Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава II.
ИСТОЧНИКИ КАНОНИЧЕСКОГО (ЦЕРКОВНОГО) ПРАВА


1. Общая характеристика источников канонического (церковного) права. 2. Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения. Источники русского канонического права от середины XV столетия до учреждения Патриаршества. Источники русского канонического (церковного) права эпохи Патриаршества. 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи. Взаимоотношения Церкви и государства. «Духовный Регламент». Церковное законодательство начала XX в. 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи. Первый период (1917–1918 гг.). Второй период (1918–1945 гг.). Третий период (1945–1990 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время).


1. Общая характеристика источников канонического права


Вопрос об источниках права имеет серьезное теоретическое и практическое значение, так как от особенностей источников зависят правовая система в целом и многие ее элементы в частности (например, общеобязательность, нормативность и степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений, включая корпоративные).


Идеальный источник права – правосознание, т. е. все духовное, в том числе идеи философские и нравственные, экономические и политические, обыденные и научные, религиозные и профессиональные, юридические и иные, а также теории, оценки, установки, взгляды и соответствующие каждому из данных компонентов способы выражения (научные труды, учебная литература, результаты социологических опросов и т. д.).


Исторические источники права – конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества на определенном этапе его становления (к примеру, уровень развития производства, правосознания, правовой культуры).


Фактические источники права – реально существующие в настоящее время обстоятельства материальной и духовной жизни, действующие формально-юридические и другие факторы, служащие основанием для совершенствования законодательства и правового регулирования общественных отношений в целом.


Институциональные источники – «творцы» права, соответствующие субъекты и участники правоотношений, деятельность которых направлена на создание права.


Формальные, или формально-юридические, источники – способы (формы) внешнего выражения содержания (политического, нравственного, юридического, психологического и т. п.) права. В литературе еще выделяется внутренняя форма права, т. е. его строение, структура, деление на нормативно-правовые предписания, институты, отрасли ит. п., тесно взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.


Текстуальные источники права – большинство форм права: правовые обычаи, нормативные правовые акты, материалы юридической практики и другие официальные акты-документы.


Нетекстуальные источники права – разнообразные виды правосознания и различные духовные ценности (например, философские, религиозные и нравственные).


Традиционные (типичные) формы права для российской правовой системы – нормативные правовые акты.


Нетрадиционные (редко используемые) – правовые обычаи.


Как отмечает специалист в области канонического права М. Ю. Варьяс, в настоящее время в литературе по каноническому (церковному) праву мало внимания уделяется общему понятию его источников, при этом несколько преувеличивается описание некоторых из них и их генезиса.


М. Ю. Варьяс делит источники канонического (церковного) права на материальные, рецептивно-преемственные, гносеологические, формально-юридические. К материальным источникам он относит следующие.


1. Божественную волю, выраженную в Священном Писании и Священном Предании. Первоисточником канонического (церковного) права является Божественная воля Основателя Церкви, главным источником – Божественное Откровение и его наиважнейшая часть – Священное Писание (Библия). Все писания, утверждает Церковь, «богодуховенны».


Помимо Священного Писания, существует и Священное Предание. Под ним подразумевается совокупность правил церковной веры и жизни, полученных Церковью от тех же боговдохновенных авторитетов, от которых она имеет и Священные Писания, но переданных не письменно, а устно, или в непосредственных апостольских постановлениях.


Священное Писание – важнейший из источников всего церковного учения, в том числе и канонического (церковного) права. Священное Писание делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.


Большинство ветхозаветных предписаний, согласно решениям Апостольского Собора, утратило свою силу. Собор предписал лишь «...воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, что себе не хотите...» (Деян. 16, 28–29).


К числу тех норм Ветхого Завета, которые сохранили обязательную силу и сегодня, относятся Десять заповедей (Исх. 20, 2–17), данных Богом пророку Моисею на горе Синай. Если первоначально они действовали как моральные нормы, то впоследствии – как духовные источники права.


Четыре Евангелия – первоисточники христианского догматического, нравственного учения и канонического права. Заповеди Христовы как прямое выражение Божественной воли общеобязательны для Церкви, они составляют краеугольный камень ее учения и жизни. Кроме того, именно в Новом Завете (главным образом в Евангелиях) закреплены основные юридические факты, имеющие значение для общественных отношений в Церкви (имеется в виду семь Таинств Церкви).


2. Церковь в целом как корпорацию особого рода в лице своих органов власти.


3. Отдельные Поместные автокефальные Церкви в лице своих органов власти. Источники норм канонического (церковного) права (правда, необязательные для Вселенской Церкви, а действующие в пределах власти установившего их органа или в пределах степени его авторитетности) – акты Поместных Соборов (т. е. Соборов Поместных Церквей, например Русской Православной Церкви), статуарное право (постановления, издаваемые своей властью, в своей области отдельным епископом, монастырем, другим церковным обществом), обычай (об их сохранении говорят и сами церковные каноны), судебный прецедент, мнения авторитетных канонистов и др.


4. Государство в лице его властных органов.


Существуют и другие подходы к классификации источников права. Автор учебника «Церковное право» протоиерей Владислав Цыпин, например, выделяет материальные и формальные источники права (под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы, под формальными – документы, памятники, в которых они изложены), а также Божественное право. Первоисточником последнего является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при ее создании, ей Церковь будет подчиняться «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).


Божественное Откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди – главное в Откровении. Оно включает в себя и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Данная сторона в учении Христа носит правовой характер.


Заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (например, о епископах и диаконах – 1 Тим. 3, 1–13, об отношении к государственной власти – Рим. 13, 1–7), содержащиеся в Священном Писании, составляют по общепринятой у канонистов терминологии Божественное право (jus divinum). Однако область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных Книгах. Заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально (Откровенная истина, Священное Предание, правила, которые Церковь получила от апостолов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право.


Некоторые канонисты ограничивают сферу Божественного права теми нормами, которые имеют абсолютно неизменный характер. Правда, при такой точке зрения не все правовые заповеди, включенные в Писание, могут иметь вес Божественного права. А. С. Павлов писал: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Священном Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной воле, а не есть только предписание, вызванное исключительно обстоятельствами Церкви первенствующей».


Приводя в пример правило апостола Павла о том, что «...епископ должен быть непорочен, одной жены муж...» (1 Тим. 3, 2), он сопоставляет его с обязательным по действующему церковному праву безбрачием епископа. На том основании, что эта заповедь апостола не осталась действующей нормой во все века церковной истории и происхождением своим обязана обстоятельствам «Церкви первенствующей», А. С. Павлов выводит ее за рамки Божественного права.


Однако, как представляется, не включать в Божественное право те заповеди, которые хотя и имеют свой источник в Божественной воле, но не носят абсолютно неизменного характера, а вызваны преходящими обстоятельствами времени, было бы насилием над логикой. Вопрос об изменяемости правовых норм следует отделить от вопроса об их источниках.


Неизменность нормы нельзя считать непременным критерием ее принадлежности к Божественному праву. С одной стороны, воля Божия выражается в попечении о наших временных нуждах, с другой – изменяемость правил апостольского, а значит, Божественного происхождения (поскольку «Писания Апостолов» имеют для нас авторитет совершенно надежной, аутентичной сокровищницы Божественных заповедей) не тождественна их отменяемоемости.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!