|
ОглавлениеГородской Совет депутатов трудящихся Советы депутатов трудящихся — органы выражения воли народа 1. Вопросы теории государственного права в статьях Е.И.Козловой. Вступление Теоретические основы системы советского государственного права Тенденции развития основных институтов советского государственного права К вопросу о предмете конституционного права Российской Федерации: современный. Формат дискуссии Обоснование новых концепций российской Конституции в правовой теории 2. Вопросы народовластия в статьях Е.И.Козловой. Вступление Воля советского народа (госуда рственно-правовой аспект) Развитие принципа социалистического народовластия в Советском государстве 3. Вопросы представительной власти в работах е. И. Козловой. Вступление Местные органы государственной власти в СССР Местные органы государственной власти в СССР Сессионная деятельность местных Советов депутатов трудящихся Процедура деятельности представительных органов власти в СССР В. И. Ленин о сущности и роли представительных органов в Советском государстве Утраченная ценность (должна ли Государственная Дума конституироваться) Памяти Степана Степановича Кравчука Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуРАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕВ решениях XXVI съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС получило дальнейшее теоретическое обоснование учение о развитом социализме. Партия определила, что советское общество находится в начале этого исторически длительного этапа, раскрыла реальную динамику его развития. В осуществлении задач планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, стоящих перед Коммунистической партией и народом, важную роль призваны играть общественные, в том числе правовые, науки. В постановлении июньского (1983 г.) Пленума отмечается: «Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания». Закономерности развития социалистического народовластия — одна из центральных проблем государственно-правовой науки. Она является стержневой в государственно-правовых исследованиях и, как комплексная проблема, затрагивает или интегрирует научные разработки, по сути дела, во всех областях советской государственно-правовой теории, связанных с развитием социальных и национальных отношений, политической системы, совершенствованием советской государственности, расширением социалистической демократии, положением личности в обществе и государстве и др. Важность исследования указанной проблемы вытекает из объективно присущих развитому социализму тенденций дальнейшего совершенствования социалистической демократии, всей политической системы, что неразрывно связано с широким развертыванием инициативы и творчества масс, с самым активным включением их в решение узловых проблем общественной жизни. Теоретический анализ социалистического народовластия ведется во многих аспектах. Преимущественное внимание уделяется советской представительной системе, Советам народных депутатов. Это вполне естественно, поскольку именно в Советах — органах народного представительства — прежде всего находит свое выражение народовластие в нашей стране. Однако важное значение в равной мере имеет обоснование социальных основ народовластия, ибо именно эти основы являются той базой, которая делает народовластие подлинным, реальным принципом, пронизывающим всю структуру государственной и общественной жизни. В динамике их развития прежде всего заложен потенциал дальнейшего углубления и расширения социалистического народовластия. Поэтому для выдвижения обоснованных и практически значимых, актуальных рекомендаций по совершенствованию социалистической демократии, советской государственности необходимо глубже постигать сущность тех процессов, которые происходят в развитии их институтов, выявляя присущие им закономерности развития, взаимосвязи со всеми иными факторами общественного прогресса. В докладе на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко подчеркнул необходимость «глубже раскрывать значение таких фундаментальных ценностей социализма, как коллективистский дух и товарищеская взаимопомощь, подлинное народовластие и гуманизм, братская дружба народов, нравственное здоровье общества и уверенность каждого человека в завтрашнем дне». В данной статье сделана попытка рассмотреть ряд вопросов, связанных с исследованием закономерностей развития социалистического народовластия, преимущественно в плане его социальных основ. Содержание принципа народовластия — одного из важнейших устоев социалистического общественного строя — не является неизменным. Полновластие народа, означающее его реальную, подлинную власть, развивалось и обогащалось в ходе социалистического строительства. Его становление и упрочение шло вместе с решением сложнейших созидательных задач построения нового общества, с коренными преобразованиями в экономике, в социальных и национальных отношениях, в культурном строительстве, с ростом политической активности масс, с преобразованием на социалистических началах в целом всего строя общественных отношений. Углубляясь и расширяясь в ходе социалистического строительства на основе тех изменений, которые происходят в экономической, политической, социальной, духовной жизни общества, народовластие имеет основной тенденцией своего развития утверждение будущего коммунистического самоуправления. Это принципиальное положение марксистско-ленинской теории было подчеркнуто на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. Говоря о резервах совершенствования социалистической демократии во всех звеньях государственной и общественной жизни страны, Ю. В. Андропов в своей речи на Пленуме отмечал: «Что касается более далекой перспективы, то мы, коммунисты, видим ее в постепенном перерастании советской государственности в общественное самоуправление. И произойдет это, как мы считаем, путем дальнейшего развития общенародного государства, более широкого вовлечения масс в управление делами общества. Очевидно, процесс этот будет происходить не сам по себе и непросто по чьей-то доброй воле. Он обусловлен и материальными возможностями общества, и уровнем политического сознания и культуры масс. Это очень важно понимать и помнить. Не придумывать абстрактно дальнейшие пути и формы развертывания демократии, а идти от жизни». Динамические процессы обогащения содержания принципа социалистического народовластия, затрагивающие все его стороны, вытекают из самой его сущности, получившей глубокое научное обоснование в марксистско-ленинской теории. По сравнению с буржуазными теориями, марксизм-ленинизм принципиально по-иному, на подлинно научных методологических основах решает вопросы о понятии и содержании народовластия, отправляясь от классовой сущности демократии, всех институтов политической системы. Именно с этих позиций обосновываются исходные положения: 1) о субъекте народовластия; 2) о факторах, на основе которых формируется воля народа; 3) о тех сферах общественных отношений, в которых народовластие проявляется; 4) о механизме его реализации, сущности и роли представительных органов народа и их назначении в осуществлении власти, принадлежащей народу. По всем этим вопросам основоположники научного коммунизма делают выводы на базе правильно познанных законов развития человеческого общества, с четких классовых позиций. Они показали полную научную несостоятельность буржуазных теорий «народовластия», обосновали возможность утверждения подлинного народовластия только на путях революционного переустройства общества на социалистических началах. Рассмотрим указанные выше стороны содержания принципа народовластия и динамику их развития в социалистическом обществе, обусловившую новый этап его расширения и углубления в условиях зрелого социализма и выявляющую тенденции дальнейшего совершенствования указанного принципа. 1. Первое исходное положение, по которому исторический материализм дает коренным образом отличное от буржуазных теорий обоснование принципа народовластия, касается характеристики самого субъекта народовластия. Марксизм-ленинизм вкладывает в это понятие классовое содержание. В буржуазных теориях во всех их модификациях в качестве такого субъекта рассматривается «весь народ», «вся нация». Стоящие на идеалистических позициях буржуазные теоретики, не признавая деления общества на классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых, выдвигают научно бессодержательное в условиях разделения общества на классы с антагонистическими интересами понятие «весь народ». Марксизм-ленинизм отвергает подобную интерпретацию понятия «народ». В. И. Ленин писал: «Нам пришлось разбить мелкобуржуазную иллюзию о том, что народ есть нечто единое и что народная воля может быть выражена в чем-либо ином, внеклассовой борьбе». Под народом в марксистско-ленинском понимании имеются в виду только трудящиеся массы, рабочие и крестьяне, силы, способные довести до конца социалистическую революцию. Именно они могут выступать в качестве субъекта государственной власти, им должно быть передано все управление государством. Подобное решение в марксистско-ленинской теории вопроса о субъекте государственной власти, народовластия покоится на научном познании законов общественного развития. Оно исходит из того, что: 1) замена капиталистической общественно-экономической формации коммунистической является объективной закономерностью общественного развития; 2) переустройство общества на социалистических началах связано с ликвидацией эксплуатации, эксплуататорских классов, источников их экономического, а следовательно, и политического всевластия; 3) путь к этому лежит только через диктатуру пролетариата, означающую государственное руководство обществом со стороны рабочего класса, сосредоточение власти в руках рабочего класса и руководимых им других трудящихся классов при отстранении от политической власти свергнутых эксплуататорских классов, экспроприацию капиталистической собственности. Поэтому принадлежность власти трудящимся, отстранение от власти свергнутых эксплуататорских классов, государственное руководство обществом со стороны пролетариата, установление его диктатуры составляют общую закономерность социалистической революции и социалистического строительства. «Утверждение социализма, — писал Ю. В. Андропов, — немыслимо без твердой политической власти, классовое содержание которой Маркс определил понятием “диктатура пролетариата”. Именно ею, согласно учению Маркса, открывается тот путь политического развития, который в конечном счете ведет к коммунистическому общественному самоуправлению... В нашей стране, как, впрочем, и всюду, где власть переходила в руки рабочего класса, трудящихся, это означало торжество демократии в самом буквальном и точном смысле слова — подлинную победу народовластия». |