной церковной власти;


отпадения от Церкви и через анафему.


Утрата в обоих случаях не имеет безусловного характера, ибо печать крещения неизгладима. И отпадшему от Церкви, и анафематствованному ею за тяжкие преступления открыт путь для присоединения к Церкви через покаяние. Причем вновь принимаемый в Церковь не нуждается в том, чтобы над ним было повторено Таинство Крещения.


2. Состав Церкви


Это клир и миряне. Клир – духовенство, т. е. совокупность всех церковно- и священнослужителей. Н. С. Суворов пишет: «Клир есть сословие лиц, получающих особое посвящение... особые благодатные дары и способность к руководству. Церковное руководство выражается в трех направлениях церковной власти: в священно действии... в учительстве... и в управлении».


Высшие и низшие клирики. Иерархическое священство – богоустановленный институт. Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.


Епископы – преемники апостолов, имеющие через череду рукоположений благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей, которым, по учению святого Иоанна Дамаскина, вручена Церковь.


Пресвитер – священник, который по полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и миро. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.


Диакон – священнослужитель низшей (первой) степени христианской церковной иерархии. Помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре.


Согласно 39-му Апостольскому правилу «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».


Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской (низшая), пресвитерской (средняя) и епископской (высшая). Все они апостольского происхождения и пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.


Помимо высших клириков-священнослужителей, в Церкви существует также институт низших клириков-церковнослужителей. К ним относятся иподиаконы, певцы, чтецы, которые прислуживают при отправлении богослужения в храме.


Высшие клирики-священнослужители получают благодать священства через хиротонию (рукоположение) в алтаре. Низшие клирики (иподиаконы, чтецы и певцы) поставляются на служение через возложение руки епископской, хиротесию, вне алтаря в храме.


Избрание на священные степени. «Доставление на священные степени, – по словам профессора И. С. Бердникова, – состоит из двух моментов: избрания и посвящения». В избрании кандидатов священства участие клириков и мирян в разные эпохи и в разных Поместных Церквах являлось фактором преходящим и изменчивым, но во все времена решающее значение имела воля епископов. Так, в Древней Церкви выборы проводились общим голосованием клира и народа, но решающим был голос епископов. Впоследствии в Византии при избрании епископов мирян стал представлять император. Ставленников в пресвитеры и диаконы отбирали по усмотрению епископа, хотя и с участием клириков и народа.


Феофил Александрийский в 7-м правиле так описывает порядок избрания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем».


На Руси в древности священнослужители избирались приходской общиной. Избранного представляли архиерею для испытания и посвящения. В XVIII в. в России выборное начало при замещении священнических мест постепенно исчезает. Избрание кандидата становится прерогативой епархиального архиерея. Таким остается порядок избрания ставленников в диаконы и пресвитеры и ныне.


В избрании епископов в Древней Руси, помимо митрополита (впоследствии Патриарха) и Освященного (Архиерейского) Собора, участвовали великие и удельные князья, позже цари. В синодальную эпоху кандидаты на архиерейские кафедры избирались Святейшим Синодом и представлялись на утверждение императору, который и представлял совокупный голос мирян. По ныне действующему «Уставу Русской Православной Церкви» избрание епископа является исключительной прерогативой Священного Синода.


Хирото́ния (рукоположение). Это важнейший акт поставления на священные степени. Она следует за избранием. Для того чтобы хиротония была действительной и законной, требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства.


Рукоположение совершают только епископы как преемники святых апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным. Если же он получил архиерейскую хиротонию, то для положительного решения вопроса о действительности совершенных им рукоположений, безусловно, требуется, чтобы схизматической иерархией сохранялось апостольское преемство и чтобы отступления отделившейся общины от православного вероучения не касались основных догматов. Право окончательного решения вопроса о возможности присоединения инославных клириков к Православной Церкви принадлежит всегда ее суду.


Ныне наша Церковь признает действительность хиротоний, совершаемых в Католической, Старокатолической и Нехалкидонских Церквах.


Требования к кандидату священства. Препятствия к посвящению. Священнослужители являются духовными руководителями и наставниками народа Божия. К ним предъявляются определенные требования: кандидаты священства должны обладать глубиной и крепостью веры, высокими нравственными качествами, безупречной репутацией. Несоответствие им служит препятствием к священству.


Православное каноническое право, как и католическое, различает так называемую абсолютную неспособность к посвящению (incapacitas) и неправильность (irregularitas), т. е. недостаток, служащий препятствием к рукоположению, который, однако, допускает диспенсацию. В случае абсолютной неспособности рукоположение недопустимо, но если оно фактически исполнено, то все равно признается недействительным, ничтожным.


Совершенно неспособны к священству некрещеные и женщины. Некрещенные лица не являются членами Церкви, а потому не могут входить в состав ее иерархии. Женщины же, по апостолу Павлу, «в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14, 34). Им разрешается прислуживать в храме, петь на клиросе, управлять хозяйственными делами в приходе, служить в различных церковных учреждениях. Что же касается диаконисе и пресвитерисс древности, то они не были лицами иерархическими.


Виды препятствий к священству. Некоторые канонисты разделяют препятствия к священству на те, которые связаны с совершением кандидатом преступлений, грехов (con culpa), и те, которые не связаны с виной или грехом (sine culpa). «Другой разряд канонических препятствий, – отмечал А. С. Павлов, – имеет своим источником преступления или такие деяния члена Церкви, которые, если не с точки зрения уголовного, то с точки зрения канонического права, должны быть признаны преступлениями. Сюда относятся: 1) отпадение от веры, не вынужденное муками (62-е Апост. прав.; 10-е прав. I Всел. Соб.; 3-е прав. Анкир. Соб.); 2) ересь... (19-е прав. I Всел. Соб.; Каноническое послание Афанасия к Руфиану); 3) оскопление себя и других...; 4) все так называемые плотские грехи, состоящие в нарушении седьмой заповеди Закона Божия (61-е Апост. прав.; 9 и 10-е прав. Неокес. Соб.). Виновные и уличенные во всех этих преступлениях, по древним церковным правилам, подвергались публичному покаянию. Отсюда общее каноническое положение: кто раз подвергся публичному церковному покаянию, тот навсегда устраняется от рукоположения в церковно-иерархические степени».


Препятствия к священству могут иметь физический, духовный, социальный характер.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!