Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава I.
КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО: ИСТОРИЯ, ЗАДАЧИ КУРСА


1. Православное учение о Церкви. 2. Богочеловеческая природа Церкви. 3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви. 4. Место канонического (церковного) права в системе права. 5. Каноническое (церковное) право как наука. Изучение церковного (канонического) права в Византии и Греции. Церковное правоведение в России. Задача, метод и система науки канонического (церковного) права. Наука канонического (церковного) права и ее отношение к наукам богословским и юридическим. Каноническое (церковное) право и российская правовая наука.


1. Православное учение о Церкви


Каноническое, или церковное, право мало изучено отечественной юриспруденцией. В XIX – начале XX в. оно читалось на юридических факультетах всех российских университетов. В советское время, когда церковь была официально отделена от государства, в светских вузах его не преподавали. Сегодня идеологические оковы спали, и, на наш взгляд, следовало бы переосмыслить роль церковного права в юридической науке.


Основоположником курса канонического (церковного) права считается профессор протоиерей В. А. Цыпин, опубликовавший в 1994 г. первый за последние 80 лет курс лекций по данной дисциплине (в 1996 г. его переиздали тиражом 10 тыс. экз., и вскоре он стал библиографической редкостью).


С точки зрения В. А. Цыпина, каноническое (церковное) право – «это нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами религиозного или политического характера».


Исследование канонического (церковного) права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами, происходящими в современном российском обществе, ибо православное церковное право – одна из важнейших составных фундамента, на котором сформировалась российская правовая система, его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. Как справедливо отметил Патриарх всея Руси Кирилл (Гундяев), «для того, чтобы обеспечить действительно устойчивое существование человеческого сообщества, необходимо опираться на новое многополярное и многоукладное устройство мира. При этом религиозные или иные традиции должны быть учтены при формировании общей цивилизационной картины. Настало время вернуть обществу понимание религии как глубочайшего пласта человеческой культуры, как основы, которую невозможно ограничить рамками личной жизни».


2. Богочеловеческая природа Церкви


Являя собой Царствие Небесное на земле, Церковь с самого рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных.


Церковь есть Божественное учреждение, в котором Святой Дух дает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения.


Церковь Христова – это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это Царство, явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, Священноначалием и Таинствами».


В Священном Писании (Библии) слово «церковь» употребляется как для указания на ее неземную природу – Дом Божий, «который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), «Тело Христово, которое есть Церковь» (Колосс. 1, 24–25), так и для обозначения человеческого общества, говоря о том, что «согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, Господь добавил: “Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь”» (Мф. 18, 17).


Слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικον» (Господень Дом), что указывает на Божественную и человеческую стороны природы Церкви.


Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не повинуется, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако последняя касается не только указанных отношений Церкви, она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между ее отдельными членами.


Создатель и Глава Церкви дал ей Свой закон – правило веры и правило жизни по вере, т. е. догматы веры и нравственный закон. Кроме того, он дал и закон, которым устанавливаются отношения между отдельными частями ее живого организма. Свои основные законы Церковь получила от самого Христа, а другие – издавала властью, которую Он вручил ей.


Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с различными общественными союзами религиозного или политического характера, составляют церковное право. Данными нормами, правилами, законами Церковь оберегает свой богоданный строй.


3. Применимость правовых категорий к жизни Церкви


Чтобы четче установить область церковного права, необходимо раскрыть значение понятия «право». Философия права знает много определений этого, казалось бы, одинаково понимаемого термина, что обусловлено существованием разных теорий права.


Одно из определений (имеется в виду классическое римское определение), вошедшее в «Диге́сты» императора Юстиниана (533 г.) и заимствованное в византийские законодательные сборники «Васи́лики» («Бази́лики») и «Прохиро́н» (IX в.), канонический сборник «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (1335 г.), сформулировано так: «Право есть творчество в области доброго и равного». Конечно, оно выражено не языком современной науки, но логически ясно и однозначно. Область права отделяется им от науки и искусства: подразумевается, что наука – это творчество в области истинного, а искусство – в области прекрасного. Указанием же на «равное» право отмежевывается от морали, которая тоже, будучи творчеством в области доброго, не ограничена требованием равенства.


Понятия равенства, справедливости, эквивалентности позволяют провести отчетливую границу между правом и моралью. Недаром в древности эмблемой права служили весы – инструмент, предназначенный для измерения тяжести предметов через установление равновесия.


Каноническому (церковному) праву присущ характер принудительности, но меры принуждения, применяемые церковной властью, решительно отличаются от тех, которые используются государственной властью. Церковь не уполномочена своим Основателем принуждать физически, опираясь на материальную силу, что может позволить себе государство.


Другая важная особенность церковных санкций – то, что даже самые тяжкие из них применяются не только ради поддержания церковного порядка, но и ради духовной пользы самого нарушителя церковных законов. Хотя светское право не пренебрегает исправлением правонарушителя, оно не ставит его во главу угла. Предусматриваемая уголовными кодексами ряда стран смертная казнь свидетельствует о том, что нравственное исправление преступника не во всех случаях является целью законодательства. Евангелие же учит нас тому, что всякая человеческая душа имеет бесконечную ценность: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Даже такая крайняя церковная кара, как анафема, применяется не только для защиты церковного мира, но и для побуждения преданного ей к раскаянию, с тем чтобы помочь ему «в познание истины прийти».




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!