|
ОглавлениеРаздел I. Философия и право в историческом контексте. Глава 1. Философские основания права Глава 4. Философия науки в историко-правовом рассмотрении: случай Галилея Глава 2. Проблема истинного знания и пути его достижения в философии, науке и праве Глава 3. Философия прав человека Глава 4. Ответственность: некоторые аспекты философского и правового анализа Глава 5. О некоторых философско-методологических основаниях понимания внутреннего мира человека Глава 2. Риторизация и репрезентация современного философского знания Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгуПредисловиеМонография «Философия и право» написана ведущими специалистами кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О. Е. Кутафина и посвящена 85-летнему юбилею МГЮА. Авторы рассматривают правовые проблемы в контексте истории философии, взаимоотношения философии и права; роли философской, общенаучной и частнонаучной методологии в формировании парадигм права, а также значение синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. В первом разделе «Философия и право в историческом контексте» представлены как отдельные философско-правовые концепции, так и системное изложение философских оснований права с точки зрения трансцендентальной философии И. Канта, а также конкретные историко-правовые «казусы», отражающие специфику развития и формирования науки. В первой главе посредством критики доводов этатистских позитивистов, оставляющих право и закон без надежного теоретического обоснования, демонстрируется, что высокий и социально значимый статус правовой сферы требует всестороннего, предельно рационализированного и строго логичного доказательства своих притязаний на общезначимость, всеобщность и обязательность. В качестве такого доказательства в истории философии выступает, в частности, трансцендентальное обоснование, впервые данное И. Кантом. Проблематика априорного знания, лежащего в основе человеческого познания, является в современной философии науки и философии сознания одной из самых обсуждаемых, приоритетных тем. В работе показано, в частности, как рассматривается вопрос об априорном фундаменте в современной ноологии. В данной главе также рассматривается регулятивная сущность принципов свободы, автономии воли, собственности, правового равенства, справедливости. Данные принципы являются одновременно высшими человеческими ценностями, на которых строится вся социальная жизнь, и регулятивными основоположениями права, на которых надежно базируется юридический закон. Во второй главе представлено исследование взглядов русских философов на роль государства и права внутри общества и на международной арене (первая половина ХХ в.). Русские философы первой половины ХХ в. высказали ряд положений по актуальным проблемам государства и права как внутри общества, так и в международных отношениях. При этом такие видные отечественные мыслители той эпохи, как П. И. Новгородцев, П. А. Кропоткин, И. А. Ильин, Н. А. Бердяев, несмотря на различные концептуальные воззрения, в некоторых положениях трактовки государства и права имели схожие и даже близкие позиции. Это относится, например, к таким важным аспектам власти, как ее природа, связь с правом, нравственная оценка функционирования государства; гуманизм ее институтов и их перспективы; проблемы трактовки «сильной власти» и ее роли на международной арене. Глава третья также носит историко-философский характер (но с выводами, важными для современности) и посвящена идеям свободы и нравственности в философских взглядах П. А. Кропоткина. Автор подчеркивает, что реализацию социального идеала П. А. Кропоткин связывает с усилиями высоконравственных и одновременно свободных людей, точнее, личностей, которые смогут договориться между собой и сотрудничать. Не случайна явная практически-нравственная, образовательная ориентация П. А. Кропоткина, исходящая из устойчивых представлений о единстве науки и нравственности. Размышляя над стратегией этизации права, можно выделить основные направления усилий: во-первых, это совершенствование самого законодательства в русле его очеловечивания и избавления от излишнего формализма; во-вторых, существенное обновление всей правоохранительной системы, которая должна быть, так сказать, заточена не на количественные показатели в плане раскрываемости преступлений, а на профилактику преступности в целом в парадигме взаимопомощи и сотрудничества с населением; и наконец, важно расширять и углублять собственно этическое образование для юристов, способствовать созданию, совершенствованию и осуществлению соответствующих этических кодексов. Нужен комплексный, многоаспектный подход. |