Юридическая Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 17.03.2016
ISBN: 9785392205615
Язык:
Объем текста: 971 стр.
Формат:
epub

Оглавление

История политических и правовых учений как наука и как учебная дисциплина

Часть первая. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения и Реформации

Часть вторая. Эпохи буржуазных революций и свободной конкуренции

Раздел I. Эпоха буржуазных революций

Раздел II. Эпоха свободной конкуренции

Раздел III. Политическая и правовая мысль России второй половины XVII — второй трети XIX в.

Часть третья. Эпоха монополистического капитала, мпериализма, социалистических революций, противостояния двух систем, освобождения колоний, кризиса «реального социализма», трансформации капитализма и формирования на западе «социального государства»

Раздел I. Политическая и правовая мысль стран Запада

Раздел II. Политическая и правовая мысль России

Раздел III. Политическая мысль стран Востока



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Раздел III
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СТРАН ВОСТОКА


Глава 36. Политические идеи национально-освободительных движений в колониальных и зависимых странах


Одна из характерных черт эпохи, начавшейся в последней трети XIX в., — подъем национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах, приведший к крушению системы колониализма и появлению десятков независимых государств в Азии, Африке и Океании. Эти процессы были обусловлены рядом факторов. С конца XIX в. наблюдались активизация колониальных захватов и интенсификация империалистического гнета. Мир был поделен между основными империалистическими державами, в эксплуатации колоний возникли новые черты, вывоз капитала стал преобладать над вывозом товаров, что содействовало ускорению индустриализации и модернизации. В колониальных обществах возникла прослойка местного чиновничества и национальных предпринимателей. Они составили новое пополнение освободительного движения и сумели придать ему подлинно национальный (в отличие от регионального) и современный характер. Создаются национальные партии, неуклонно набиравшие силу и расширявшие число своих приверженцев. Победа Октябрьской революции в России изменила международные условия борьбы за независимость. Фронт всеобщей враждебности был прорван. Появилась страна, готовая оказать колониальным народам помощь. Возможности освободительного движения особенно возросли с превращением СССР после Второй мировой войны в великую державу и созданием социалистического лагеря. В результате в 50–60-е гг. XX в. колониализм в классическом варианте, предполагающем лишение афро-азиатских народов политической независимости, был стерт с лица земли. Однако это не означало завоевания подлинного суверенитета. Для многих бывших колониальных стран задача преодоления экономической зависимости от бывших метрополий и международного финансового капитала остается нерешенной до сегодняшнего дня.


Политическая идеология национально-освободительного движения многопланова. Она не ограничивается обоснованием необходимости национального суверенитета и ставит проблему построения справедливого и процветающего общества. Носителем и творцом этой идеологии стала молодая интеллигенция афро-азиатских стран, как правило, получившая западное образование. Она жила как бы в двух измерениях. С одной стороны, питательной средой для нее служила национальная почва, стремление к возрождению национальной культуры, ценностей, традиций, естественный спутник всякого антиколониального движения. С другой стороны, тяга к прогрессу, знакомство с западной цивилизацией и политической мыслью предрасполагали интеллигенцию к заимствованию и поискам синтеза принципов восточной и западной цивилизаций. Влияние Запада было многообразным, но преобладали в нем две школы: либерализм и социализм. Причем в последнем наряду с западноевропейской социал-демократией все более возрастала, в особенности с укреплением международного авторитета СССР, роль ленинизма, или коммунистической идеологии, опять-таки в различных вариантах. Поставленная впервые Лениным проблема социалистических преобразований в обществе, где капитализм не только не исчерпал себя, но еще и не утвердился полностью во всех сферах социальной жизни, стала особенно актуальной в странах Востока. Вся палитра европейской и американской политической мысли воспроизводилась в афро-азиатском мире. Но, будучи пересажены на почву иной культуры и подчинены решению национальных целей, западные идейно-политические течения приобретали новое содержание.


Главная задача для политической мысли стран Азии и Африки — обеспечение развития, преодоление отставания от Запада. Модернизация стала знаменем политической элиты, за исключением консервативно настроенных групп, стремящихся оградить традиционное общество от воздействия европейской цивилизации. Особая роль в обеспечении прогресса отводилась государству, его регулирующей деятельности, планированию. До конца XX в., когда стали очевидными кризисные явления в социалистических странах, идеи экономического либерализма не пользовались признанием в бывших колониальных странах. Так называемый социализм национального типа, доминировавший со второй половины 50-х гг. в политической мысли афро-азиатских стран, преследовал цель обеспечения не столько классовых, сколько общенациональных целей. Стержнем этого социализма, приобретавшего многообразные формы и известного как в реформистском, так и в радикальном вариантах, было как раз признание ведущей роли государства в общественных преобразованиях.


В политической и правовой областях традиции Востока сказываются в идеях сильной государственной власти, особой роли национального вождя, опеки над народом, в слабом развитии индивидуализма и в связи с этим в предпочтении, которое отдается социальной обязанности перед правами человека, право предстает как награда за исполнение обязанностей. Эти свойства восточной политической культуры сказываются даже у тех политических деятелей и мыслителей, которые стремились к сближению с Западом.


Политическая мысль Востока представлена в настоящем издании двумя великими азиатскими странами — Индией и Китаем.


Для Индии характерны в основном мирный путь борьбы за независимость, постепенность общественных преобразований, отсутствие резкой ломки социально-экономических отношений.


В партии Индийский национальный конгресс (ИНК), возглавлявшей с 1885 г. освободительное движение, доминировала национальная буржуазия. Ей удалось сохранить определенное единство антиимпериалистических сил при своей гегемонии.


Крупнейшими политическими фигурами и идеологами Индии XX в. стали вождь борьбы за независимость Махатма Ганди и первый премьер-министр независимого индийского государства Джавахарлал Неру. Оба они осуждали капиталистический строй и стремились к утверждению социальной справедливости. В наследии Ганди ярчайшее воплощение нашли древние национальные традиции, желание возродить индийскую цивилизацию. Неру стремился к прогрессу на путях синтеза западной и восточной культур.


В освободительном движении Китая преобладали революционно-демократические силы, составившие ядро созданного в 1905 г. под руководством Сунь Ятсена «Объединенного союза». Они подготовили и возглавили революцию 1911 г., приведшую к провозглашению республики. Хотя образование в августе 1912 г. Национальной партии (Гоминьдан) привело к некоторому укреплению либеральных тенденций, революционная демократия сохраняла и в Гоминьдане господствующее положение. Вождь китайской революции стремился к социализму народнического типа. В первой половине 20-х гг. Сунь Ятсен осуществляет союз между Гоминьданом и китайскими коммунистами. Этот союз был расторгнут Чан Кайши, преемником Суть Ятсена на посту руководителя Гоминьдана. Опасаясь укрепления левых сил, он устроил в 1927 г. резню коммунистов в Шанхае. Шанхайские события предопределили остроту последовавшей борьбы между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая (КПК), завершившейся победой последней и провозглашением в 1949 г. Китайской Народной Республики. В ходе этой борьбы формировалась идеология КПК. Руководитель КПК Мао Цзэдун стремился приспособить марксизм к условиям полуколониальной аграрной страны, используя при этом опыт СССР. Логика гражданской войны приводила его к абсолютизации насилия и крайних форм борьбы. В период «культурной революции» (начало 60-х гг.) эти тенденции вновь обострились в политике Мао Цзэдуна в условиях, которые вовсе этого не оправдывали. Лишь после смерти Мао Цзэдуна Дэн Сяопин, практически возглавив партию, отказался от революционного экстремизма и разработал социально-экономический курс, обеспечивший сплочение широких слоев населения на основе многоукладности, расширения частной инициативы, привлечения иностранного капитала при сохранении государственного контроля и руководства. Реформы Дэн Сяопина не коснулись политического строя. Власть КПК остается незыблемой.


Глава 37. Индия


§ 1. М. К. Ганди


Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) родился в Порбандаре (штат Гуджарат), где были очень сильны традиции джайнизма, самой ненасильственной из индийских религий. В юности он пытался восстать против свято соблюдавшихся в семье требований индуизма, ел тайком мясо, чтобы стать сильным, как англичане. Его стремление учиться в Англии рассматривалось как протест против кастовых обычаев, он был изгнан из касты баниа. Однако в Англии, в чуждой ему среде, Ганди проникся верой в ценность индийской цивилизации и обратился к религиозно-этическим поискам.


Получив диплом адвоката, после недолгой практики в Бомбее Ганди в 1893 г. отправился в Южную Африку в качестве представителя фирмы порбандарских купцов. Там он столкнулся с расовой дискриминацией своих соотечественников и поклялся бороться с нею ненасильственными средствами. Уже тогда ненасилие стало главным принципом его жизненной философии. Он разработал способ ненасильственного сопротивления (сатьяграха). Борьба растянулась на 20 лет и закончилась компромиссом. Но Ганди удалось сплотить индийскую общину, поднять ее дух и привлечь к ее судьбе всеобщее внимание.


Южноафриканская сатьяграха сделала Ганди знаменитым и у себя на родине. Вернувшись в Индию, Ганди в 1915–1918 гг. независимо от ИНК — умеренной партии патриотически настроенной индийской буржуазии и интеллигенции, основанной в 1885 г., — провел четыре местные кампании ненасильственного сопротивления против наиболее вопиющих частных проявлений несправедливости со стороны плантаторов, капиталистов, таможенных властей. Эти кампании, продемонстрировавшие умение Ганди работать в массах, делить их невзгоды и жертвовать собой, принесли ему широкую популярность, титул Махатма (великая душа) и поставили его в центр индийской политической жизни.


Ганди внушил всей стране две идеи: 1) нужно не просить колониальные власти о самоуправлении, а бороться за него; 2) делать это должны не состоятельные люди и чиновники, составлявшие большинство в ИНК, а массы — крестьяне, рабочие, городская толпа. Ганди сумел воплотить эти идеи в жизнь на национальном уровне. Он превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию.


При этом Ганди провозглашал ненасилие высшей ценностью, вытекающей из религиозно-этических убеждений. Этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах. Ганди хотел, чтобы ненасилие воспринималось ИНК как символ веры.


Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями. Метод Ганди отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров.


Став неоспоримым (хотя и неофициальным) лидером ИНК, Ганди в течение 30 лет руководил индийским национально-освободительным движением и привел его к победе. Вехами этой борьбы стали общеиндийские кампании несотрудничества в 1920–1922 гг. и гражданского неповиновения в 1930–1931 гг., потрясшие основы британского господства. Мучительно переживая раскол Индии, назревавший в последние годы колониального господства и приведший к выделению из ее состава мусульманского государства Пакистан, Ганди посвятил свои последние усилия смирению индусско-мусульманской вражды. Он был убит в Дели во время публичной вечерней молитвы.


Ганди представляет собой редчайший образец сочетания крупнейшего и умудренного опытом политического деятеля, народного трибуна, сильного органической связью с массами, и глубоко религиозного человека, философа-моралиста, одинокого искателя истины. Это сочетание глубоко противоречиво. Связав свою судьбу с национально-освободительным движением, Ганди обрекал себя на отступления от принципов религиозной морали. Л. Н. Толстой, служивший для Ганди одним из источников вдохновения, отстранившись от политики, не желая иметь с ней ничего общего, получил тем самым возможность тверже следовать своим представлениям об этике. Известный английский писатель О. Хаксли видел в обращении Ганди к политике едва ли не измену религиозным принципам. Однако он не точен: в стремлении связать религиозную нравственность с общественно-политической деятельностью — не отступление от идеалов, а самая сущность гандизма. Именно попытка пропитать политику религиозными нормами ненасилия и любви, в отличие от индивидуального нравственного усовершенствования, составляла смысл учения и деятельности Ганди, хотя она и послужила питательной почвой для трагических внутренних коллизий. Ганди называл себя политиком, пытающимся быть святым. Он ставил перед собой задачу, по всей видимости, неразрешимую. При всем своем уважении к индийской цивилизации Ганди в вопросе о соотношении политики и морали восставал против древней политической культуры своей страны, а вернее, пытался ее реформировать. В политической мысли Древней Индии «Артхашастра» Каутильи была самым знаменитым, но отнюдь не единственным выражением правила «цель оправдывает средства». Особая дхарма царей разрешала правителям в критических обстоятельствах отходить от правил добродетели, обязательных для простых смертных. Тысячелетние индийские и мировые традиции не смутили Ганди. Он провозгласил ненасилие непреложным законом мира, в том числе мира политики и власти. Однако сочетание религиозно-этических и политических целей привело к возникновению в гандизме нескольких пластов. Существовало как бы два гандизма — чистый, теоретический, и гандизм на практике, т. е. политическая линия, отмеченная отступлениями от идеала и длительным компромиссом с социальными и политическими силами, далекими от этических принципов Ганди.


Ненасилие для Ганди — не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле не только индивидуальной, но и общественной жизни, основа его социального и политического идеала. Ганди — глубоко религиозный человек. Конечная цель его нравственных поисков — спасение души, слияние с абсолютом. С этих позиций он подходит и ко всем проблемам общественной жизни.


Путь индустриализации представляется Ганди ошибочным. Он считает, что Индии этот путь чужд, он был навязан ей англичанами. Ганди отвергает «европейскую цивилизацию» с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой. Она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом собственных страстей, многократно увеличила его способность причинять вред и разрушать. Эта цивилизация основана на насилии. Оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм, лишившие Индию свободы, нарушившие гармонию общения с природой и согласие в обществе.


Гандистская картина всеобщего благоденствия (сарводайя) — это идиллическое изображение простой сельской жизни. Индустрия сведена к минимуму. Каждый трудится во имя пропитания (физический труд) и пользуется равными правами со всеми. Обеспечено справедливое распределение. Без всякого насилия изживается эксплуатация: помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся (гандистская теория опеки). Потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов. Принцип «свадеши», который понимался до него в индийском освободительном движении только как поддержка национальных товаров и бойкот английских, Ганди, верный идеалу возврата к прошлому, низводит до уровня деревни. Каждая деревня стремится обеспечивать себя всем необходимым (автаркия). «Свадеши, — говорил Ганди в 1916 г., — это тот дух в нас, который заставляет нас ограничить себя использованием нашего ближайшего окружения и отказаться от более отдаленного… Свадеши, если его осуществить, принесет с собой золотой век». Это правило Ганди хотел распространить не только на экономику, но и на политику и на религию.




История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном кафедрой теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), дан анализ основных направлений политической и правовой мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом политико-правовая мысль России представлена более полно, что продиктовано ее особой важностью в свете происходящих в нашей стране перемен и необходимостью переосмысления прошлого.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, философских, исторических и политологических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами политики, государства и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_3_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

349
 Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

Под ред. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник

В учебнике, подготовленном кафедрой теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), дан анализ основных направлений политической и правовой мысли от древности до наших дней в России, странах Запада и Востока. При этом политико-правовая мысль России представлена более полно, что продиктовано ее особой важностью в свете происходящих в нашей стране перемен и необходимостью переосмысления прошлого.<br> Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических, философских, исторических и политологических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами политики, государства и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_politicheskikh_i_pravovykh_ucheniy_3_e_izdanie_uchebnik/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник" (Под ред. Мартышина О.В.) охраняются законодательством!