Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 10.08.2015
ISBN: 9785392194018
Язык:
Объем текста: 358 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава I. Каноническое (церковное) право: история, задачи курса

Глава II. Источники канонического (церковного) права

Глава III. Вступление в православную церковь: требования, права, обязанности. Ее состав

Глава IV. История взаимоотношений государства и церкви

Глава V. Устройство церкви

Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол

Глава VII. Церковное управление и церковный суд

Глава VIII. Брачное право российской православной церкви

Глава IX. История взаимоотношений русской православной церкви с другими инославными церквами и нехристианскими конфессиями

Глава X. Каноническое (церковное) право и российская правовая система

Глава XI. Правовое регулирование собственности религиозных объединений

Заключение

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава VI.
ВИДЫ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ И ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ


1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы.


1. Три вида церковной власти


Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в разд. VII). Именно они образуют каноническое право.


Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры.


Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви.


Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского, так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому. Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).


Высоким авторитетом в Церкви пользуются книги, изданные в новое время церковной властью: «Катехизисы», особенно митрополита Петра (Могилы) и митрополита Филарета, «Послание Патриархов Православной Католической Церкви о православной вере», составленное на Иерусалимском Соборе 1672 г.


Важное идеологическое значение для клириков и мирян имеют проповеди.


Проповедь. Господь «хощет всем спастися и в разум истины приити»; к вере во Христа призваны все люди без исключения. Поэтому своих учеников – апостолов – Христос призвал «проповедовать Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Проповедь составляет одну из важнейших обязанностей учеников Христовых, ибо, по слову апостола Павла, «Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?».


Власть проповедовать в Церкви принадлежит епископам. Каноны запрещают посвящать в епископы христиан, мало испытанных в вере и недостаточно разумеющих учение Церкви, не знающих Писания. Поместный Собор 1917–1918 гг. вынес особое «Определение о церковном проповедничестве», в котором проповедь была названа «одной из главнейших обязанностей пастырского служения».


В настоящее время пресвитеры Русской Церкви произносят проповеди на литургии после запричастного стиха, как правило, в воскресные и праздничные дни.


Вопросам воцерквления в Русской Православной Церкви придается большое значение.


Катехизация и школьное обучение религии. Помимо храмовой проповеди, важным средством к утверждению христианского учения служит катехизация. В синодальную эпоху в России одним из средств изучения веры было преподавание Закона Божия в общеобразовательных школах всех степеней, а также богословия в высших учебных заведениях.


В советский период, в связи с изданием 23 января 1918 г. Декрета об отделении школы от церкви, эту дисциплину исключили из школьной программы. Лишь в 1990 г., когда правовой статус Церкви и государственный строй радикально изменились, вновь открылась возможность обучения детей и взрослых православному вероучению в воскресных школах и некоторых вузах.


Русская Православная Церковь выразила свою позицию по вопросу религиозного образования в общеобразовательной школе в «Основах социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. В документе говорится: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах, основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы».


Церковную ответственность за религиозное образование в Русской Православной Церкви несет учрежденный в 1990 г. Отдел катехизации и религиозного образования при Священном Синоде.


Миссионерство. Проповедь Евангелия среди языческих народов и инославных конфессий называют миссионерством. В своей миссионерской деятельности Русская Православная Церковь руководствуется твердыми правилами: 1) недопустимо насильственное обращение в христианскую веру; 2) из миссионерских действий должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ, «подкупом душ».


В России миссионерские учреждения существовали лишь в синодальную эпоху. В советское время миссионерство категорически запрещалось законодательством страны, только в 1990-е гг. стало возможным проводить миссионерскую деятельность на канонической территории Русской Православной Церкви, а также среди сектантов и атеистов. Сегодня органом, координирующим миссионерское служение в Русской Церкви, является Миссионерский отдел при Священном Синоде.


Духовная цензура. Для противодействия еретическим искажениям православной веры, соборной власти епископата принадлежит право осуществлять надзор за всеми изданиями церковных книг – богослужебных, богословских, канонических, и прежде всего тех, которые носят официальный характер и издаются от имени Русской Православной Церкви.


Суд Церкви о лжеучениях и надзор за изданием и распространением таких книг называется духовной цензурой. Поскольку «запрещенные» и «отреченные» книги имели хождение в народе, составлялись списки «отреченных книг». В России предварительную цензуру духовных книг ввел «Духовный Регламент».


В синодальную эпоху высшим учреждением духовной цензуры был Святейший Синод, именно ему подчинялась вся цензурная служба. Духовной цензуре подвергались не только предназначенные для печати сочинения религиозного содержания, но и светские книги и статьи, если светские цензоры находили в них места духовного содержания, относящиеся к догматам веры или Священному Писанию. Однако после реформы государственного строя России в 1905 г. светские сочинения практически перестали подвергаться предварительной цензуре, в том числе и духовной.


Сегодня в Русской Православной Церкви нет цензурного учреждения, а ответственность за православный характер периодических изданий и книг, печатаемых официально от имени Церкви, несут Священноначалие, возглавляемое Первоиерархом и Священным Синодом, а также действующий под его руководством Издательский Совет. В епархиях такой контроль осуществляет епархиальная власть. Согласно существующему порядку все подготовленные к печати издания должны получить благословение, как минимум, правящего архиерея.


2. Власть священнодействия


Богослужение. Священно-служебная власть Церкви заключается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать его. Формы богопочитания различны как и обряды, но последние должны строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. Богослужение могут совершать лишь священные лица – епископы и пресвитеры. Им помогают диаконы и церковнослужители. Сосредоточением христианского богослужения является совершение Таинства Евхаристии – Божественной литургии. Местом ее проведения может быть только освященный храм. Если же в виду исключительных обстоятельств литургия совершается вне Церкви, то в таком случае освящение храма и престола заменяется антиминсом, без которого литургия невозможна. В одном храме на одном престоле литургия может проводиться не более одного раза в день.


Церковный календарь. Это таблица или книга, содержащая последовательный перечень церковных памятных дат, праздников, постов, пасхалий и соответствующих им богослужений. Богослужения совершаются в предусмотренное богослужебным уставом время: общественное богослужение включает особые последования, связанные с временем суток, днем недели, календарным днем. В пределах года есть праздники и посты. С годовым и недельным церковным кругом связано совершение треб. Так, браковенчание запрещается накануне среды, пятницы и воскресенья, а также великих храмовых праздников, в продолжении постов, Святок, на Сырной седмице, в течение Светлой седмицы, а также накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня.


Ныне Православные Церкви живут не по единому календарю. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви сохранили древний юлианский календарь; большинство же автокефальных Церквей начиная с 1920-х гг. перешли на так называемый новоюлианский стиль, который совпадает с григорианским календарем. Постановление о таком переходе на новоюлианский календарь было принято в 1923 г. Константинопольским совещанием.


Цель введения григорианского календаря в 1582 г. – возврат неподвижных праздников на то астрономическое календарное время, в которое они праздновались в эпоху Никейского Собора. Из церковного года исключили десять дней и, чтобы предотвратить в дальнейшем «сползание» праздников относительно астрономического календаря, решили пропускать три раза в четыреста лет один високосный год (пропускать его в тех столетиях, порядковое число которых не делится на четыре без остатка). В результате разница между юлианским и григорианским календарями в конце XVI и XVII вв. составила 10 дней, в XVIII в. – 11 дней, в XIX в. – 12 дней, в XX и XXI вв. – 13 и т. д.


В системе григорианского календаря одни и те же даты удерживаются в течение значительно более длительного времени, чем в юлианском. В астрологически тождественное время года юлианский календарь допускает смещение дат: так, через несколько тысяч лет 1 января по юлианскому стилю будет приходиться не на зимнее, а на весеннее время. Однако преимущество это относительно. Абсолютно точным астрономически не может быть вообще никакой календарь, так как продолжительность суток не кратна продолжительности года.


Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. По христианскому учению человеческие души бессмертны; разлученные с телом они продолжают жить.


Умерших Церковь напутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания. Церковь может отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней. Нераскаявшихся грешников, не пожелавших перед кончиной примириться с Церковью, отпевать воспрещается. Ввиду длительного господства в нашей стране официального атеизма и массового отпадения от Церкви людей крещенных, иногда по причине религиозного невежества, Церковь проявляла в советскую эпоху и проявляет ныне в подобных ситуациях снисхождение, действуя по закону иконо́мии. Во всяком случае, если священник не находит возможным совершить отпевание крещенного усопшего из-за его неверия или нераскаянности при жизни, он обязан направить его близких к правящему архиерею, которому и надлежит принять окончательное решение.


Еще в первые века христианства, когда свирепствовали гонения на веру Христову, вошло в обычай ночное моление за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, нередко истерзанные и обезображенные, и ночью же молились над их гробами. Под покровом тьмы, символизировавшей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали около останков мучеников свечи и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали тела их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами и называется панихидой (гр. – все́нощная).


Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.




Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

319
Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Юридическая Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие

Рассмотрены проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Российского государства в историческом и правовом аспектах. Дан анализ канонического права XI–XXI вв. Представлено развитие гражданского законодательства по вопросу «Религия и право» в России и пр.<br /> Юристам и тем, кто интересуется историей канонического (церковного) права и деятельностью РПЦ.

Внимание! Авторские права на книгу "Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI–XXI вв.). Учебное пособие" (Смыкалин А.С.) охраняются законодательством!