Юридическая Под ред. Тучковой Э.Г. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.07.2017
ISBN: 9785392250110
Язык:
Объем текста: 459 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Введение

Глава 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и его место в общей системе социальной защиты населения

Глава 2. Функции социального обеспечения

Глава 3. Организационно-правовые формы социального обеспечения

Глава 4. Понятие права социального обеспечения

Глава 5. Предмет права социального обеспечения

Глава 6. Метод права социального обеспечения

Глава 7. Система права социального обеспечения

Глава 8. Единство и дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению как принцип права социального обеспечения

Глава 9. Источники права социального обеспечения

Глава 10. Проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении

Глава 11. Субъекты права социального обеспечения

Глава 12. Правоотношения в сфере социального обеспечения

Глава 13. Международные стандарты социального обеспечения и опыт их реализации в россии



Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу



Глава 1.
Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и его место в общей системе социальной защиты населения


1.1. Основные этапы становления систем социального обеспечения


Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать источник средств существования. К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить в любое время каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно. Поиск оптимальных решений проблемы помощи страждущим и неимущим имеет свою многовековую историю. Изучение социального опыта и социальной практики человечества позволяет «вывести определенные закономерности бытия, которые существуют вне зависимости от времени и пространства, которые частично воплотились в законах о бедности средневековой Европы и которые общество по сей день пытается реализовать в проектах социальной политики». Именно социальная политика генерирует и организует деятельность государства, направленную на «обеспечение основных социальных потребностей общества и его слоев: это одно из важнейших направлений внутренней политики государства, имеющее в своей основе социальную доктрину, которая определяет стратегию и цели развития общества, а также деятельность институтов гражданского общества; и наконец, это система мер, обеспечивающая решения по всем направлениям социальной сферы (занятость населения, здравоохранение, образование, социальное и пенсионное обеспечение и пр.)».


По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.


Формирование соответствующих мировоззрений человеческой цивилизации на способы решения проблем, сопутствующих ее развитию, таких как отсутствие у огромного числа людей необходимого для их существования источника средств, обеспечивающих их жизнедеятельность, о чем выше уже говорилось, прошло многовековой путь и свидетельствует о том, что в отдельные исторические периоды для их решения принимались диаметрально противоположные меры. Кроме того, социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.


Известному российскому ученому Е. Б. Хохлову удалось воссоздать системное, поистине панорамное видение основных этапов формирования и эволюции социальной политики на примере европейских государств, демонстрирующих сегодня всему миру высокую результативность функционирующих в них систем социального обеспечения. Автор монументального энциклопедического исследования, ставя перед собой задачу на основе анализа исторической эволюции хозяйственных систем определить в них место механизма правового регулирования труда, начиная с древнейшего общества и до организации труда в условиях промышленного капитализма, «попутно» показал, как постепенно и противоречиво формировались социальные доктрины и вырабатывалось концептуальное понимание ответственности государства за обеспечение социальной стабильности в обществе на основе экономической и социальной защищенности его населения. При этом концептуальное обоснование социальных моделей всегда зависит от уровня экономического развития общества. «Каждый поворот истории экономической мысли, каждая теоретическая находка — это заявка на социальное и экономическое реформирование, определенную перестройку социальных и экономических отношений, разработку новых законов, новации в правовом обеспечении, организации труда и др.». С учетом экономических процессов, происходящих в европейских странах и в России, в историческом измерении можно выделить два основных сущностных этапа формирования социальных систем: первый этап начинается с древнейшего общества, а второй — с промышленной революции, сопровождавшейся индустриализацией производства.


Важное значение в решении проблемы бедности и нищеты на ранних стадиях имела деятельность церкви, однако содержание этой деятельности также было обусловлено определенными изменениями в религиозных воззрениях на такие социальные проблемы, как бедность и нищета. Известный исследователь экономической истории У. Дж. Эшли писал, что в VI в. в первоначальной христианской церкви в Англии возник обычай делить церковные доходы на четыре части, одна из которых шла на содержание бедных. Однако в ХV столетии оказание помощи несчастным прекратилось, и осталась лишь раздача милостыни всем толпившимся у монастырских ворот без всякого различия. В то же время в Англии еще в 1388 г. по статуту Ричарда II произошло разделение всех нищих на нетрудоспособных и способных к труду. Первым предоставлялось право просить милостыню, но только в том приходе, где их застал данный закон, а вторые должны были отправляться в приход, где родились, и там заниматься работой. В Акте Генриха VIII (1530 г.) нищенство работоспособных уже признается преступлением, за которое предусматриваются телесное наказание и тюремное заключение. Карательная политика по отношению к тем, кто нищенствовал и бродяжничал, пронизывала и Закон о бедных, принятый в Англии в 1601 г., который действовал вплоть до 1795 г. За бродяжничество полагалась смертная казнь. Здоровые бедняки по этому закону принуждались к труду, с тем чтобы они могли отрабатывать свое содержание, обеспечивать которое должен был приход, на который возлагалась обязанность призрения бедных.


Истории известны и другие формы социальной помощи бедным — это средневековые госпитали, в которые помещались наряду с больными и престарелые, а также те, кто нуждался в помощи. Госпитали, содержавшиеся за счет монастырей и частных «отказов» (завещаний) в их пользу зажиточными людьми, стали проявлением благотворительности, характерной как для Великобритании, так и для других европейских стран.


Определенный интерес представляют опыт становления и эволюция систем социальной поддержки населения и на Руси. Как свидетельствует Начальная летопись, князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Для тех же, кто не мог дойти до его двора в силу дряхлости и болезни, продукты развозили на телегах, спрашивая, где находятся больные и нищие. В 996 г. князь Владимир издал устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.


«Русская Правда» князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах.


Историки отмечают, что «по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более четко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое — продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе — усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви». В качестве доказательства второго направления в становлении системы общественного призрения можно привести указ Ивана IV Грозного «О милостыне», в котором в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить их одеждой.


По указу царя Федора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя; те из числа нищенствующих и убогих, которые могли работать, должны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».


Петр I приказал Святейшему Синоду, Камер-конторе, Главному магистрату и воеводам «приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей праздношатающихся и им подобных». В то же время Петр I запретил подавать милостыню непосредственно просящим подаяние, а указом от 3 мая 1720 г. повелел всех офицеров и нижних чинов, признанных по удостоверению Военной коллегии неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определять на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненное содержание.


Екатерина II в манифесте от 1 сентября 1763 г. «Об учреждении Воспитательных домов» указала, что призрение бедных — главное для верховной власти. В принятом ею в 1775 г. «Учреждении для управления губерний» впервые в законодательном порядке была установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий. С этой целью в каждой губернии создавались особые Приказы общественного призрения, на которые возлагалась обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, работные дома (в которых бедные люди могли бы своим трудом добывать себе пропитание), смирительные дома (для исправления людей). Соответствующие средства для организации и содержания этих учреждений выделялись в качестве первоначального капитала из государственной казны, а изданное в 1785 г. «Городовое Положение» узаконило требование к городам об отчислении из своих доходов части средств Приказам общественного призрения. При Екатерине II в России был учрежден первый инвалидный дом, однако по существу это была богадельня для призрения раненых, больных и престарелых воинов и их семейств.


Инвалидные дома для значительного числа призреваемых появились при Николае I. К инвалидам в этот период относили тех, кто был не способен ни к каким работам и не мог обходиться без посторонней помощи.


Сеть благотворительных учреждений, находящихся под покровительством императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), в 1854 г., т. е. после ее смерти, были объединены под общим названием «Ведомство учреждений императрицы Марии». Благотворительностью, предоставляемой этими учреждениями, в течение 1898 г. воспользовалось более 7 млн человек, не считая 20 млн случаев разовых обращений к благотворительной помощи. В благотворительных заведениях постоянно проживало около 500 тыс. человек.


Российское законодательство XIX в. делило нищих на четыре кате­гории:


1) те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;


2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако может работать;


3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;


4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.


Очевидно, такая «классификация» нуждающихся была необходима для определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.


В 1827 г. принимается Устав о пенсиях и единовременных пособиях крупным чиновникам и тем, кто занимал военные чины. В соответствии с уставом лицам, близким к царскому двору, назначались пенсии в размерах, устанавливаемых единоличным решением царя и достигавших 12 тыс. руб. в год. Другие чиновники (в зависимости от служебного положения) получали от 300 руб. до 4 тыс. руб. в год. Пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи.


С зарождением капиталистического производства источником существования вместо труда в семейном хозяйстве становится труд на работодателя, который покупает рабочую силу, не гарантируя работнику возможности его обеспечения в случае наступления старости, нетрудоспособности, а его семье — в случае потери кормильца.


В этот период господствующей доктриной усиленно насаждается мысль о том, что величайшей ценностью капитализма является возможность формирования общества свободного предпринимательства, в котором залогом благосостояния могут и должны стать предприимчивость, труд и бережливость каждого; общество «равных возможностей» стимулирует личную ответственность человека за свое будущее и будущее своих детей, в связи с чем государство не должно вмешиваться в дела индивидуума и уровень его жизни. Однако труд, ставший товаром, имел слишком низкую цену в форме заработной платы, которая не могла гарантировать не только обеспечения будущей старости, но и самого существования в период работы. По мере формирования класса наемных работников все больше становилась очевидной необходимость организации взаимопомощи в случаях, когда работник вынужденно терял заработок в связи с болезнью, инвалидностью, а его семья — в случае утраты кормильца. Образуются общества взаимопомощи в виде касс, средства которых складывались из взносов работников и работодателей. Право собственности на средства касс и монополия на управление ими принадлежали работодателям. Они могли повышать взносы работников, уменьшать размеры пенсий и пособий, по своему усмотрению распоряжаться этими средствами. Пенсии из касс были очень низкими и составляли лишь одну двадцатую часть заработка. Кассы предоставляли работнику мизерную помощь в случае его нетрудоспособности, но, несмотря на это, государство поощряло их, обеспечивая правовую охрану. Это объяснялось тем, что функционирование таких касс снимало с государства и имущего класса ответственность за социальную незащищенность громадной армии наемных работников.


Резкое обострение во второй половине XIX в. противоречий между трудом и капиталом, угрожающее социальным взрывом, не позволило капиталистическому государству долго занимать позицию невмешательства в «свободу индивидуума». В ряде капиталистических государств принимаются законы об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 г., в Англии — в 1880 г., в России — в 1903 г. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, поскольку они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.



Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Актуальность монографии чрезвычайно велика в связи с тем, что до настоящего времени в стране отсутствует законодательное закрепление основополагающих начал данной отрасли права, таких как цели, задачи, принципы, предмет правового регулирования и др. В монографии подводится некий итог развития и состояния научной мысли по основным теоретическим проблемам Общей части права социального обеспечения на момент ее издания, позволяющий формировать системное научное представление о позициях ученых, показать круг новых проблем, нуждающихся в научных исследованиях, дать критическую оценку участившимся попыткам внедрения в систему социального обеспечения коммерческих начал и элементов частноправового регулирования.<br /> Законодательство приводится по состоянию на апрель 2017 г.<br /> Монография принесет пользу всем, кто интересуется наукой, преподает данную учебную дисциплину, будущим юристам, аспирантам, докторантам, молодым ученым, делающим только первые шаги на научном поприще.

319
Юридическая Под ред. Тучковой Э.Г. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Юридическая Под ред. Тучковой Э.Г. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Юридическая Под ред. Тучковой Э.Г. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография

Актуальность монографии чрезвычайно велика в связи с тем, что до настоящего времени в стране отсутствует законодательное закрепление основополагающих начал данной отрасли права, таких как цели, задачи, принципы, предмет правового регулирования и др. В монографии подводится некий итог развития и состояния научной мысли по основным теоретическим проблемам Общей части права социального обеспечения на момент ее издания, позволяющий формировать системное научное представление о позициях ученых, показать круг новых проблем, нуждающихся в научных исследованиях, дать критическую оценку участившимся попыткам внедрения в систему социального обеспечения коммерческих начал и элементов частноправового регулирования.<br /> Законодательство приводится по состоянию на апрель 2017 г.<br /> Монография принесет пользу всем, кто интересуется наукой, преподает данную учебную дисциплину, будущим юристам, аспирантам, докторантам, молодым ученым, делающим только первые шаги на научном поприще.