Юридическая Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 18.09.2012
ISBN: 9785392083237
Язык:
Объем текста: 356 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Введение

Глава 1. Государство и право Древней Руси (IХ—ХII вв.)

Глава 2. Феодальные государства на территории Древней Руси (XII—XV вв.)

Глава 3. Русское (московское) государство в ХV—ХVII вв.

Глава 4. Государство и право Российской империи в XVIII в.

Глава 5. Российская империя XIX в. и эпоха буржуазных реформ

Глава 6. Российская государственность и право в первые десятилетия XX в.

Глава 7. Социалистическая революция в России и создание советского государства (1917—1920 гг.)

Глава 8. Государство и право в переходный период

Глава 9. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — середина 50-х гг.)

Глава 10. Государство и право в условиях кризиса социализма (периоды «оттепели», «застоя» и «перестройки»)



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В ХV—ХVII ВВ.


§ 1. Образование русского централизованного государства
§ 2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия
§ 3. Государственный строй сословно-представительной монархии
§ 4. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.
§ 5. Развитие русского феодального права
§ 6. Судебники ХV—ХVI вв. как памятники права
§ 7. Церковная организация и церковное право ХV—ХVII вв.
§ 8. Уложение 1649 г. как свод феодального права


§ 1.Образование русского централизованного государства


В основе объединения русских земель лежал целый ряд факторов.


Предпосылки централизации:
• развитие областных рынков;
• развитие поместного землевладения и образование служилых сословий;
• освобождение от монгольского ига.


Предпосылки централизации:


1) развитие областных рынков;


2) развитие поместного землевладения и образование служилых сословий;


3) освобождение от монгольского ига.


Во второй половине XIV в. в Северо-Восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в XII в. Ослабление и распад Золотой Орды, развитие экономических междукняжеских связей и торговли, образование новых городов и укрепление социального слоя дворянства сыграли роль объединяющих факторов. В Московском княжестве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя (из его домена), за службу и на срок службы. Это ставило их в зависимость от князя и укрепляло его власть.


С ХIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются но вые монастыри, крепости и города, происходит покорение и ассимилирование местного населения.


Говоря о «централизации» следует иметь в виду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.


Централизация:
• территориальная;
• властная, создание централизованного аппарата власти.


В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К ХV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, "родословцев" отдельных феодальных родов и семей.


Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения. Иван III осуществлял конфискацию боярских земель, если владельцы переставали ему служить и покидали его. Конфискованная земля раздавалась им дворянам за верную службу, и тем самым увеличивалось поместное землевладение. В период с 1483 по 1489 г. он наделил землей таким образом 8000 семейств служилых людей. Следует отметить, что дворянское землевладение росло и за счет конфискованных церковных земель, которые также раздавались дворянам. Иван III, уничтожив новгородскую вольницу в 1478 г., кроме земель новгородских бояр изъял в свою пользу 10 владычных волостей и половину владений шести самых крупных монастырей, а затем на протяжении с 1499 по 1500 г. еще свыше половины владычных и монастырских имений. Однако те представители церкви, которые способствовали централизации и укреплению авторитета московского государства всячески поддерживались светской властью. Поэтому церковь со временем становится серьезной политической силой, сосредоточившей в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшей идеологию формирующегося самодержавного государства (идеи «Москва — третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник божий»). В этот период усилиями Иосифа Волоколамского оформляется теория отношений между светской и духовной властями, заключающаяся в признании того, что «царь естеством подобен есть всем человеком, властию же подобен вышнему богу». Согласно учению Иосифа государь московский — «государь московский самодержец и государь всея Руси», которому сам бог «посадил его в себе место» и «суд и милость предастъ ему и церковное и монастырское и всего православного государства и всея русския земли и власть и попечение вручил ему и суд царя ни кем уже не посуждается». Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых свобод») в городах.


В складывающейся политической ситуации все три социальные силы: феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.


Основные социальные группы (сословия):
• феодальная аристократия (светская и духовная);
• служилое сословие (дворянство);
• посадское население городов.


Централизация привела к существенным изменениям в государственном аппарате и государственной идеологии. Великий князь стал называться царем по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Сформировавшееся понятие самодержавной власти означало ее абсолютную независимость и суверенность. В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия византийского патриарха (к этому времени пала Византийская империя).


Усиление власти великого князя (царя) проходило параллельно с формированием новой системы государственного управления — приказно-воеводской. Для нее были характерны централизация и сословность. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на основе принципа местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. Это был аристократический, совещательный орган.


Отраслевыми органами центрального управления стали приказы (Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и др.), совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов.


Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники (кормленщики) и волостели (в уездах и волостях) назначались великим князем и в своей деятельности опирались на штат чиновников (праведчиков, доводчиков и др.). Кормленщики кормились в полном смысле этого слова за счет населения, с которого собирались корма и пошлины, вносимые обществами и отдельными людьми, однако кормление составляла определенная доля собираемых с населения сумм, основная же часть пополняла государственную казну. Они ведали административными, финансовыми и судебными органами. Срок пребывания в должности не был ограничен. Слишком независимые кормленщики к концу ХУ в. становятся неприемлемы для центральной власти, по степенно сокращаются сроки их деятельности, регламентируются штаты и нормы податей, ограничиваются судебные полномочия (в состав их суда вводятся местные «лучшие люди», земские дьяки протоколируют процесс, судебные документы подписывают целовальники и дворские).


Особенности процесса государственной централизации сводились к следующему: византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти; основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство; централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.


§ 2. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия


Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на бояр и служилое сословие (дворян). Однако бояре были не однородны и подразделялись на две категории — знатные аристократы, являвшиеся потомками удельных владетельных князей, имевших владения на землях северо-восточной Руси и Литвы, и перешедшие на службу к московскому государю под давлением политических обстоятельств. И вторая группа бояр — это потомки «вольных слуг», которые издавна служили московскому князю и были «искони вечные государские, ни у кого не служивали, кроме своих государей». Основой служебных отношений в московском государстве являлось местничество, которое в свою очередь базировалось на «отечестве» лиц, составляющих московский двор, которые благодаря своему аристократическому происхождению всегда занимали первые места как в думе, так и на пирах.


Экономической базой бояр являлось вотчинное землевладение, а дворян — поместное землевладение. Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.


В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.


Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и вправе занимать чиновничьи должности.


Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.


Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, была освобождена от государственного «тягла» (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась «белыми слободами». Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ста вили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «белолистцами» городских имуществ.


Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.


Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.


Этапы и формы прикрепления крестьян:
• введение «Юрьева дня»;
• установление «урочных лет»;
• переписные книги;
• введение «заповедных лет»;
• Уложение 1649 г. Полное прикрепление.


Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50—90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.


Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовали две основные категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился за крепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).


Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.


Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.



Рис. 11. Формы крестьянской зависимости


§ 3. Государственный строи сословно-представительной монархии


С 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. Власть царя была формально не ограниченной. В какой-то мере можно сказать о моральных ограничениях царской власти древними обычаями и традициями, поддерживаемыми церковью, что выражалось в неписанном правиле — государь не может делать того, что «не повелось», т. е. действия и поступки государя должны соответствовать «освященным временем древним обычаям». В своей деятельности он опирался на Боярскую думу, постоянно действовавшую при царе.



Рис. 12.Органы управления и власти Русского централизованного государства в середине XIV — середине XVII в.



Рис. 13. Состав Боярской думы


В 1549 г. в ее составе учреждена «Избранная дума» («Избранная рада») из доверенных лиц, которая также именовалась ближней или комнатной думой. По социальному происхождению члены думы делились на две группы — аристократы (боярство в количестве нескольких десятков знатных фамилий), которые состояли из бояр и окольничьих в количестве не более 50 человек, и думные люди, подразделявшиеся на два чина — думных дворян и думных дъяков (около 10 человек). Дума была высшим исполнительным, законодательным и позже судебным органом, однако, ее полномочия никогда не были определены законодательно, а определялись обычаями и царской волей. При этом законодательная сторона деятельности Боярской думы все-таки была закреплена в Судебнике 1550 г. А именно, ст. 89 гласила: « А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Однако участие думы в законодательной работе также зависело от воли государя, который по своему усмотрению издавал законы единолично или совещался только с «Из бранной думой», не считая нужным обсуждать проект на общем собрании думы. Царь не всегда присутствовал на заседаниях думы, что именовалось «сиденьем царя с боярами о делах», поскольку бояре могли решать дела и в отсутствие государя по его указанию. В особых случаях для решения наиболее важных государственных дел созывалось совместной заседание думы и «освященного со бора» в лице представителей высшего духовенства. Подготовку материалов для думы осуществлял целый штат профессиональных чиновников, связанных с приказами. При необходимости из состава членов думы формировались комиссии, которые выполняли разнообразные функции и носили соответствующие на звания. Как, например, комиссия «Ответная» — создавалась для ведения международных переговоров, «Уложенная» — законодательная работа с целью создания нового уложения, комиссии «Судная» и «Расправная» создавались для судебного преследования. Впоследствии Расправная комиссия приобрела статус постоянно действующего судебного органа. При этом необходимо подчеркнуть, что члены боярской думы в лице бояр, окольничьих и думных дьяков часто назначались послами при иностранных дворах, руководителями приказов, воеводами и т. д. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы — «советы всея земли», проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в.


Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, «Освященный собор» (церковные иерархи) и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Дворянство составляло основу царского войска и бюрократического аппарата, являлось главным служилым сословием. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трех социальных групп в Соборе. Противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.


Сословия, входящие в Земский собор:
• высшее духовенство, владелец монастырских и церковных земель;
• боярство, владелец вотчинных земель;
• дворянство, владелец поместных земель;
• верхушка посада, владелец «черных» и «белых» слобод и земель, промыслов и торговых капиталов.


Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («по пала там»), но принимались всем составом Собора.


Структура Земского собора:
• I палата — Освященный собор и Боярская дума;
• II палата — служилые люди;
• III палата — посадские люди.


Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.) стали земские и губные избы.


Учреждение этих органов ограничивало и заменяло систему кормлений, которая изжила, поскольку кормленщики назначаемые великим князем не были ограничены в сроках, что создавало условия для мздоимства. Поэтому выборные самоуправляющиеся избы, в состав которых вводились местные «лучшие люди», приняли на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную (губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков.


Ограничение «кормлений»:
• по срокам;
• по нормам сбора податей и «кормов»;
• по компетенции и полномочиям.


Деятельность земских и губных изб контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых было не постоянно: от 40 до 50.


Приказы появлялись весьма хаотично в зависимости от сложившейся ситуации в стране для решения определенных административных задач. Приказы не имели четких функциональных обязанностей и нередко дублировали друг друга. Так, по военным делам было около 15 приказов, по государственному хозяйству — примерно 13, и делами «внутреннего благоустройства и благочиния» занимались 12 приказов.


Однако со временем появилась определенная приказная специализация по отраслям управления. Отраслевыми приказами были: Посольский приказ — ведал внешними сношениями, По местный занимался служилым землевладением, Разрядный — военные дела, Холопий приказ вел регистрацию холопов, Разбойный приказ — уголовная юстиция, Стрелецкий — организация стрелецкого войска, Рейтарский и Иноземский приказы занимались наемниками иностранцами, Пушкарский — ведал артиллерией, приказы Большой казны и Большого прихода управляли государственным имуществом и финансами, Каменный приказ — курировал каменное строительство, Аптекарский приказ отвечал за придворную медицину.


Кроме этого были и территориальные приказы: Костромская четь, Нижегородский, Казанский, Сибирский, Малороссийский приказы. Происходила достаточно частая реорганизация приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов. В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство инструкциями и предписаниями (по горизонтали).


Приказы возглавлялись боярами и думными людьми. Основная работа в приказах осуществлялась дьяками и подъячими, первые из которых выполняли функции секретарей и знатоков инструкций, а вторые писцов. На них лежал основной груз рассмотрения воеводских «отписок» и частных челобитных, которые рассматривались весьма долго, переправляясь из одного приказа в другой, порождая мнение просителей, что их хотят «изволочить московскою волокитою».


Приблизительное число дьяков в Москве было 100 человек, а подьячих насчитывалось 1000.


В XVII в. происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.


§ 4. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.


Государственная централизация потребовала проведения ряда реформ в административной, финансовой и военной областях. Складывание приказно-воеводской системы управления означало централизацию всего управления и ликвидацию остатков дворцово-вотчинной системы.


Приказно-воеводская система управления:
• основывается на принципе местничества;
• предполагает создание отраслевых органов центрального управления (приказы);
• формирует подчиненную центру систему органов местного управления (воеводы).


Важное место заняла финансовая реформа: уже в 30-е гг. XVI в. вся денежная система была сосредоточена в руках государства. По пути унификации финансовой системы шла государственная податная политика (введение "посошной" системы обложения, т. е., установление единых критериев обложения: земельного угодья, численности поголовья скота и т. п.). В конце XVI в. была произведена опись земельных угодий и определено число окладных единиц («сох»). Вводился целый ряд прямых («кормленный откуп», «пятина» с движимого имущества, ямские, пищальные деньги) и косвенных (таможенный, соляной, кабацкий) налогов и сборов. Была установлена единая торговая пошлина — 5% к цене товара.


Военная реформа связывалась с идеей обязательной дворянской службы. Служилые люди получали плату в форме поместных наделов. Дворянство составляло костяк вооруженных сил. Дворяне и дети боярские должны были являться на службу в полном снаряжении, а именно: «в сбруях, в латах, бехтерцах, панцырях, шеломах и в шапках мисюрках а которые ездят на бой с одними пистолями, то кроме пистоля должны иметь карабины или пищали мерные». При этом учитывалось, что дворяне имели разный уровень доходов, поэтому предполагалось, что дворянина в бою должны сопровождать его «боевые холопы» с обозом, у которых «должны быть пищали долгие, а если у них за скудостью пищалей долгих не будет, то должно быть по рогатине, да по топору». В состав армии также входили: казаки, стрельцы и другие профессиональные военные, служащие по найму. С начала XVII в. появляются регулярные под разделения «нового строя»: рейтары, пушкари, драгуны. На службу в русскую армию поступают иностранцы.


Войско в ХVI—ХVII вв.:
• царская гвардия;
• дворянская конница;
• стрельцы и пушкари;
• ополченцы из крестьян;
• «боевые холопы»;
• полки «иноземного строя» — рейтары, драгуны;
• казаки;
• иностранные наемники.


Церковь в XV—XVII вв. являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в середине века (Стоглавый собор 1551 г.) был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель. Практические результаты не были значительными: была проведена только частичная конфискация монастырских земель в отдельных регионах и произведено ограничение наследственных (по завещанию) вкладов вотчин в монастыри. В 1580 г. монастырям запрещается покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души». Наиболее ощутимым ограничением стала закрепленная в Соборном Уложении ликвидация «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих и архиерейских слобод в городах.


Вместе с тем политическая роль церкви возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской кодификации предусматривалась ответственность за церковные преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Принятие на себя государством дел, ранее относящихся к церковной юрисдикции, означало ограничение последней.


Решительным политическим актом самодержавной власти стала «опричнина» (1565—1572 гг.). Иван IV предпринял попытку подавить оппозиционное боярство и утвердить центральную власть. В основе деятельности царя лежал принцип, применяемый обычно Москвой на завоеванных территориях по отношению к неблагонадежным представителям местной аристократии, которая насильно вывозилась во внутренние области государства, а завоеванные земли заселяли верные царю выходцы из исконно московских земель. Иван Грозный вывез владельцев-княжат из наследственных вотчин, которые дробились на мелкие участки и заселялись верным царю служилым дворянством. Царь в 1550 г. отобрал наиболее верных бояр и дворян сначала в количестве тысячи человек, которым были пожалованы подмосковные земли, ранее бывшие наследственными вотчинами. Затем появилась вторая тысяча, представители которой были жалованы землями в тех местностях, «которые городы поимал в опришнину». Иван Грозный, тем самым производивший своеобразную кадровую политику, «перебирал людишек, иных отсылал, а иных принимал», добиваясь полного искоренения опальных удельных князей, а их вотчинные землевладения оттеснялись все дальше от центра на территории, получившие названия «земщина». Таким образом, вся территория государства была разделена на «опричнину» и «земщину», такое деление было чрезвычайным, подчиненным политическим целям и не опиравшимся на традиционную территориально-административную структуру. При этом территория «опричнины» очень быстро увеличивалась в своих размерах и управлялась иным образом, нежели территории, относящиеся к «земщине». В стране, разделенной на два враждебных лагеря, одновременно существовали два аппарата управления — старый, на землях «земщины», и новый, особый, на территориях «опричнины», представляющий собой опричную боярскую думу, дворовых дъяков, приказы, казну, которая пополнялась благодаря податным платежам из опричных земель. Были также сформированы особые вооруженные подразделения (опричники), составившие ударную силу и репрессивный механизм опричнины. В этих условиях сложилась особо жесткая уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика.




История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям, практикующим юристам и всем интересующимся правом. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_otechestvennogo_gosudarstva_i_prava/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

319
 Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Исаев И.А. История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров

Учебник полностью соответствует новым стандартам высшего образования по направлению "Юриспруденция" (квалификация (степень) - "бакалавр"), и подготовлен профессорско-преподавательским коллективом МГЮА имени О. Е. Кутафина, который разрабатывал программы учебных дисциплин базовой части нового стандарта. Учебник предназначен для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по программам бакалавриата, а также преподавателям, практикующим юристам и всем интересующимся правом. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/istoriya_otechestvennogo_gosudarstva_i_prava/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

Внимание! Авторские права на книгу "История отечественного государства и права. Учебник для бакалавров" (Исаев И.А.) охраняются законодательством!