Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия и право. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392216413
Язык:
Объем текста: 356 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Философия и право в историческом контексте. Глава 1. Философские основания права

Глава 2. Взгляды русских философов на роль государства и права внутри общества и на международной арене (первая половина XX в.)

Глава 3. Свобода и нравственность в философии П. А. Кропоткина в контексте стратегии этизации современного права

Глава 4. Философия науки в историко-правовом рассмотрении: случай Галилея

Раздел II. Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии. Глава 1. Проблемы межуровневого взаимодействия в системе правовой методологии

Глава 2. Проблема истинного знания и пути его достижения в философии, науке и праве

Глава 3. Философия прав человека

Глава 4. Ответственность: некоторые аспекты философского и правового анализа

Глава 5. О некоторых философско-методологических основаниях понимания внутреннего мира человека

Раздел III. Философия и право в системе современного юридического образования. Глава 1. Правосознание, правовые ценности и проблемы их формирования в процессе юридического образования в современной россии: философско-социологический анализ

Глава 2. Риторизация и репрезентация современного философского знания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 3.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА


К осмыслению проблемы прав человека на уровне философской концепции подвигают необходимости практического и теоретического характера. Например, в научной литературе широкий характер приобрела дискуссия о личностных правах как правах человека четвертого поколения. Их основанием, по мнению В. И. Крусса, выступает уверенность в праве человека самостоятельно распоряжаться своим телом, осуществлять его «модернизацию», «реставрацию», даже «фундаментальную реконструкцию». К правам подобного рода автор относит «право на смерть, изменение пола, гомосексуальные контакты, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование, виртуальное моделирование». Такие вопросы характеризуются не только высоким градусом дискуссионности, но, что особенно важно, непосредственным выходом на практику. Причем практика требует, во-первых, их скорейшего решения, во-вторых – безошибочного. Подобные требования могут быть соблюдены при наличии соответствующей теоретической базы, в случае выяснения глубинного философского смысла прав человека, позволяющих на его основе адекватно решить формальные юридические вопросы.


К анализу прав человека на уровне их философского осмысления направляют и потребности теоретико-методологического характера. В современной науке активно развиваются новые направления: логика прав человека, политология прав человека, международное право прав человека, культура прав человека, культурологический дискурс прав человека, новые типологии прав человека, новые поколения прав человека, имитация прав человека и др. Наряду с этим разнообразием научных стилей и подходов идет постепенное становление теории прав человека как самостоятельной отрасли научных знаний, имеющей междисциплинарный и интегральный характер. «Теория прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства». Как видно, в данном случае теория прав человека трактуется максимально широко, включая в себя в числе других и философские проблемы. Дискуссионный вопрос о включении или невключении философии прав человека в теорию прав человека в данном случае оставим в стороне, лишь констатируем: права человека как социальное явление многообразны, многосторонни, отличаются богатством аспектов, исследуемых в современной социальной и гуманитарной теории. Их осмысление в рамках соответствующей философской концепции, во-первых, составит известную методологическую базу развития теории данного феномена, во-вторых, будет способно предложить некий мировоззренческий фокус, точку отсчета, направляющую последующий исследовательский процесс.


Задача полной разработки содержательного многообразия, наполняющего философию прав человека как концепцию, в предлагаемой главе не ставится, речь идет о предварительном решении ряда научных задач, способных обозначить авторский подход к проблеме и послужить основой дальнейшего исследовательского движения. Вследствие этого в тексте рассматриваются вопросы места и соотношения философии права и философии прав человека, в том числе их предметов; анализируются права человека как философская категория; осуществляется попытка философского анализа институализации прав человека в современной России.


3.1. Философия права и философия прав человека: соотношение и взаимоотношение


Философия прав человека не может формироваться как некое самостоятельное учение. Без сомнения, философия прав человека – это раздел философии права. Рассматривая последнюю, А. Золкин выделяет ее основные систематические разделы: философско-правовую онтологию, философско-правовую гносеологию, философско-правовую аксиологию, философско-правовую антропологию, философско-правовое государствоведение, философско-правовую социологию, философско-правовую культурологию. По его мнению, философско-правовая антропология представляет собой раздел философии права, который отвечает на вопросы о том, каково отношение права к человеческому бытию, что представляет собой идея прав человека, какова роль права в человеческом существовании. Иными словами, вопросы философии прав человека локализуются в содержании философско-правовой антропологии.


Итак, философия прав человека – часть философско-правовой антропологии, выступающей, в свою очередь, как часть философии права, в качестве элемента данной интегративной системы. Причем философию права будем рассматривать не как суммативную систему, но как интегративную, с позиции холизма, подчеркивающего несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств, по сравнению с его частями. Подобный подход объясняется авторским пониманием предмета философии права, ставящим в центр внимания не право, а человека в системе права. Остановимся на данном суждении подробнее.


Проблема предмета философии права до сих пор не решена, но это камень преткновения для развития многих наук. Сложности ее решения увеличиваются в случае перекрещивания информационных полей нескольких отраслей знаний. В нашем случае источниками развития философии права выступают философия и юриспруденция. Соответственно, в научной литературе на протяжении многих лет длится дискуссия касательно статуса философии права – ее принадлежности философии или теории права. Но сейчас, не касаясь этой дискуссии, останемся на точке зрения, что современная философия права, как и была в своей истории, – отрасль философского знания.


В философской традиции право рассматривалось прежде всего как естественное право. В XIX в. подобное понимание отступило на второй план, в частности в результате соперничества с исторической школой права. Ей на смену приходит юридический позитивизм. Мировая философия права ХХ–ХХI столетий характеризуется разнообразием подходов – феноменологического (А. Райнах), экзистенциального (В. Майкофер, Э. Фехнер), социологического (М. Вебер, Р. Паунд), неотомистского (Ж. Маритен, Дж. Финнис), юридического реализма (К. Н. Ллевеллин, М. Радэн). В работах Г. Райнера, Г. Роммена находит дальнейшее развитие концепция естественного права.


Естественно, предмет и структура философии права в рамках тех или иных концепций представлены по-разному. Однако налицо тенденция, свойственная особенно отечественной науке: предмет философии права в своем наполнении дрейфует от «человека, включенного в право», в сторону только «права», теряя по пути свою философичность. Думается, направление динамики все-таки следует обратить к человеку.


Если попытаться обобщить трактовки предмета философии права, сложившиеся в отечественной научной литературе к настоящему времени, то получим следующие варианты (присутствует и их смешение).


1. Определение в качестве предмета философско-правовой науки права – либо должного, идеального, либо позитивного. К примеру, в этом ключе трактуют предмет философско-правовой теории Н. В. Михалкин и А. Н. Михалкин, которые утверждают: «Философия права – это составная часть философского знания, изучающая общие закономерности возникновения и развития права, основные регулятивы и средства его функционирования, содержание познания юристов и проверку истинности получаемых знаний, осуществляющая методологические обобщения по систематизации и классификации подходов к трактовке права, обобщающая конкретные правовые знания до уровня их распространения среди широкого круга граждан общества, обеспечивающая прогноз развития права в его дифференциации и интеграции». Или мнение В. С. Нерсесянца, также укладывающееся в данный вариант: «Предмет философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) – это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве».


2. Сведение философии права к гносеологии. Как подчеркивает В. Н. Жуков, подобная редукция стала следствием рационалистической традиции западноевропейской философии, стремившейся в Новое время приобрести точность естествознания, а позднее переросшей в подобие сциентизма. Наиболее ярко подобный подход представлен в феноменологии Э. Гуссерля. Философия права, построенная на феноменологическом методе (Ф. Шрейер, Ф. Кауфман, Г. Гуссерль, Н. Н. Алексеев), фактически обращена не на саму сущность государства и права, а на юридический понятийный аппарат. В отечественной литературе позицию сведения философии права к гносеологии права (на базе материалистической философии) занимает Д. А. Керимов.


3. Понимание философии права только в качестве методологической базы юриспруденции. По сути, данная позиция сливается с предыдущей, поскольку задача философии права в данном случае, как считает В. Н. Хропанюк, состоит в «исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук». И далее мысль того же автора: в связи с тем, что «при современном развитии человеческого знания философия не в состоянии исследовать закономерности каждой отдельной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческое общежитие в его государственно-правовой сфере, …функции философии права (помимо методологической. – Ю. Ч.) возлагаются на теорию права». Не вызывает сомнений утверждение, что философия права может и должна выступать в качестве метода, выполнять функцию методологической основы теории права. Однако абсолютизировать эту функцию вряд ли правильно. Философия права включает в себя не только методологические и гносеологические аспекты, но и логические, онтологические, аксиологические, праксеологические и др.


4. Выяснение смысла права как определение предмета философии права. При этом смысл права связывается с такими мировоззренческими и философскими характеристиками, как предельные основания права и его место в мире, его предназначение, ценность, значимость. Тем или иным образом об этом пишут С. С. Алексеев, О. Г. Данильян, В. Н. Жуков, А. Л. Золкин. Например, В. Н. Жуков считает: «В разных текстах по философии права может много чего не быть (совершенных текстов нет), кроме одного: читателю всегда должен быть предложен философский смысл тех или иных политико-правовых явлений. Без этого философии права нет». Подход А. Л. Золкина следующий: «Философия права раскрывает смысл права в перспективе фундаментальных измерений человеческого бытия, общественной жизни и развития культуры». В меняющемся мире «смысл права изменяется, наполняется новым содержанием, уточняется относительно ценностных аспектов общественного развития».


Представляется, что последняя позиция вследствие своей философичности – самая приемлемая для определения ориентиров движения к раскрытию предмета философии права. Почему только для определения ориентиров? Во-первых, сначала речь должна пойти о более общих вопросах – научном или ненаучном статусе самой философии. Если философия – не только мировоззрение, но и наука, как полагает автор главы, то выявления только смысла права, субъективного по своей природе, недостаточно для развития научных философско-правовых исследований, следует выявлять закономерности, принципы, структуры, содержание и т. д.


Во-вторых, сама категория смысла в философии разработана недостаточно. По преимуществу ею занимается логика. Здесь общее значение языковых выражений делят на две части – предметное значение и смысл. Предметное значение – это предмет, обозначаемый суждением. Мысленное содержание суждения, его значение, то, что может быть понято, – смысл. Смысл, как видится, также некоторым образом связан как с целью, так и с истиной. Тем не менее в условиях неполной определенности категории смысла понять, насколько понят смысл права, проблематично.


В-третьих, в литературе высказывается положение о постоянном переопределении понятия права с точки зрения тех смыслов, которые право имеет для человека в изменяющемся культурном контексте. В этом случае степень неопределенности при определении предмета философии права еще более возрастает. Вследствие этого, не исключая категорию смысла из процесса исследования, предпочтительнее стремиться совместить характеристики философии и как мировоззрения, и как науки.


Применение «смысла» результативно в том отношении, что включает в разработку проблемы носителя и создателя смысла – человека. Памятуя о понимании философии как науки о предельных основаниях бытия, всеобщем в отношении мир – человек, первоначально определим философию права в качестве учения о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия. Тогда право как способ человеческого бытия – объект учения.


Используя подход И. Канта, определявшего предмет общей философии путем ответа на вопросы: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать? 3) на что я смею надеяться? 4) что такое человек? – предмет философии права можно обозначить посредством постановки вопросов: 1) что я могу знать о праве? 2) что я должен делать в соответствии с требованиями права и почему? 3) на что я могу надеяться в случае соблюдения или нарушения этих требований? Поиски ответов на подобные вопросы позволят наполнить смыслом бытие человека в праве. Кроме того, все они могут быть сведены к одному обобщающему вопросу: что есть «правовой человек»? что представляет собою право как способ человеческого бытия? или: в чем суть феномена «человек – право (правовая реальность)»? Ответы на эти вопросы и позволяют выяснить предмет философской дисциплины, исследующей право.


Таким образом, предметом философии права выступают общие закономерности, принципы возникновения, развития, функционирования отношений в рамках системы «человек – правовая реальность». По-видимому, в этом одно из отличий философии права от теории права. Теория права рассматривает сущность и закономерности возникновения, развития, функционирования права, политических и правовых систем, философия права – закономерности существования человека в системе права (правовой реальности), в том числе в рамках политических и правовых систем.



Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>