Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия и право. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392216413
Язык:
Объем текста: 356 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Философия и право в историческом контексте. Глава 1. Философские основания права

Глава 2. Взгляды русских философов на роль государства и права внутри общества и на международной арене (первая половина XX в.)

Глава 3. Свобода и нравственность в философии П. А. Кропоткина в контексте стратегии этизации современного права

Глава 4. Философия науки в историко-правовом рассмотрении: случай Галилея

Раздел II. Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии. Глава 1. Проблемы межуровневого взаимодействия в системе правовой методологии

Глава 2. Проблема истинного знания и пути его достижения в философии, науке и праве

Глава 3. Философия прав человека

Глава 4. Ответственность: некоторые аспекты философского и правового анализа

Глава 5. О некоторых философско-методологических основаниях понимания внутреннего мира человека

Раздел III. Философия и право в системе современного юридического образования. Глава 1. Правосознание, правовые ценности и проблемы их формирования в процессе юридического образования в современной россии: философско-социологический анализ

Глава 2. Риторизация и репрезентация современного философского знания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 5.
О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ ПОНИМАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА


Мирозданье постигая,


Все познай, не отбирая:


Что – внутри, во внешнем сыщешь;


Что – вовне, внутри отыщешь.


И. В. Гете


Сегодня мы не только наблюдаем крушение старых идеалов, стереотипов мышления, системы нравственных норм и норм человеческого общежития – будучи участниками процесса обретения Россией своего нового исторического облика, каждый из нас не может не ставить перед собой вопроса о смысле своего собственного бытия, о возможности суверенности собственного мышления и духа, смысле собственной жизни и самодостаточности собственного Я. Перед нами стоит задача «очертить» границы своего собственного внутреннего мира, устроить его самым гармоничным образом, сделать собственной суверенной «территорией», в которой можно свободно реализовать свои сущностные силы.


В условиях отчуждения человека от многих общественных ценностей, отсутствия общенациональных идеалов, затянувшихся поисков национальной самоидентификации, тотального манипулирования общественным сознанием, настоятельных и все более изощренных попыток проникновения в суверенную жизнь человека познание человеком самого себя обретает не просто теоретический, но и сугубо практический характер.


Самоценность человеческой жизни сегодня самым непосредственным образом связана со стремлением сохранить суверенитет человеческого Я, с осознанным выбором образа жизни и образа мыслей. В современных условиях даже Интернет как виртуальная реальность представляет собой не только средство массовых коммуникаций или общения, но и, в известной степени, средство манипуляции человеческим сознанием, позволяющее осуществлять скрытый контроль, задающее темы общения, реализующее символическую форму реального социального протеста и т. д.


В эпоху все большего превращения знаний в непосредственную производительную силу, провозглашения амбициозных задач по модернизации нашего общества, как никогда актуальна не только смена парадигм традиционного мышления общества потребления, но и раскрепощение внутреннего потенциала каждого из нас. Только осознанный, свободный и творческий процесс самореализации человеческого Я способен раскрепостить сущностные силы человека, направить их на гармонизацию всех сторон человеческой жизни, помочь осмыслить и понять цель и смысл исторических преобразований.


Исторический прорыв в модернизации общества возможен исключительно на условиях добровольного, творческого раскрытия потенциала субъективного внутреннего мира человека. При этом ведущую роль в процессе исторического преобразования должны играть не внешние социальные условия человеческого бытия, но сам человек как субъект истории. Раскрепощение человеческой субъективности возможно лишь как акт свободной воли, включающий в себя элементы веры в торжество справедливости, свободы человеческого духа. Не случайно сегодня больному и раздираемому как внешними, так и внутренними противоречиями обществу и человеку все больше требуется не только материальная, но и духовная, пастырская помощь и поддержка.


При этом исторический процесс преобразования нашего общества должен быть понят и истолкован не только как процесс преобразования человеком внешнего мира, вещной реальности, но и как процесс самоизменения человека, совершенствования и развития человеческой субъективности, гармонизации социокультурной реальности его внутреннего мира.


В этом смысле перед гуманитарным знанием встает задача исследования философско-методологических оснований анализа и понимания субъективного внутреннего мира человека, человеческой субъективности во всем богатстве форм и способов ее реализации, определения того пространства, в котором «обитает» суверенное человеческое Я.


Какова же природа внутреннего мира человека, в чем специфика и природа той реальности, в которой развертывается человеческая субъективность?


По меткому замечанию В. Е. Кемерова, здесь возникает вопрос о вопросе: почему люди спрашивают о том, как жить по-человечески?.. Разве они не знают этого?.. Или, может быть, они не считают свою жизнь человеческой?.. Или, может быть, жизнь, которая им казалась человеческой, уже не кажется таковой?


Как здесь не вспомнить слова Блеза Паскаля о том, что сложность человека заставляет ученых заниматься чем угодно, только не познанием человека.


Наша принципиальная позиция заключается в том, что внутренний мир человека должен быть понят не только как мир человеческого сознания, человеческой души. Внутренний мир как мир человеческой субъективности гораздо более богат, чем мир человеческих чувств, мыслей, эмоций и переживаний. Субъективная реальность человека, или его субъективность, в отличие от реальности объективной, имеет иной модус бытия: она не может существовать сама по себе, ее существование всегда производно и зависимо от субъекта, понятого в самом широком смысле – как субъекта деятельности, познания и общения.


Говоря о внутреннем по отношению к бытию человека, мы имеем в виду его субъективное бытие по отношению ко всей объективной реальности. Внутренний мир – это не только то, что находится в пределах ограниченного телесными рамками индивида, не то, что заключено под черепной коробкой индивида, но, представляя собой жизненное пространство субъекта, является его социальным качеством, реализуемым только в системе общественных отношений.


Человеческая субъективность всегда интенциональна, внутренний мир человека имеет смысл только в его связи с внешним миром, но не со всем, а только с той его частью, в которой реализованы, опредмечены сущностные силы человека, с миром человеческой культуры. Интенциональность человеческой субъективности имеет смысл только в процессе творческой активности человеческого Я.


Это в равной мере относится и к познавательной деятельности, включающей в сугубо рациональную сферу элементы человеческой субъективности, художественному творчеству и механизмам художественного восприятия произведений искусства, к религиозной вере, которая должна постоянно поддерживаться самим человеком и невозможна без включенности человека по его доброй воле в систему отношений с Богом, в системе его нравственных отношений, где должное всегда призвано стать сущим для человека, стать внутренней максимой его поведения и отношения к другим людям.


По сути дела, вся человеческая активность направлена в первую очередь и в конечном счете на гармонизацию отношений человека с миром, на создание его «непосредственной среды обитания», на формирование его внутреннего мира как той социокультурной реальности, в которой человек, по словам Чингиза Айтматова, «кочует навстречу себе, узнаваясь в другом».


Субъективный внутренний мир человека представляет собой не только мир человеческого сознания, он намного шире, включая в себя не только структуры познавательной деятельности. В систему субъективного внутреннего мира человека должны быть включены подсознательные, бессознательные иррациональные элементы человеческой души, коллективное бессознательное, существующее только в системе человеческих отношений, то, что Юнг назвал архетипами.


Сегодня нельзя просто отмахнуться от того, что мифологическая и зачастую иррациональная составляющая человеческой жизни все настойчивее заявляет о своих правах на каждого из нас. Нам еще предстоит осмыслить тот факт, что в ХХI в. торжество человеческого разума, основанного на рациональных формах познания мира, все чаще в обыденной человеческой жизни заменяется на эзотерические, иррациональные формы постижения и объяснения как внешнего, так и внутреннего мира человека.


Почему в эпоху адронного коллайдера шаманы, гадалки, толкователи снов, целая армия экстрасенсов и «потомственных» целительниц человеческих душ не только все больше завоевывают умы и сердца людей, но и превращают свое ремесло в весьма доходный бизнес?


Виртуальный мир компьютеров принес нам не только новые возможности рационального постижения макро- и микрокосмоса, разгадки генетического кода человека, но и превратился в самостоятельную, а подчас и мистическую реальность. За рациональной «матрицей», как за прибрежной волной, слышится шум целого океана таинственного и мистического мира «Пифии», а освоение современных компьютерных технологий не только усиливает возможности и способности человеческого интеллекта, но и вызывает в условиях разобщенного человеческого мира новые психические заболевания, психологические зависимости. Сегодня все настойчивее звучат призывы обратить самое пристальное внимание на «экологию человеческой души».


К огромному сожалению, догматически истолкованный марксизм привел к тому, что социальное стало рассматриваться как особая структура, проявляющаяся в жизни людей, как особый порядок их взаимодействия, а иногда и как особая сила, воздействующая на людей и существующая как бы независимо от них. Тем самым человек во всем многообразии своих черт и способностей и отношений оказывался как бы за пределами собственно философского исследования. По сути дела, истолкование деятельности человеческих индивидов было подменено рассуждениями об отдельной личности, а социальным связям, формам и структурам противопоставлена отдельная личность, для которой ее социальность была задана как аксиома.



Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>