Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия и право. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 27.02.2017
ISBN: 9785392216413
Язык:
Объем текста: 356 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Философия и право в историческом контексте. Глава 1. Философские основания права

Глава 2. Взгляды русских философов на роль государства и права внутри общества и на международной арене (первая половина XX в.)

Глава 3. Свобода и нравственность в философии П. А. Кропоткина в контексте стратегии этизации современного права

Глава 4. Философия науки в историко-правовом рассмотрении: случай Галилея

Раздел II. Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии. Глава 1. Проблемы межуровневого взаимодействия в системе правовой методологии

Глава 2. Проблема истинного знания и пути его достижения в философии, науке и праве

Глава 3. Философия прав человека

Глава 4. Ответственность: некоторые аспекты философского и правового анализа

Глава 5. О некоторых философско-методологических основаниях понимания внутреннего мира человека

Раздел III. Философия и право в системе современного юридического образования. Глава 1. Правосознание, правовые ценности и проблемы их формирования в процессе юридического образования в современной россии: философско-социологический анализ

Глава 2. Риторизация и репрезентация современного философского знания



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 4.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ В ИСТОРИКО-ПРАВОВОМ РАССМОТРЕНИИ: СЛУЧАЙ ГАЛИЛЕЯ


Ученый, сверстник Галилея,


Был Галилея не глупее,


Он знал, что вертится Земля,


Но у него была семья.


И он, садясь с женой в карету,


Свершив предательство свое,


Считал, что делает карьеру,


А между тем губил ее.


Е. А. Евтушенко


Эпоха Возрождения – одна из самых удивительных и, пожалуй, загадочных эпох во всемирной истории. Это период, когда в корне меняется представление о человеке и его месте в мире, когда человек начинает мыслить себя в контексте Космоса, Вселенной. Рушатся прежние представления о строении мира, в которых Земле отводилась уникальная и единственная роль «центра мира»; в проблемах, поставленных Н. Коперником и Г. Галилеем, формируются предпосылки научной революции. Справедливости ради следует отметить, что истоки коперниканско-галилеевского переворота уходят в глубокую древность, в самый момент зарождения научно-философского мировоззрения.


4.1. Формирование аристотелевско-птолемеевской парадигмы


Путь формирования научных концепций длителен. Первые греческие философы – Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен – впервые дерзнули помыслить о Вселенной в целом, не прибегая мифологическим образам. Наблюдения за движением Солнца и Луны производились еще в Древнем Вавилоне и Египте, но результаты этих наблюдений использовались «рецептурно», т. е. для достижения конкретных практических результатов: для составления календаря, для определения сроков сельскохозяйственных работ. Подчас их достижения выглядят весьма впечатляюще: так, шумерский календарь, как и в целом система исчисления времени, весьма близки к современным. Но, тем не менее, даже идеи создания сколь-нибудь общей теории, «плана природы» у народов Древнего Востока не возникало. Древнегреческая цивилизация – совсем другого типа. Она отличается высоким уровнем рациональности, что находит свое проявление уже в VII–VI вв. до н. э. Иногда об этом пишут как о «греческом чуде». Но, на наш взгляд, никакого чуда в этом нет. Просто греческие полисы изначально стали развиваться как сообщества свободных людей. Да, конечно, было рабство, но не было тотальной зависимости человека от государства, свойственной восточным деспотиям. Именно наличие свободных и ответственных граждан (ибо свобода и ответственность, с нашей точки зрения, неразделимы) становятся предпосылкой развития науки и философии в Древней Греции.


Рассмотрим кратко те достижения древнегреческой мысли, которые прокладывали путь научным исследованиям будущего. Во-первых, в дошедших до нас сведениях о первых греческих философах мы находим попытку объяснить окружающий мир рационалистически. Их мировоззрение носит стихийно-материалистический характер. Так, Фалес вводит понятие «физиса» как обозначение первой и фундаментальной реальности (отсюда идет название «физики», т. е. те, кто изучает эту реальность (иначе «натурфилософы»). Фалес отождествляет эту первую реальность с «водой» (как неким первоначалом, абстрактным принципом). Из других его научных достижений можно отметить предсказание солнечного затмения (585 г. до н. э.), а также доказательство одной из теорем геометрии, названной его именем.


Анаксимандр (середина VI в. до н. э.) – ученик и последователь Фалеса. Он является автором первого философского сочинения, названного «О природе», – одноименные труды первых греческих философов появляются и в последующем. Все это подтверждает, что ранние греческие философы были именно натурфилософами, или, точнее, физиками. Анаксимандр ввел солнечные часы (гномон), которые были ранее известны на Востоке; построил модель небесной сферы (глобус); первым в Греции создал географическую карту. Он также занимался математикой и дал первый очерк геометрии.


Невозможно не упомянуть имя Пифагора, который считал сферу наиболее совершенным из геометрических тел и, по-видимому, склонялся к мысли, что Земля и небо должны также иметь форму сферы. Сам Пифагор проповедовал свое учение устно, в письменном виде идея шарообразности Земли была изложена Парменидом, главой школы элеатов (ок. 500 г. до н. э.). Постепенно идея сферичности Земли завоевывала всеобщее признание, хотя Аристотель в середине IV в. до н. э. отмечал, что единогласие по этому вопросу не достигнуто. Древнегреческие астрономы поняли, что Венера и Меркурий, в отличие от трех остальных известных тогда «блуждающих светил», не удаляются далеко от Солнца. Они научились отождествлять «Утреннюю Звезду» с «Вечерней Звездой», но, главное, их не покидала мысль, что за этим хаосом кроется порядок.


Такой порядок внесла математическая теория мира ученика Платона Евдокса, дополненная метафизикой Аристотеля. Согласно схеме Евдокса, в центре ряда концентрических сфер находится неподвижная Земля. Сложные движения остальных небесных тел Евдокс объяснял соответствующей комбинацией движений «сфер» (хотя Евдокс ничего не говорил о природе этих «сфер», Аристотель придал им физический смысл, считая их материальными и состоящими из «эфира»). Согласно Аристотелю, все небесные тела были приведены в движение «неподвижным перводвигателем», который и заключает в себе конечную причину движения (т. е. энергию в чистом виде, являясь при этом исключительно активным (не «пассивным»), нематериальным и совершенным существом – иными словами, Богом. Но, с другой стороны, Бог не может быть побудительной причиной движения (согласно представлениям аристотелевской физики, каждому движению, вызванному побудительной причиной, соответствовала реакция со стороны движущегося тела, что подразумевало «пассивность» самого двигателя). Из этого следовало, что Бог мог являться лишь конечной причиной движения, т. е. целью, объектом «желания», «любви». Аристотель полагал, что одного вечного двигателя недостаточно, чтобы объяснить движение сфер, из которых состоит небо. Между сферой с неподвижно закрепленными на ней звездами и землей расположены еще 55 сфер, имеющих разный момент движения и движущиеся звезды. Все эти сферы приводятся в движение интеллигибельными силами, аналогичными вечному двигателю, но расположенными ниже его, иерархически организованными в межзвездном пространстве. Христианство трансформирует эти субстанции в «ангельские разумные силы», или просто отождествляет с ангелами, которые, действуя с помощью знания и любви, осуществляют желание воссоединения с Богом – совершенным существом и венцом всего сущего. Именно такая трансформация учения Аристотеля превращает его в «главного философа» Средневековья. Именно поэтому католическая церковь в противостоянии с Галилеем отстаивала аристотелевско-птолемеевскую концепцию мироздания.


Но до самого процесса еще далеко. Вернемся к идеям античных авторов. Математическая модель Евдокса пренебрегала рядом фактических несоответствий (например, в ней не находили объяснения движения Венеры и Марса, т. н. «попятные движения»), его теория не объясняла изменений в яркости и видимых размерах небесных тел. На эти вопросы ответил ученик Платона Гераклид Понтийский, который выдвинул две революционные гипотезы: 1) видимое суточное вращение небосвода – не более чем иллюзия: в действительности движется Земля, совершая один оборот вокруг своей оси за 24 часа. Это был подлинный вызов здравому смыслу и чувственному опыту. (Считается, что двумя веками раньше подобную мысль высказал философ-пифагореец Гикет.) Но данная идея не получила признания.


Вторая революционная идея Гераклида заключалась в том, что он объяснил изменения в яркости светил наложением движения Венеры и Меркурия по гелиоцентрическим орбитам на круговое движение самого Солнца вокруг Земли. Это была плодотворная (с математической точки зрения) идея эпицикла, использованная впоследствии Птолемеем.


В эллинистический период центр греческой мысли перемещается в Александрию, и именно там Аристархом Самосским (ок. 310–230 гг. до н. э.) впервые выдвигается гелиоцентрическая гипотеза. Сведения об этом содержатся в дошедшем до нас отрывке из сочинения Архимеда, где он пишет: «Аристарх Самосский написал сочинение, содержащее ряд [новых] допущений… Он принимает, что неподвижные звезды и Солнце остаются неподвижными, а Земля движется вокруг Солнца по окружности круга, в центре которого лежит Солнце…» Данная гипотеза в те времена, оказалась, по-видимому, слишком смелой и к тому же противоречила обыденному опыту людей. Другой выдающийся греческий астроном – Гиппарх, посвятивший много времени наблюдениям за звездным небом, отверг гипотезу Аристарха как не позволяющую точно описать наблюдаемые движения планет (на самом деле расхождение объясняется тем, что в гипотезе Аристарха планеты движутся по круговым орбитам).


Высшей точкой греческой космологии стали достижения Клавдия Птолемея (II в. н. э.). Его сочинение Matematike Syntaxis (по-арабски «Аль-мегисте», что означает «Великое») вошло в европейскую научную и философскую мысль как «Альмагест» и заняло в ней главенствующее положение на четырнадцать столетий.


Вслед за Аристотелем и большинством своих предшественников Птолемей исходит из убеждения, что Земля неподвижна, что она имеет форму шара и находится в центре мироздания. В своих построениях Птолемей исходит из аксиомы небесной геометрии, что как в случае пяти планет, так и в случае Солнца и Луны все видимые нерегулярности вполне объяснимы посредством равномерных круговых движений. Земля, по Птолемею, находится в центре мироздания, ее размеры – не более чем точка, по сравнению с расстоянием до звезд. Но он решительно расходится с Аристотелем в вопросе о концентрических сферах. Птолемей вводит чисто математическое объяснение движения планет, которое сводится к следующим трем принципам:


1) принцип эксцентрических траекторий движения (эксцентрик), согласно которому Земля находится не в центре планетарных орбит, а в смещенном (эксцентрическом) положении. Это, между прочим, позволяло объяснить колебания яркости свечения планет в течение года и неодинаковую продолжительность времен года;


2) принцип эпициклов был использован для объяснения «остановок» и «попятного движения» планет (предполагалось, что траектория движения каждой планеты является составляющей двух или более круговых траекторий. Каждая планета движется по окружности – эпициклу, центр которой, в свою очередь, совершает движение по окружности большего диаметра – деференту, центр которого может двигаться по еще большему деференту, и т. д.).



Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>

209
Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

Философия Артемов В.М., Гунибский М.Ш., Далецкий Ч.Б., Демина Л.А., и др. Философия и право. Монография

В коллективной монографии, созданной ведущими учеными кафедры философских и социально-экономических дисциплин Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), предпринято исследование ряда проблем и коллизий права с точки зрения их философского анализа, роли философской методологии в теории и истории права, а также значения синтеза социально-философских и юридических наук в современном юридическом образовании. Содержание монографии включает три раздела, последовательно раскрывающие взаимодействие и взаимовлияние философии и права, а именно: «Философия и право в историческом контексте», «Право в контексте философской, общенаучной и частнонаучной методологической рефлексии», «Философско-правовые проблемы в системе современного юридического образования».<br> Монография предназначена для научных и научно-педагогических специалистов в области философии и юриспруденции, а также для обучающихся в аспирантуре и магистратуре, равно как всех, интересующихся проблемами взаимовлияния и взаимодействия философии и права. <br><br> <h3><a href="https://litgid.com/read/filosofiya_i_pravo_monografiya/page-1.php">Читать фрагмент...</a></h3>