|
ОглавлениеИстория политических и правовых учений как наука и как учебная дисциплина Часть первая. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения и Реформации Часть вторая. Эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции Раздел I. Эпоха буржуазных революций Раздел II. Эпоха свободной конкуренции Раздел III. Политическая и правовая мысль России второй половины XVII — второй трети XIX в. Раздел I. Политическая и правовая мысль стран Запада Раздел II. Политическая и правовая мысль России Раздел III. Политическая мысль стран Востока Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуИстория политических и правовых учений как наука и как учебная дисциплинаПредмет наукиИстория политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина сложилась в нашей стране в рамках юриспруденции и до недавнего времени входила только в систему высшего юридического образования. Тем не менее это наука пограничная: как и другие историко-юридические науки, она находится на стыке общеобразовательных и юридических дисциплин. В нее органически входят элементы философии, этики, социологии, политологии. По Гегелю, «наука о праве есть часть философии». Историю политических и правовых учений можно было бы определить как раздел истории философии, предметом которого являются не общие проблемы бытия и сознания, а вопросы государства, власти, политики, права. Желая подчеркнуть юридический характер этой науки, иногда говорят, что она представляет собой историю теории государства и права. С этим можно было бы согласиться, сделав некоторые оговорки. Сугубо технические или технологические аспекты права и политической организации обычно остаются за пределами внимания историков политической мысли. В учениях о государстве и праве их привлекают прежде всего политико-философские аспекты (можно вспомнить различие, которое Гегель проводит между философским и прикладным пониманием права), характеризующие природу этих явлений и их роль в социальной жизни. Весьма удачное определение предмета политических учений дал Роджер Скрутон в «Словаре политической мысли»: «Политическая мысль включает теории, с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение». Основные ценностиСреди трех названных составных частей предмета политических и правовых учений ведущую роль играют ценности. Они воздействуют как на поведение людей, так и на механизмы его регулирования, т. е. законы и учреждения. Именно ценности прежде всего определяют теоретические и нравственные основы политической и правовой мысли. Ценности неотделимы от идеалов, они формируют политическое сознание. На их основе создаются политические платформы и программы. Ценности не вечны: их содержание и набор эволюционируют. Они, как правило, не универсальны (т. е. не признаются всеми), но можно говорить о господствующих в определенное время и в определенном обществе представлениях. В стабильном и четко структурированном обществе господствующие ценности получают выражение в правовой и политической системе. В переходные эпохи ценности приобретают вполне самостоятельное значение. Им предстоит воплотиться в новых структурах, формирование которых сопровождается столкновением интересов и мнений, политической борьбой. За три с лишним тысячелетия развития мировой политической мысли сложился определенный набор основных ценностей, которые то гармонично сочетались, то конфликтовали, периодически сменяя друг друга. Среди них можно назвать сохранение извечного и разумного порядка, установленного высшими силами; справедливость; добродетель; благополучие; безопасность; соблюдение норм права; равенство; свободу; общее благо; благо личности; национальный интерес; классовый интерес; демократию; прогресс. Лишь немногие из этих ценностей признавались постоянно. К их числу относятся справедливость, добродетель, соблюдение права, в какой-то мере общее благо. Но понимались они по-разному. Другие ценности более очевидно связаны с определенной исторической эпохой. Например, идея сохранения неизменным божественного миропорядка или установлений, введенных предками, особенно характерна для древности и Средневековья, когда мудрость, справедливость, право неразрывно связываются со стариной, традицией, а всякие нововведения ассоциируются с неправдой, произволом. В Новое время неизменность, неподвижность уже не рассматриваются как положительные явления, наоборот, ценятся прогресс, совершенствование, обновление, движение от низшего к высшему. В древности перемены осуждались, с ними ассоциировались лишь отрицательные последствия, в Новое время с переменами связывались надежды на лучшее будущее. Если благо целого (общее благо) можно признать вечной категорией, то благо или интерес личности как чего-то самоценного, выделяющегося из целого, возникает вместе с индивидуализмом в эпоху Возрождения. С той поры эта ценность приобретает все большую значимость и все более широкое признание. Концепция национального интереса возникает с формированием национальных государств. Классовый интерес получает общественное признание в ХIХ в. в связи с обострением социальных противоречий капитализма и возникновением радикальных социалистических течений. В древности и Средневековье общественное неравенство представлялось вполне естественным (Платон говорит о справедливости неравенства, а Аристотель — о неравной справедливости), закреплялись различные формы сословной иерархии. Свобода личности не представлялась благом. (Вспомним того же Платона или даже Гоббса — в XVII (!) в.) Век Просвещения провозгласил лозунги свободы, равенства, братства. Демократия на протяжении многих столетий рассматривалась просто как форма правления, причем весьма несовершенная (худшая из правильных форм, по определению Платона). В XIX и в особенности в XX в. она не только получает все более широкое признание в качестве формы правления, но и приобретает характер самостоятельной ценности, критерия при оценке государственности или политической системы. Даже этот краткий экскурс свидетельствует о том, что ценности меняются с течением времени. Отсюда — особая важность исторического подхода, т. е. умения рассматривать любую политическую концепцию в контексте соответствующей эпохи. Это позволяет раскрыть реальное содержание и социально-историческое значение любого политического учения. Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством! |