Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава V.
УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ


1. Территориальный принцип церковной юрисдикции. Патриаршия ставропигия. Диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. 2. Патриаршество. Период местоблюстительства. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. 3. Высшее управление Русской Православной Церковью. Первый период (1918–1988 гг.). Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церковью» 1988 г. Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Священный Синод. Синодальные учреждения. Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Настоятель прихода и приходской причт. Коллегиальные органы приходского управления.


1. Территориальный принцип церковной юрисдикции


Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и такие единицы административно-территориального деления Церкви, как экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура сложилась исторически и в основном остается неизменной.


Административное деление Церкви строится по территориальному, а не по национальному принципу. В своем территориальном размежевании поместные церкви соответствуют политико-административному делению, государственным и административным границам.


Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения в виде экстерриториальности (понятие, принятое в международном праве). Рассмотрим их.


Патриаршия ставропигия. Слово «ставропигия» происходит от греческих слов «крест» и «водружать». Право Патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря, церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В Росии в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод.


Диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных церквей. Поэтому территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных церквей, как, например, в Западной Европе и Америке. Подобная ситуация носит временный характер, поскольку рано или поздно образуются новые автономные и автокефальные церкви. Однако вопрос этот сложный, до сих пор вызывающий разногласия и споры.


Важно и то, что при территориальном размежевании диаспоры определенное значение имеет и этнический принцип, но значение его ограничено рамками именно диаспоры.


Автокефалия. В настоящее время Вселенская Церковь состоит из 15 автокефальных (независимых друг от друга) поместных церквей. Значение термина «автокефалия» (гр. – самоглавие) в истории церкви неоднократно менялось. Сегодня автокефальной считают вполне самостоятельную поместную церковь, независимую, но всегда являющуюся частью Вселенской.


Все автокефальные церкви равноправны, несмотря на то, что занимают разные места в диптихе.


Факторами, дающими основания для учреждения новой автокефальной церкви, могут быть: полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой предполагается образовать автокефальную церковь; географическая отдаленность, этнические и языковые отличия региона от основной территории церкви кириархальной.


Автономные церкви. Если автокефальные церкви имеют самостоятельную цепь апостольского преемства, и их епископы, включая и первого среди них, поставляются архиереями этих церквей, то автономные церкви такой независимости лишены, их первые епископы поставляются архипастырями кириархальной церкви.


Из этого правила вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной церкви. Ее статус, устав утверждаются кириархальной церковью, что также служит выражением канонической зависимости. Первые епископы автономных церквей подсудны высшей судебной власти кириархальной церкви. В автономной церкви обычно малое число епископов и один архиерей, как было до недавних пор в Православной Церкви Японии.


Статус автономных церквей – промежуточный, переходный, и потому в истории наблюдаются две тенденции: одни церкви со временем дорастают до автокефалии и получают ее, другие же – утрачивают автономию, превращаясь в обычные митрополичьи округа или епархии.


В настоящее время известны четыре автономные церкви: Древняя Синайская (подчинена Патриарху Иерусалимскому); Финляндская (кириархальной для нее является Константинопольский Патриархат); Православная Церковь Японии в составе Русской Православной Церкви; Китайская автономная Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата, которая была фактически уничтожена в 1960-е гг. в ходе культурной революции. Украинская Православная Церковь, в 1990 г. получившая самостоятельность, но сохранившая юрисдикционную связь с Русской Церковью, по статусу своему близка к автономии.


Сегодня Вселенская Православная Церковь имеет девять патриархатов, шесть автокефальных и три автономные церкви.


Высшая церковная законодательная и судебная власть в Православной Церкви – Вселенский Собор – собрание епископов, представляющих все поместные церкви. В качестве экспертов участие в Соборах могут принимать пресвитеры и диаконы.


2. Патриаршество


В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче после длительных переговоров боярина Бориса Годунова с Константинопольским Патриархом учреждено русское патриаршество. Первый Московский Патриарх святой Иов возглавил Русскую Православную Церковь, в связи с чем составлена «Уложенная грамота об учреждении Московского Патриархата», вошедшая в «Кормчую книгу».


«Уложенная грамота» – один из самых важных документов в истории Русской Церкви.


Период местоблюстительства. В 1700 г. после кончины Патриарха Адриана (десятого по счету) во главе Русской Церкви Петром I поставлен митрополит Рязанский Стефан Яворский со званием «экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола», или Местоблюстителя Патриаршего престола.


Произошли изменения и в системе структурной организации Русской Православной Церкви. В феврале 1720 г. появился документ под названием «Духовный Регламент». После утверждения его Сенатом и Освященным (Архиерейским) Собором, сбора подписей под ним епископов и степенных монастырей «архимандритов и игуменов», 14 февраля 1721 г. состоялось открытие новой Духовной коллегии. В нее вошли Президент – митрополит Стефан, два вице-президента – архиепископы Феофан и Феодосий, четыре советника из архимандритов, четыре асессора из пресвитеров и один – «из греческих черных священников». Однако она была одной из многих существовавших в России коллегий, и духовенство напомнило государю, как много оно сделало в поддержку его власти. Вскоре после этого Духовную коллегию переименовали в Святейший Правительствующий Синод и приравняли в правах к Сенату.


В течение десятилетий состав и сама структура высшего духовного органа страны неоднократно изменялись. Но действительно эпохальным событием стало возвращение к Поместным Соборам и избранию патриарха.


Поместный Собор 1917–1918 гг. Упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив патриаршество, Поместный Собор стал вехой в русской церковной истории (время его проведения совпало с революционными событиями в России).


На Собор прибыло по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. Собор действовал более года. Состоялось три его сессии. Своим Почетным Председателем Собор утвердил старейшего иерарха Русской Церкви митрополита Киевского священномученика Владимира. Председателем Собора избрали митрополита Московского святого Тихона. В Соборе Соборный Совет образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты.


Восстановление патриаршества. 11 октября 1917 г. Председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский св. Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, в котором говорилось о восстановлении патриаршества. Прения по данному вопросу прекратились лишь 28 октября 1917 г.


4 ноября Поместный Собор подавляющим большинством голосов вынес историческое постановление. В нем указывалось: 1) в Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян; 2) восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом; 3) патриарх является первым между равными ему епископами; 4) патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.


3. Высшее управление Русской Православной Церковью


Различают два периода.


Первый период (1918–1988 гг.) Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви недолго. Уже в 1921 г. в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета. В 1923 г. их новый состав единолично определил Патриарх Тихон, а 18 июля 1924 г. он же своим Указом распустил их.


В мае 1927 г. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий учредил Временный Патриарший Священный Синод как совещательное учреждение при Первоиерархе (последнему принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти). В «Акте» митрополита Сергия об открытии Синода говорилось: «Во избежание всяких недоразумений считаю нужным оговорить, что проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают». В соответствии с его разъяснением и сами участники Временного Синода, и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя. Временный Синод просуществовал восемь лет и был закрыт 18 мая 1935 г. указом митрополита Сергия.


25 декабря 1924 г. (по старому стилю) / 7 января 1925 г. (по новому) святитель (Патриарх) Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршие права и обязанности переходят в Высокопреосвященнейшему Петру, митрополиту Крутицкому».


На основании данного распоряжения сонм архипастырей в составе 60 иерархов, собравшихся на погребение Патриарха Тихона, 30 марта (12 апреля) 1925 г. постановил, что «почивший Патриарх при данных обстоятельствах не имел иного пути для сохранения в Российской Церкви преемства власти». Поскольку митрополитов Кирилла и Агафангела в Москве не оказалось, было признано, что митрополит Петр «не имеет права уклониться от возлагаемого на него послушания».


Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий возглавлял Русскую Церковь в качестве Местоблюстителя до 6 декабря 1925 г. Своим распоряжением от 23 ноября (6 декабря) на случай невозможности для него исполнять обязанности Местоблюстителя он поручил временное исполнение обязанностей митрополиту Сергию (Страгородскому), который и приступил к их отправлению 23 ноября (6 декабря) 1925 г. в должности Заместителя Местоблюстителя. С 13 декабря 1926 г. по 20 марта 1927 г. Русскую Церковь временно возглавлял митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), после него – святой Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский. 20 мая 1927 г. кормило высшей церковной власти перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (с 1934 г. митрополит Московский и Коломенский). 27 декабря 1936 г., после получения ложной информации о кончине митрополита Петра (его расстреляли в 1937 г.), он принял должность Патриаршего Местоблюстителя.


8 сентября 1943 г. в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили 3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.


После его кончины в этом же году Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).


В Москве 31 января 1945 г. открылся Поместный Собор, в котором участвовали все епархиальные архиереи вместе с представителями от клира и мирян епархий.


На первом заседании Собор утвердил «Положение об управлении Русской Православной Церковью», которое включало 48 статей. В отличие от документов Собора 1917–1918 гг. в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской. В ст. 1 Положения повторена статья «Определения» от 4 ноября 1917 г. о том, что высшая власть в Церкви (законодательная, административная и судебная) принадлежит Поместному Собору. При этом опущено слово «контролирующая», не оговорены и сроки созыва Собора (как предусматривалось в «Определении» 1917 г.). В ст. 7 сказано: «Патриарх для решения назревших важных вопросов созывает с разрешения Правительства Собор преосвященных архиереев» и председательствует на Соборе, а о Соборе с участием клириков и мирян говорится, что он созывается только тогда, «когда требуется выслушать голос клириков и мирян и имеется внешняя возможность» к его созыву.


Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное правление осуществлялось по Уставам 1988 и 2000 гг.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!