Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава X.
КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО И РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА


1. Место канонического права в развитии российской правовой системы. 2. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. 3. Реализация религиозных прав и свобод. Религиозные объединения: религиозные группы и организации. Свобода совести и военная служба. Образование.


1. Место канонического права в развитии российской правовой системы


Православное церковное право – важнейшая составляющая фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества.


Следует учесть, что каноническое право есть сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Так, опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в сфере светской правовой системы.


Исследователь Е. П. Таранова подчеркивает, что «деятельность Церкви имеет в основном духовно-нравственную направленность, и нормы канонического права призваны способствовать нравственной жизни членов Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах светского и церковного права, а также в способах их решения. Например, светское право должно ограждать членов общества от неправильных действий с помощью нормативных актов и системы наказаний. Аналогичным образом каноническое право посредством нормативных актов и системы наказаний способствует защите от неправильных (греховных) действий...».


Христианская Церковь практически всегда живет в той или иной политической и правовой системе. Национальная (поместная) Церковь, даже будучи отделенной от государства, живет в нем не только по церковным законам. Источником права, наряду с собственно церковным законодательством, для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником. Таким образом, каноническое право принимает характер корпоративного права, нормы которого взаимодействуют с нормами государственного права.


2. Взаимоотношения Церкви и государства


Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. Чтобы правильнее представить должные отношения между Церковью и государством, надо ясно осознать, что они имеют разную природу и происхождение. Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господом Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти опосредована историческим процессом. «Царство Мое не от мира сего», – сказал Господь (Ин. 18, 36). «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти же автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется сатане и «во зле лежит» (Ин. 8, 44; 5, 19).


Цель Церкви – вечное спасение людей, цель государства – их земное благополучие. Церковь единственна и едина, она не ограничена пространственными границами; а государств много, и каждое из них имеет свою территорию. В отношении территориальных масштабов с государством сопоставима Поместная Церковь, которая также имеет свою территорию, но, в отличие от государства, обладающего полным суверенитетом и независимого от других государств, представляет собой лишь часть Вселенской Церкви.


Ввиду отличия природы Церкви от природы государства они прибегают к различным средствам в достижении своих целей. Государство опирается на материальную силу, включая прямое физическое принуждение, Церковь же располагает лишь религиозно-нравственными средствами для духовного руководства своих пасомых и для приобретения новых чад.


Государство, сознающее пределы своей компетенции, не претендует на то, чтобы высказывать авторитетное суждение о вероучительных предметах или о формах богопочитания – о богослужении; равным образом не дело Церкви судить о формах государственного устройства, о мероприятиях правительства с точки зрения их политической целесообразности. Церковь и государство имеют свои отдельные сферы действия, свои особые средства, в принципе они независимы друг от друга.


Однако независимость не носит абсолютного характера. «Церковь не есть царство от мира сего, но она в мире, – писал епископ Никодим, – члены ее должны быть в то же время членами и государства, следовательно, подлежать как церковным, так и гражданским законам». Есть области, которые не могут быть безразличны и для Церкви, и для государства. Прежде всего это общественная нравственность, которая, с одной стороны, имеет отношение к созидаемому Церковью делу спасения людей, с другой – составляет внутреннюю опору прочности государственного правления, а также правовой статус Церкви в государстве.


Позиция Церкви по отношению к коллизиям, могущим возникнуть в данных двух сферах, неодинакова. Церковь непогрешимо проповедует абсолютно истинное учение и преподает людям нравственные заповеди, исходящие от самого Бога. Поэтому она не властна изменить что-либо в своем учении, не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. Ради беспрепятственного и внутренне свободного проповедования истины Церковь не раз в истории терпела гонения от врагов Христа. Однако Церковь не прибегала к политическим средствам для своей защиты и не отказывала преследующему ее государству в лояльности. В то же время она учила христиан ни при каких обстоятельствах не повиноваться таким повелениям государственных властей, которые принуждают их к вероотступничеству или греховным деяниям. Церковь утверждала, что она совершенно свободна от государства, а возникающая при этом коллизия разрешается однозначно. Когда иудейский синедрион хотел воспретить апостолам проповедь учения Христа Спасителя, святые Петр и Иоанн сказали: «Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19).


В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится на сей счет такое положение: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».


3. Реализация религиозных прав и свобод


Она возможна только тогда, когда религиозные права и свободы закреплены в конкретных правовых нормах. Таковыми являются Конституция Российской Федерации, международные акты и международные договоры России, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, иные локальные акты.


Главная роль принадлежит Конституции Российской Федерации, которая обладает высшей юридической силой, служит документом прямого действия и применяется на всей территории России (ст. 15). Конституция регулирует концептуальные вопросы свободы совести и деятельности религиозных объединений: в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);


Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14);


государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19);


каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28);


не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда религиозного превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29);


каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется государством. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30);


в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод, однако не подлежит ограничению предусмотренное ст. 28 право свободы совести и вероисповедания (ст. 56);


гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст. 59).


В Конституцию введено новое понятие – «религиозная группа», т. е. добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.


Основной закон, по мнению некоторых религиоведов и правозащитников, также как и прежний, имеет ряд недостатков. Значительно ограничены права религиозных групп по преобразованию их в религиозные организации – 15-летний срок деятельности на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации. Наличие ряда внутренних противоречий порождает расширительное толкование его отдельных положений, что на практике приводит к нарушению прав граждан и религиозных объединений. Например, основанием для ликвидации религиозной организации, согласно абз. 3 п. 1 ст. 14, могут служить неоднократные или грубые нарушения законодательства. Что понимается под грубыми нарушениями, законодатель не уточняет, а потому каждый правоприменитель толкует их по-своему, что приводит к недоразумениям и конфликтам.


В течение последних десяти лет в Закон несколько раз вносились изменения и дополнения с целью увеличения его эффективности. Сегодня, при всех его недостатках, мы имеем действенное средство регулирования отношений в религиозной сфере.


В российском законодательстве существует более сотни нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию права на свободу совести и различные аспекты деятельности религиозных объединений. Некоторые авторы подразделяют данные документы на пять групп.


Первую группу образуют законы и иные правовые акты, непосредственно не относящиеся к регулированию деятельности религиозных объединений, но содержащие нормы, ограничивающие вмешательство государства в их деятельность и обеспечивающие реализацию права на свободу совести и вероисповедания, а также равенство прав граждан независимо от их отношения к религии (федеральные законы о средствах массовой информации, погребении и похоронном деле, рекламе, прокуратуре, внешней разведке, об органах Федеральной службы безопасности и т. д.).


Вторая группа законов регламентирует соблюдение и порядок реализации прав верующих в учреждениях и организациях, имеющих некоторые ограничения для пребывающих там граждан: в воинских частях, местах лишения свободы, больницах (Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительный кодекс и др.).


Третью группу составляют законы и иные нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления таких видов деятельности религиозных организаций, как образовательная, благотворительная и пр. (Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», утвержденный Правительством РФ «Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» и др.).


Четвертую группу образуют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций и их имущественное положение (Гражданский, Налоговый, Земельный кодексы РФ и т. п.).


Пятую группу правовых актов составляют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести (Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»).


В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозное объединение с момента государственной регистрации именуется религиозной организацией и приобретает право юридического лица: может иметь в собственности и на иных условиях обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам данным имуществом (за исключением предметов религиозного назначения), может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должно иметь самостоятельный баланс и т. д. (ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), т. е. является субъектом права.


В средствах массовой информации, а зачастую и в документах государственных органов, касающихся религиозных вопросов, фигурируют такие понятия, как «секта», «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и пр. Подобная терминология допустима в конфессиональной литературе (например, в полемике традиционных конфессий с новыми религиозными движениями), в научных трудах религиоведов при анализе происхождения и развития различных видов религиозных объединений. Однако государственные органы и официальные средства массовой информации обязаны пользоваться только терминологией, принятой в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях».




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!