Юридическая Под ред. Малько А.В., Гулякова А.Д. Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.07.2017
ISBN: 9785392248018
Язык:
Объем текста: 297 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Термины и понятия. А

Б

В

Г

Д

Е

И

К

Л

М

Н

П

Р

C

Т

Ф

Ш

Э

Ю

Приложения



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Термины и понятия


А


Австро-Венгерская монархия


Многонациональная, «лоскутная» империя Габсбургов нуждалась в модернизации. Это ясно показала эпоха европейских революций 1848–1849 гг., национальное восстание дворянства в Венгрии под руководством Л. Кошута, военные поражения императорского режима в Италии и в войне с Пруссией. В 1867 г. империя была переформатирована в дуалистическую монархию.


Монарх соединял титулы императора Австрии и короля Венгрии. Общими для двух частей монархии были три министерства: военное и морское, императорского двора и иностранных дел, финансов. «Император-король являлся верховным главнокомандующим, созывал и распускал парламенты Австрии и Венгрии и легислатуры территорий в их составе (ландтаги, сеймы). Министры были подотчетны исключительно монарху. Для обсуждения законодательных мер оба парламента направляли делегации из своего состава по 60 членов в каждой. Делегации созывались ежегодно императором (королем) поочередно в Вене и Будапеште. Делегации при этом заседали раздельно и созывались на общее собрание только после трех неудачных попыток прийти к соглашению. На общем собрании допускалось только голосование по вопросу, но не его обсуждение».


Цислейтания (собственно Австрийские земли, Королевство Богемское, Маркграфство Моравия, Королевство Галиция и Лодомирия, Королевство Далмация) подразделялась на 14 территориальных образований. Транслейтания, состоявшая из Королевства Венгрии с Трансильванией, Королевства Хорватии и Славонии, города Фиуме, имела семь территориальных образований. Каждая из двух частей объединенного государства имела собственное законодательство и территориально-административное устройство, но принципы организации власти были схожими. Так, их парламенты имели по две палаты, верхние из которых носили чисто аристократический характер, а нижние — избирались. Однако у этого двухэлементного государства не было перспективы без дальнейшей федерализации. «Под скипетром Габсбургов объединялись 11 национальностей: немцы, венгры, чехи, поляки, русины (украинцы), хорваты, сербы, румыны, словенцы, словаки, итальянцы. Австрийские немцы не составляли большинства населения… В 1851 г. в стране насчитывалось 21,6% немцев (7,9 млн из 36,5 млн всего населения), 15,3% итальянцев, 13,4% венгров, 11% чехов. Впоследствии эти пропорции изменились несущественно. Так, в 1910 г. в монархии было 23,4% немцев, 19,6% венгров и 12,7% чехов (всё население — 51 млн)». По мере развития капитализма в национальных анклавах повышался градус национального самосознания, и народы Австро-Венгрии, лишенные этнокультурной самостоятельности, ждали только удобного случая, чтобы обрести независимость.


Территория Австро-Венгрии до 1914 г.



Не без основания можно полагать, что венгерская часть полуфедеративного тандема была более слабым звеном. Если у Вены имелся более длительный опыт государственного управления, то у Будапешта он отсутствовал. Венгерские мыслители и политики не смогли сконструировать идеологию, объединяющую народы шести языковых групп. Венгерские власти не провели должную демократизацию политических институтов, и они были заражены вирусом национализма. Известный румынский мыслитель Аурель Поповчи из Баната, входившего тогда в Транслейтанию, в получившем известность в начале XX в. труде предлагал федерализовать всю Австро-Венгерскую монархию на основе наций-государств.


Эти государства с единым императором и двухпалатным парламентом имели бы свои собственные конституции, утверждаемые императором. К федеральной юрисдикции принадлежали вопросы обороны, внешней политики, таможенных пошлин, железнодорожного сообщения, гражданского, уголовного и процессуального права, денежного обращения, гражданства.


Распад Австро-Венгерской монархии



Однако для создания подобной федерации существовали объективные и субъективные трудности. В империи не существовало однородных зон этнического расселения. Немцы жили вместе с чехами в Богемии, венгры — со словаками в Венгрии; румыны — с сербами и швабами в Банате и Воеводине; словенцы — вместе с итальянцами на Далматинском побережье и с австрийцами в Каринтии; поляки — с немцами в Силезии, и все указанные группы соседствовали с евреями. Кроме того, дуалистическую империю в условиях обычного мирного времени трудно было переформатировать в имперскую федерацию, как это произошло в этнически однородной Германии, по причине вполне вероятного сопротивления венгерской элиты. Но самое главное — император и его ближайшее окружение не были готовы к подобному шагу. «Габсбурги стали мастерами “мягкой власти”, бисмарковское “железом и кровью” было им чуждо. Это придавало империи обаяние в глазах многих ее подданных, но во время кризисов грозило параличом воли».


Австралия


Эта страна, наряду со США и Канадой, представляет переселенческий тип федерализма, который сформировался смешанным путем при сакционировании со стороны властей метрополии.


Австралия была открыта относительно поздно — в конце XVIII в., и ее освоение продвигалось достаточно медленно в силу исключительной удаленности континента от Европы. Это создавало и известные управленческие проблемы, в частности, возможности для злоупотреблений, о которых Лондон узнавал слишком поздно. То, что среди переселенцев в первое время доминировали ссыльные из Великобритании, создавало дополнительное социальное напряжение.


Карта Австралии



Заселение континента началось с организации колоний Новый Южный Уэльс (1788). За этим последовало появление первых поселений на острове Тасмания (1803–1804), г. Брисбен — будущей столицы Квинсленда (1825), Западной Австралии (1829), Южной Австралии (1836), Виктории (1850).


Открытие золота в 1851 г. явилось мощным фактором к увеличению миграции. Уже в 1860 г. во всех колониях проживало 1146 тыс. человек. Причем на 90% жители колоний были лица британского происхождения, родившиеся в Великобритании и в самой Австралии. Однако быстро росло китайское население, и колониальные власти приняли ограничительные меры.


До поры до времени у австралийских колоний не было стимулов к объединению. «…Расположенные на громадном континенте, географически разобщенные, с весьма малым числом населения, сконцентрированного в немногих центрах, отдаленных друг от друга огромными расстояниями, развивались, по существу, самостоятельно, постоянно испытывая взаимное недоверие, недоброжелательство, перераставшие в настоящую вражду.


…Интересы буржуазии различных колоний были часто прямо противоположны. Так, если буржуазия Нового Южного Уэльса отстаивала принцип фритредерства, то буржуазия Виктории твердо стояла на позициях протекционизма. Пребывание Виктории, так же как Южной Австралии и Тасмании, в составе колоний Новый Южный Уэльс не только не привело к их сплочению и возникновению общих интересов, но, напротив, обострило сепаратистские тенденции, нашедшие свое выражение в движении за выход из-под власти сиднейской администрации и достижение самоуправления».


Отдельные государственные деятели Великобритании (как, например, лорд Грей в начале 1850-х гг.) предлагали федерализовать австралийские колонии, но эту идею не поддержала местная элита.


Инициатива премьер-министра колонии Новый Южный Уэльс Г. Паркса, поддержанная британскими властями, открыла целую серию конференций в 1890-х гг. на предмет федерализации.


На встрече в Мельбурне начался процесс создания конституции нового государства путем изучения других федеративных конституций — США, Швейцарии, Канады, Германии. Логично, что первые ораторы обратили пристальное внимание на конституционный опыт Канады, входящей в состав Британской империи. Политический ветеран из Нового Южного Уэльса, занимавший там пять раз должность премьер-министра, Г. Паркс предложил резолюцию, дословно повторяющую фрагмент из документов Квебекской конференции. За ним выступил политический тяжеловес из Квинсленда, президент Федерального Совета С. Гриффит, акцентировавший внимание на Британском Акте о Северной Америке 1867 г. и повторивший из него полномочия федеральной власти как пример для подражания. Однако в последующем выступлении лидер оппозиции из Южной Австралии Т. Плейфорд напомнил, что Конституция Канады принималась под впечатлением Гражданской войны в США, и канадский парламент получил слишком много полномочий. Поклонник США, генеральный атторней из Тасмании Э. И. Кларк остановился на конституционных достоинствах заатлантической республики, а премьер-министр Южной Австралии Дж. Кокбёрн призвал не идти по пути Канады, поскольку она не признает дифференциацию между субъектами федерации.


«На конференции довольно четко определились три направления. К первому принадлежали сторонники сильной федеральной власти, “федералисты любой ценой”, как их называли позднее, такие как Паркс (Новый Южный Уэльс) и Макроссен (Квинсленд). Представители второго направления, такие как Плейфорд (Южная Австралия) и Кларк (Тасмания), настаивали на сохранении у колоний широких прав при объединении их в федерацию. Третье — промежуточное между двумя крайними направлениями. Его выражал, в частности, Гриффит, являвшийся тогда лидером оппозиции в парламенте Квинсленда».


В итоге, после длительных согласований и двух референдумов, Конституция австралийского сообщества была введена в действие королевским указом в июне 1900 г.


Внешне произошедшее выглядело как заурядное событие. «В отличие от созданных ранее конфедераций Соединенных Штатов Америки и Германии, Австралия не вела войны за независимость или объединение. В отличие от итальянцев, она не пережила эпоху воссоединения Рисорджименто. Явка на референдум по созданию федерации была ниже, чем на парламентских выборах…».


Конституция заимствовала американскую систему разделения властей, но совмещала ее с британским парламентаризмом с его главным принципом — ответственностью правительства перед парламентом. «Вдохновение для австралийского федерализма самым очевидным образом может быть обнаружено в опыте США. Многие из создателей Конституции посещали США и изучали американское конституционное право. Парадокс, но создатели конституционного строя выбрали американскую модель федерации, а не канадскую систему потому, что они были озабочены воображаемым централизованным федерализмом последней. История показала, что их ощущения были неправильными». Конституционный документ был кратким: он состоял из 127 секций и 11 908 слов. Для структурирования федеративных отношений ключевое значение имели секции 51, 71, 96 и 109. В секции 51 были обозначены 40 совместных предметов ведения федерации и штатов. Среди них торговля между штатами и с другими странами, вопросы обороны, налогообложения, организации работы почты, телеграфа, метеонаблюдений, статистики и цензов, денежного обращения, банкротства, интеллектуальной собственности, брака и развода, социального обеспечения, иммиграции, эмиграции, внешней политики, строительства и покупки железных дорог (с согласия штатов), примирения и арбитража в трудовых спорах, выходящих за пределы одного штата, и т. д. Исключительные полномочия федерального центра указаны в секции 52 и состоят только из трех пунктов: 1) выбор месторасположения правительства; 2) вопросы, относящиеся к общественной службе; 3) другие вопросы, относящиеся к провозглашенным прерогативам парламента. Одновременно с этим в секциях 90 и 91 к числу федеральных прерогатив относится взимание акцизных сборов. В секции 71 был обозначен Высокий Суд как орган федерального правосудия. Секция 96 давала полномочия федеральному Парламенту предоставлять финансовую помощь штатам. Секция 109 отмечала, что в случае противоречий между законодательством субъектов и федерального центра законы последнего имеют преобладающую силу.




Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Предлагаемое издание посвящено истории и теории федерализма – федеративным государствам и их отцам-основателям, оформившим данный вид государственности, ключевым терминам и концепциям.<br /> В приложении даются выдержки из конституций ведущих государств, раскрывающих особенности федеративных правоотношений.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 мая 2017 г.<br /> Словарь-справочник предназначен для студентов и преподавателей юридических, политологических и исторических специальностей, для всех интересующихся проблемами государствоведения.

209
 Под ред. Малько А.В., Гулякова А.Д. Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Под ред. Малько А.В., Гулякова А.Д. Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Под ред. Малько А.В., Гулякова А.Д. Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание

Предлагаемое издание посвящено истории и теории федерализма – федеративным государствам и их отцам-основателям, оформившим данный вид государственности, ключевым терминам и концепциям.<br /> В приложении даются выдержки из конституций ведущих государств, раскрывающих особенности федеративных правоотношений.<br /> Законодательство приведено по состоянию на 1 мая 2017 г.<br /> Словарь-справочник предназначен для студентов и преподавателей юридических, политологических и исторических специальностей, для всех интересующихся проблемами государствоведения.

Внимание! Авторские права на книгу "Федерализм: юридический словарь-справочник. 2-е издание" (Под ред. Малько А.В., Гулякова А.Д.) охраняются законодательством!