Юридическая Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392205615
Язык:
Объем текста: 971 стр.
Формат:
epub

Оглавление

История политических и правовых учений как наука и как учебная дисциплина

Часть первая. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения и Реформации

Часть вторая. Эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции

Раздел I. Эпоха буржуазных революций

Раздел II. Эпоха свободной конкуренции

Раздел III. Политическая и правовая мысль России второй половины XVII — второй трети XIX в.

Часть третья. Эпоха монополистического капитала, мпериализма, социалистических революций, противостояния двух систем, освобождения колоний, кризиса «реального социализма», трансформации капитализма и формирования на западе «социального государства»

Раздел I. Политическая и правовая мысль стран Запада

Раздел II. Политическая и правовая мысль России

Раздел III. Политическая мысль стран Востока



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Часть вторая. Эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции


Введение


Вторая часть «Истории политических и правовых учений» охватывает две эпохи: буржуазных революций и свободной конкуренции, т. е. XVII, XVIII и первые две трети XIX в.


Предложенная периодизация построена на западном материале. Применительно к России и Востоку она может служить лишь шкалой для сравнения со странами, чей рывок вперед стал особенно очевиден как раз в связи с буржуазными революциями.


Восток в XVII–XVIII вв. еще не вышел из Средневековья. Отставание превратило его в объект европейской колонизации. Столкновение с капиталистической цивилизацией Запада, приведшее к чужеземному завоеванию или утрате значительной доли суверенитета, послужило, однако, и стимулом для перехода к Новому времени.


Россия, лежащая между Западом и Востоком не только в географическом, но и в социальном, политическом и духовном плане, так же, как и Восток, не пережила до начала XX в. буржуазной революции. Развитие капитализма сдерживалось сохранением крепостного права, сословного неравенства, самодержавия. Царизм был достаточно силен, чтобы удержать власть и расправиться с оппозицией, но он не обладал мудростью для осуществления социально-политических преобразований, соответствующих духу времени. Реформы сверху запаздывали, отличались непоследовательностью и нестойкостью. Феодальная рента, политическое бесправие и произвол сохранялись. Капитализм оказался скован засильем помещиков и чиновничьего аппарата, отстаивающего свои интересы. Буржуазия была слишком слаба, чтобы бросить вызов политически господствующему классу.


Со времен Петра I российских промышленников отличала зависимость от государства. Вместо радикального решения социально-экономических и политических проблем, смены строя происходило постепенное внедрение капиталистических порядков в феодальное общество, особенно мучительное для народных масс. Явления, характерные на Западе для разных исторических эпох, в России сосуществовали одновременно. К старым противоречиям и конфликтам, порожденным крепостным правом и концентрацией земельной собственности в руках помещиков, присовокуплялись новые, капиталистические. Это типичное для России и стран Востока явление, получившее название «наложение эпох», наряду с культурно-историческими традициями определяло и специфику развития политической и правовой мысли. В ней причудливо переплетались прошлое, настоящее и будущее. Еще не избавившись от феодализма и самодержавия, Россия (не без влияния Запада) испытала разочарование в утверждавшемся капитализме и в лице идеологов так называемого русского социализма помышляла о сочетании технико-экономического прогресса со справедливостью на некапиталистической основе. Знаменитое пушкинское «блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…» применимо к судьбам не только отдельных людей, но и целых государств.


В XVII–XVIII вв. Европа и Америка пережили первые буржуазные революции. Их радикализм нарастал. В Нидерландах в самом начале XVII в. борьба за освобождение от испанского господства сочеталась с умеренными буржуазными преобразованиями. Хотя революция оказалась незавершенной, а ее социальный накал снижался общенациональным единением и подъемом, Голландия стала островком прогресса и относительной свободы в Европе. В трудах Г. Гроция и Б. Спинозы политические и правовые идеи просвещенных бюргерских кругов нашли убедительное выражение.


Вторая из раннебуржуазных революций — английская — отличалась от нидерландской сугубо внутренним характером конфликта. Отсюда раскол нации, приведший к гражданской войне и казни короля. Политические коллизии тех лет получили наилучшее теоретическое осмысление в трудах двух антагонистов — сторонника неограниченной королевской власти или любой другой формы абсолютизма Т. Гоббса и идеолога народного суверенитета, конституционности и разделения властей Дж. Локка.


В результате американской борьбы за независимость политические принципы буржуазных революций впервые были сравнительно последовательно воплощены в жизнь.


И наконец, Великая французская революция явилась глубочайшим потрясением основ старого режима не только во Франции, но и во всей Европе. В трудах Ш. Л. Монтескьё и Ж. Ж. Руссо сфокусированы политические принципы реформистских и радикальных кругов предреволюционной Франции.


В философско-методологическом плане западная политическая мысль XVII–XVIII вв. развивала традиции эпохи Возрождения. Продолжались подрыв церковной монополии на умы и души людей, секуляризация культуры и политической мысли. Господствовала вера в разум, в просвещение и возможность рационального переустройства общества. Таков был идейный климат века Просвещения. Самонадеянный разум диктовал свои правила, подчас пренебрегая историческими закономерностями, природой человека.


Просветители полагали, что ход истории определяется взглядами людей: «мнение правит миром». Отсюда просвещение — это средство или путь преобразования. Стоит доказать правильность, благотворность каких-то принципов, как люди начнут им следовать. Мир неблагополучен, полон страданий и конфликтов не из-за божественного предопределения, не из-за врожденного несовершенства человека, не из-за того, что кто-то заинтересован в таком устройстве, а всего лишь потому, что люди не поняли, что хорошо, а что плохо.


Особо важная задача заключалась в воспитании правителей. При дворах европейских монархов большим успехом пользовались идеи просвещенного абсолютизма, в разработку которых крупный вклад внесли знаменитые философы Вольтер, Дидро и др. Просвещенный абсолютизм представлял собой модификацию старой как мир идеи мудрого правителя, пекущегося о благе своих подданных. Но эта идея обогащалась соображениями о разумном государственном устройстве, системе законов, позволяющих философу на троне осуществлять свои благородные намерения.


Просвещенный абсолютизм был лишь первой и сравнительно безобидной, с точки зрения старых режимов, формой политической идеологии эпохи Просвещения. На смену ему пришли более смелые и радикальные концепции естественных прав человека, общественного договора, разделения властей, составившие главное содержание западной политической мысли XVII–XVIII вв. И в данном случае брались на вооружение старые мысли, но из них делались новаторские выводы, ставшие программой буржуазных революций и позволившие обновить мир.


Идеей естественного права широко пользовались мыслители древности как на Западе, так и на Востоке. Но при этом имелись в виду либо извечный, установленный высшими силами порядок, либо, в рационалистическом варианте, такие обычаи и правила поведения, которые везде признаны, всеми соблюдаются, а потому и не нуждаются в законодательном оформлении (Аристотель). Так понимаемое естественное право противопоставлялось условному праву, установленному по воле людей в форме законов и соглашений.


Но в XVII в. в связи с развитием индивидуализма, возникшего в эпоху Возрождения, получают четкое выражение аспекты права, «касающиеся лиц», по выражению Гроция. «В этом последнем смысле, — пишет знаменитый голландский юрист, — право есть нравственное качество, присущее личности, в силу которого можно законно владеть чем-нибудь или действовать так или иначе. Это право, присущее личности, хотя нередко оно и связано с вещами…» Из этого рассуждения вытекает понятие правоспособности, субъективного права, зависящего от законов, но не сводимого к ним. Право личности соотносится и с естественным правом, которое, по определению Гроция, ссылающегося на античные и христианские авторитеты, «есть предписание здравого разума». Замечание Гроция о праве, «касающемся лиц», об индивидуальной правовой способности отражало новое понимание естественного права как прирожденных и неотчуждаемых прав личности, на которые государство не может посягать. У Гроция эта мысль не получила развития. Но уже во второй буржуазной революции — английской — она приобрела четкие формы, в особенности в учении Локка о неотъемлемых правах человека, которые обязано гарантировать любое государство.


С незапамятных времен одним из вариантов объяснения, как и почему возникло государство, служило соглашение между людьми, по которому ради обеспечения порядка и предотвращения конфликтов они избирали первого правителя. В ведийскую эпоху древние арии широко пользовались этой концепцией. Оригинальное развитие она получила в буддистском источнике «Дигха Никайя». В Древнем Китае этой версии придерживался Мо-цзы, в Древней Греции — некоторые софисты, эпикурейцы. О таком понимании происхождения публичной власти упоминает в диалоге «Государство» Платон. Среди христианских мыслителей представления об общественном договоре разделял Августин Блаженный, не отрицал их и Фома Аквинский. Но обычно ни в древности, ни в Средневековье из идеи общественного договора не делался вывод о взаимных обязанностях сторон, о закономерности расторжения договора народом и законности свержения правителя в случае невыполнения им своих обязательств. Именно в эпоху буржуазных революций идея общественного договора превратилась в хорошо разработанную теорию, определяющую требования к государственной власти.




История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном кафедрой теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), дан анализ основных направлений политической и правовой мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом политико-правовая мысль России представлена более полно, что продиктовано ее особой важностью в свете происходящих в нашей стране перемен и необходимостью переосмысления прошлого.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, философских, исторических и политологических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами политики, государства и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_3_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

349
 Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном кафедрой теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), дан анализ основных направлений политической и правовой мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом политико-правовая мысль России представлена более полно, что продиктовано ее особой важностью в свете происходящих в нашей стране перемен и необходимостью переосмысления прошлого.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, философских, исторических и политологических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами политики, государства и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_3_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!